Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ




 

Вопросы для общего обсуждения

1. Формирование средневековой христианской философии, особенности ее онтологии, гносеологии и антропологии.

2. От патристики – к схоластике: содержание двух этапов истории средневековой философии.

3. Философская новизна воззрений Августина Блаженного.

4. Основные направления арабо-мусульманской философии.

 

Темы сообщений

1. Соотношение разума и веры в средневековой философии.

2. Спор о природе универсалий (номинализм и реализм).

3. Значение философского творчества Авиценны (Ибн Сины) и Аверроэса (Ибн Рошда).

4. Теория двойственности истины в философии Средневековья.

5. Доказательства бытия Бога в средневековой философии.

 

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос раскройте причины распространения в начале I тысячелетия н.э. в Римской империи новой религии – христианства. Охарактеризовав важнейшие черты средневековой философии – теоцентризм, креационизм, идеи творения и откровения, провиденциализм, несложно определить особенности ее онтологии – теоцентризм, гносеологии

– иррационализм, антропологии – дуализм, признающий двойственную природу человека – божественную и земную.

Во втором вопросе определите хронологические рамки и имена представителей этих этапов. Затем раскройте суть основных проблем, которые решали в отмеченные периоды Отцы церкви, и особенности их решения: бытия бога, обоснования Его триединой сущности, отношения веры и разума, божественной предопределенности, спасения души, существования зла в мире и др. В качестве итога сделайте вывод о том, в чем заключается новаторство Августина, в каком смысле его можно считать мыслителем, направившим философию по новому пути.

Третий вопрос требует развернутого изложения таких особенностей творчества Августина Блаженного, как понимание Бога, человеческой души, значения воли, цели человеческой жизни, смысла познания, соотношения добра и зла, содержания истории человечества.

В четвертом вопросе уточните, какие философские учения принято объединять под названием «арабская философия». Характеризуя важнейшие из них, выясните их источники, отношение к античной философии. Приведите примеры различных способов решения арабскими мыслителями проблем бытия Бога, познания, смысла человеческой жизни. Выясните, в чем

состояло отличие арабской средневековой философии от западноевропейской.

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем отличия понимания Бога в античной и средневековой философии?

2. Каким образом Августин Блаженный понимал свободу воли?

3. Как изменилось понимание человека в философии средневековья по сравнению с античными антропологическими концепциями?

4. Какие доказательства бытия Бога были сформулированы в средневековой философии?

5. Как отличить средневековые философские взгляды от теологических?

6. Какие уровни выделял Фома Аквинский в мире, сотворенном Богом?

7. Как в философии средневековья проявилось внимание к проблемам внутренней, духовной жизни личности?

8. Каким образом в средневековой философии традиции античной философии соединились с христианским откровением?

9. В каких арабо-мусульманских направлениях и каким образом особое внимание уделялось трактовке идей Аристотеля?

10. Каковы были взаимоотношения философии и науки в средневековой культуре?

 

Список рекомендуемой литературы

1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А.Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-506с.

2. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник/ Е.Г. Родчанин, В.И.Колесников. – М.: Дашков и К; Академцентр, 2010.- 429с.

3. Словарь философских терминов/ Науч. Ред. В.Г.Кузнецова. – М.: Инфра-М, 2005. 731с.

4. Философия: учебник для студ. Вузов/Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. -;-е изд., стереотип. –М.: Гардарики, 2008.- 828с.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов.- 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. -344с.

6. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технич. вузов. – М.: Гардарики, 2002.- 368с.

7. Алексеев П.В. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002.-344с.

8. Зеньковский, В.В. Основы христианской философии / В.В. Зеньковский. – М, 1996.

9.  Коплстон, Ф. История средневековой философии / Ф. Коплстон. – М., 1997.

10.  Штекль, А. История средневековой философии / А. Штекль. – СПб., 1996.

11. Фролова, Е.А. История средневековой арабо-исламской философии / Е.А. Фролова. – М., 1995.

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 325.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...