Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Информационные ресурсы фирмы




 

 

Осуществить экономический выбор – значит обработать серию информационных сообщений с целью принять решение о действии, которое само станет сигналом, информацией для других единиц принятия решений. Одна из функций экономических организаций – обработка и производство информации.[72]

Рассмотрим вопрос информационных ресурсов на уровне фирмы. Постановка проблемы этого исследования обусловлена объективными причинами роста приоритета информационных ресурсов среди других ресурсов фирмы. В целом, говоря об информационных ресурсов в экономике, можно выделить две глобальные сферы – сфера обращения и сфера производства. Проблему информации, информационных ресурсов в сфере обращения была рассмотрена, в ставшей уже классикой, работе Дж. Стиглера «Экономическая теория информации».

Дж. Стиглер выделяет следующие факторы, ограничивающие размер поиска информации на рынке [95].

1. Чем больше доля расходов покупателя на данный товар, тем большую экономию может принести поиск, а значит, тем больше объем поиска.

2. Чем больше доля опытных постоянных покупателей на рынке, тем больше объем поиска (позитивной корреляции между ценами разных периодов).

3. Чем больше доля опытных продавцов, тем выше корреляция между ценами разных периодов, а значит, по условию 2, тем больше объем накопленного поиска.

4. Затраты на поиск тем больше, чем больше географическая протяженность рынка.

В своей работе Дж. Стиглер считает рекламу средством снижения затрат связанных с поиском информации в сфере обращения.

Одной из задач, которые решают производители в сфере обращения, приобретая информационные ресурсы, является повышение степени осведомленности и увеличение возможности осуществление ценовой дискриминации первой степени. «Производитель продает каждую единицу товара каждому покупателю по его резервной цене, т.е. максимальной цене, которую потребитель готов заплатить за данную единицу товара. Весь излишек потребителя в данном случае присваивает производитель, и потребительский излишек полностью исчезает» [92].

Анализ информационных потоков в сфере обращения не учитывает того момента, что порождением этих потоков явились процессы происходящие внутри организации и порожденные ими.

Проблема же анализа динамики информационных ресурсов на уровне фирмы, то есть в сфере производства, до сих пор основательно не разработана. Это обусловлено тем, что при анализе динамики информационных ресурсов на рынке, исследователь обладает большим статистическим материалом, что позволяет точнее анализировать проблему.

При анализе внутренней среды фирмы информационные ресурсы формируются из первичной информации, поступающей из внешней среды. По этому, отсутствие взаимодействия между всеми основными работниками фирмы, как на уровне управления, так и на уровне производства грозит значительными недоработками и не стыковками в формировании производственного процесса.

Исходя из этих условий, сконцентрируемся в основном на исследовании внутренней динамики распределения информационных ресурсов, т.е. рассмотрим процесс появления информационных ресурсов и их движение уже внутри фирмы.

В обществе, основанном на частной собственности, информационные ресурсы находятся в собственности наравне с другими видами как материальных, так и нематериальных ресурсов. Их размещение и использование производится, исходя из степени важности для собственника, по мере значимости для коллектива и производительности самой фирмы в целом.

При этом, «коллективным называется производство где

1) используется несколько типов ресурсов;

2) продукт не является суммой отдельных выпусков каждого из объединяющихся ресурсов. Дополнительный фактор создает проблему коллективной организации

3) ресурсы, используемые в коллективном производстве, не принадлежат все одному лицу»[90].

В связи с этим информационные ресурсы нами будут рассматриваться как единое целое, без выделения составных частей.

Информационные потоки внутри организации разделяются на две составляющие: информация об ограничениях и информация о взаимоотношениях участников.

Информация об ограничениях – данные получаемые извне:

1. Ограничения касающиеся первоначальных вложений (затрат)

2. Ограничения об использовании этих затрат

3. Ограничения относящиеся к самой системе информации

4. Ограничения о взаимоотношении организаций друг с другом.

Но организация характеризуется и отношениями участников между собой.

Существуют правила распределения ролей и функций, приводящие к становлению внутренней структуры, правила регулирующие отношения между уровнями. Внутренние процедуры контроля кристаллизуются в совокупность технических средств и механизмов, которые обеспечивают сплоченность участников и, следовательно, согласованность действий. Внутриорганизационная информация формирует систему представлений, необходимых при принятии решений и предназначенных для того, чтобы донести в концентрированной форме сигнал о комплексе взаимоотношений до других организаций.

