Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 13.  ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ




 

Вопросы для общего обсуждения

1. Основные философские подходы к исследованию сознания. Понятие сознания.

2. Сознательное и бессознательное.

3. Сознание и самосознание.

4. Язык и сознание.

 

Темы сообщений

1. Представления о душе в религии, философии и науке.

2. Что такое духовность?

3. Знак и символ.

4. Понятие идеального.

 

Методические рекомендации

Сознание – философская категория, выражающая способ «обнаружения» человеком себя в мире, включающая в себя все богатство человеческой субъективности: познавательную деятельность, эмоции, оценки, цели, идеалы, ценности, нормы и т.п. История формирования понятия «сознание» (первый вопрос) позволяет нам судить о его наиболее существенных качествах. Это способность при помощи разнообразных средств: языковых, понятийных, образно-чувственных – обеспечивать повседневную жизнь людей, их познавательную и коммуникативную деятельность. Во-первых, речь идет об инструментальной активности сознания. Во-вторых, системные качества сознания, его целостная связность и согласованность взаимодействия его отдельных структур. В-третьих, интенциональная способность сознания, т.е. свойство направленности его на что-либо или на кого-либо. В-четвертых, свойство сознания выражать состояния внутреннего мира человека. Это эпистемическое качество, под которым подразумевают состояния сомнения, убеждения, веры, уверенности и др. Раскрывая особенности современного подхода к исследованию сознания, следует отметить стремление преодолеть односторонность дихотомии духа и тела. При определении понятия «сознание» следует соотнести его с понятиями «разум» и «рассудок».

Проблема соотношения сознания и бессознательного (второй вопрос) также имеет богатую традицию. Однако целесообразнее проанализировать эту проблему, начиная с работ З. Фрейда и К. Юнга, а затем показать, что внесли в рассмотрение этой проблемы представители психоаналитической философии, экзистенциализма, феноменологии.

В третьем вопросе необходимо дать не только определение самосознания, но и выделить его отдельные уровни (этапы развития). Рассмотрите факторы, влияющие на формирования самосознания.

Раскрывая четвертый вопрос, следует обратить внимание, что осознание человеком собственного бытия в разнообразии своих отношений к миру, к другому и к самому себе в значительной мере определяется возможностями его языка. С одной стороны, язык, речь – это органическая способность сознания, связанная со всеми его структурами, а также с психикой, бессознательным, телом. С другой стороны, язык – это универсальное средство общения. Раскрывая функции языка: репрезентативную способность языка обозначать, замещать и обобщать предметный мир; интенциональную – направляющую, указательную, номинативную – способность слова называть, распознавать и сообщать сведения о предметах; экспрессивную – выражение эмоционального мира сознания, переживаний. Выяснив основные функции языка, покажите принципиальное отличие языка человеческого общения от любой знаковой системы.

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Как Вы различаете содержание понятий «сознание», «познание» и «знание»?

2. Что включают в себя чувственно-рациональный и эмоционально-ценностный уровни сознания?

3. По какому критерию в науке различают два типа мыслительной деятельности: гуманитарный и естественно-

научный?

4. Является ли сознание врожденным свойством человека?

5. Какое свойство сознания является уникальным, не наблюдаемым ни у одного предмета объективного мира?

6. Что такое духовность?

7. Сводится ли содержание бессознательного исключительно к биологической компоненте?

8. Какие особенности языка делают возможной передачу информации от одного носителя к другому, обеспечивают ее

сохранность во времени и пространстве?

9. В каком смысле можно говорить о развитии или деградации национального языка?

10. Всегда ли мышление облечено в языковую форму?

 

Список рекомендуемой литературы

1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А.Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-506с.

2. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник/ Е.Г. Родчанин, В.И.Колесников. – М.: Дашков и К; Академцентр, 2010.- 429с.

3. Словарь философских терминов/ Науч. Ред. В.Г.Кузнецова. – М.: Инфра-М, 2005. 731с.

4. Философия: учебник для студ. Вузов/Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. -;-е изд., стереотип. –М.: Гардарики, 2008.- 828с.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов.- 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. -344с.

6. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технич. вузов. – М.: Гардарики, 2002.- 368с.

7. Алексеев П.В. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002.-344с.

8. Филимонов, С.Л. Символ и его роль в коммуникации / С.Л. Филимонов // Философия и общество. – 2001. – № 4.

9. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. – М., 1998.

10. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. – М., 1972.

11. Налимов, В.В. Вероятностные модели языка: о соотношении естественных и искусственных языков / В.В. Налимов.– М., 1989.

12. Петров, М.К. Язык, знак, культура / М.К. Петров. – М., 1991.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...