Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 4. ФИЛОСОФСКИЕ ПОИСКИ МЫСЛИТЕЛЕЙ ВОЗРОЖДЕНИЯ, РЕФОРМАЦИИ, ПРОСВЕЩЕНИЯ




 

Вопросы для общего обсуждения

1. Философия Ренессанса и Реформации как преодоление средневековой схоластики.

2. Анализ понимания Бога и религии в периоды Возрождения и Просвещения.

3. Основные принципы при трактовке проблемы человека в эпохи Ренессанса и Просвещения.

4. Социально-философские взгляды эпохи Просвещения.

 

Темы сообщений

1. Проблемы онтологии и гносеологии в работе Николая Кузанского «Об ученом незнании».

2. Научная революция XVI в. и ее влияние на изменение картины мира.

3. Философское наследие Эразма Роттердамского.

4. «Человек-машина» Ж. Ламетри.

5. Концепция правового государства в воззрениях мыслителей эпохи Просвещения.

 

Методические рекомендации

Чтобы ответить на первый вопрос, следует определить хронологические рамки эпохи Возрождения (Ренессанса), охарактеризовать происходившие на этом историческом этапе кардинальные изменения во всех сферах общества. Обратите особое внимание на прогресс в экономике, научные открытия и изобретения. Уточните, к возрождению каких идеалов призывали идеологи Ренессанса и можно ли все происходившее расценить как простое воспроизведение идеалов, утраченных в феодальной Европе. Подчеркните, что, несмотря на видимые отличия, Ренессанс и Реформация неотделимы друг от друга как течения, подготовившие формирование философии Нового времени. Выясните, в чем заключалась философская основа антицерковных выступлений Мартина Лютера, Томаса Мюнцера, Жана Кальвина, какие гуманистические взгляды они проповедовали, как представляли себе идеальное общественное устройство.

Во втором вопросе необходимо проследить смену акцентов в воззрениях основных мыслителей на роль Бога в созда-

нии и развитии мира в указанный период. Уделите особое внимание концепциям Николая Кузанского, Джордано Бруно и Вольтера.

Проблема человека занимала одно из центральных мест как у философов в средние века, так и у мыслителей Возрождения и Просвещения. Потому в третьем вопросе следует показать эволюцию принципа антропоцентризма от позиции «человек – венец творенья» (Средневековье) до концепции «человек – центр мира» (Возрождение и Просвещение). Последнюю следует связать с принципами гуманизма («человек обладает свободой воли, и сам может творить свою судьбу») и естественного права (Т. Гоббс, Дж. Локк).

В четвертом вопросе следует осветить взгляды просветителей на общество и государственное устройство. Рассмотрите, в частности, их предложения по преодолению общественного неравенства, представления о механизме формирования общественных потребностей, идею естественного состояния человеческого общества, теории «общественного договора», исследования негативных сторон развития цивилизации и др. Уделите внимание становлению идеи прогресса (Ж.А. Кондорсе), формированию веры в возможность устроения лучшего будущего на земле.

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Какие идейные основы объединяют периоды Ренессанса и Просвещения?

2. Почему в этот период большинство философов выступало преимущественно только против церкви, а не против религии вообще?

3. Изменилось ли мышление обычного европейца в это время? Почему?

4. Почему Бог по-прежнему присутствовал в философских исканиях мыслителей указанного периода?

5. Объясните значение терминов «теизм», «пантеизм», «деизм», «атеизм» в свете происходившей в то время научной революции?

6. Каким образом происходившая в то время научная революция повлияла на развитие натурфилософии изучаемого периода?

7. Почему проблема человека выходит на первое место в философских исканиях мыслителей эпохи Возрождения?

8. Какова общая тенденция в развитии философской антропологии в периоды Возрождения и Просвещения?

9. Почему в период Ренессанса возникла потребность в создании утопических проектов?

10. Почему в эпоху Возрождения социально-философской проблематике большинство мыслителей отводили второстепенную роль, а в период Просвещения она выходит на одно из первых мест?

 

Список рекомендуемой литературы

1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А.Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-506с.

2. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник/ Е.Г. Родчанин, В.И.Колесников. – М.: Дашков и К; Академцентр, 2010.- 429с.

3. Словарь философских терминов/ Науч. Ред. В.Г.Кузнецова. – М.: Инфра-М, 2005. 731с.

4. Философия: учебник для студ. Вузов/Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. -;-е изд., стереотип. –М.: Гардарики, 2008.- 828с.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов.- 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. -344с.

6. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технич. вузов. – М.: Гардарики, 2002.- 368с.

7. Алексеев П.В. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002.-344с.

8. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / под ред. Л.М. Брагиной. – М., 1999

9. Соколов, В.В. Европейская философия XV – XVII вв. / В.В. Соколов. – М., 1996.

10. Хоркхаймер, М. Диалектика Просвещения / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. – М.–СПб., 1997.

11. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения / А.Ф. Лосев. – М., 1998.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...