Информационные ресурсы призваны решать целевую функцию, стоимость информационных ресурсов определяется с одной стороны издержками, по их реализации, а с другой стороны неполнотой или асимметрией информации на рынке.

Разнородность информации определяет ее неполноту, а множественность и неполнота информации означают, что она является ресурсом приобретение которого связано с выполнением сложных и дорогостоящих процедур. Существует асимметрия распределения и получения информации.

На фирме существует два пути получения информационных ресурсов.

Во-первых, получение информационных ресурсов извне, внешней среды фирмы. Это основной способ получения информационных ресурсов. При этом ресурсы приобретаются на рынке за плату или получаются бесплатно в качестве общественного блага (нормативы, законы, стандарты).

Во-вторых, синтезирование внешних информационных ресурсов внутри фирмы. Фирма обладает знанием того, как наиболее эффективно комбинировать поступившие из внешней среды в ее распоряжение материальные и финансовые ресурсы. После синтеза внешних информационных ресурсов фирма получает и необходимую для ее развития синтезированную внутреннюю информацию, сопоставляя ее с информацией о текущих процессах внутри фирмы (управленческой, оперативной, статистической и производственной).

 

Рис 13. Направления информационных потоков в едином информационном пространстве фирмы

Только после этого фирма выводит синтезированную информацию во внешнюю среду, в которой содержится все необходимое для заключения договоров, то есть, поиска партнеров.

Это можно отразить на рисунке 13. Стрелками показано поступление информационных ресурсов из внешней среды, их перераспределение внутри фирмы и выведение синтезированной информации во внешнюю среду.

«Разница в коллективном использовании ресурсов и центральном положении одной из сторон – в контрактных соглашениях со всеми другими ресурсами. Разница в наличии центрального контрактного агента – в коллективном производственном процессе, а не в большей авторитарной руководящей или дисциплинирующей власти». [78].

Синтез поступающих из внешней среды информационных ресурсов, позволяет производить информационные ресурсы, которые не могут быть получены из внешней среды, а исходя только из взаимодействия внешней и внутрифирменной среды. Т.е. рассматривая распределение информационных ресурсов внутри фирмы, можно говорить об трех различных группах каналов, выделяя их по мере анализа поступивших информационных ресурсов во внутрифирменном пространстве:

1. каналы получения информации из внешней среды;

2. каналы синтезирования внешней информации во внутреннюю и использования ее для нужд фирмы;

3. каналы преобразования и выведение синтезированной информации во внешнюю среду.

Каналы перераспределения информации на рынке, представляют собой круговорот информационных ресурсов на рынке.

Но, при этом не следует забывать, что существует 3 вида информации: общественная, или общедоступная; коммерческая, то есть продаваемая на рынке за деньги; информация, остающаяся в распоряжении предприятия и не разглашаемая во внешнюю среду.

Таким образом, к внешней информации относится информация, поступающая на фирму из внешней среды и синтезированная информация, поступающая от фирмы во внешнюю среду, а к внутренней информации относится текущая информация, синтезируемая и используемая внутри фирмы для ее нужд в виде управленческой, оперативной, статистической и производственной информации. Взаимодействие трех групп каналов распределения информации формируют единое информационное пространство фирмы. Взаимодействие всех фирм на рынке формирует единое информационное пространство на рынке.

Целью вложения средств в информационные ресурсы для фирмы является получение конкурентного преимущества. Данное преимущество может быть представлено в виде выигрыша во времени, который получает фирма. Единственное различие в том, что фирма использует либо внутренние факты и данные, или факты и данные поступающие из внешней среды. В любом случае фирма вступает во взаимоотношение с другими организациями способными преобразовать эти факты и данные в информационные ресурсы необходимые для данной фирмы. Это может быть приобретение баз данных, программного обеспечения, обучение персонала и так далее. Здесь уместен пример с человеком, который знает о существование вокруг него радиоволн, но без специальных средств – радиоприемников ему недоступно слушать существующие радиопередачи. В подобной ситуации оказывается фирма, которая без необходимых средств не может преобразовать факты и данные, которыми она обладает, в информационные ресурсы. Следующий этап – возможность применять эти ресурсы в деятельности фирмы. в качестве примера возьмем биржевые графики, которые любой желающий может найти в средствах массовой информации, но не каждый может их использовать для приращения собственного благосостояния. Фирма должна обладать персоналом способным интерпретировать информационные ресурсы, то есть способных работать с ними. В большинстве случаев фирма обращается к тем, кто может предоставить ей эти специальные средства (технологии) и обучить персонал. То есть фирме необходимы поставщики соответствующих технологий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...