Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Механизм образования информационных ресурсов




 

 

Эффективная экономическая деятельность в настоящее время основывается на преобразовании информации, которое представляет собой целенаправленный обмен упорядоченными данными (получение и передача сведений) с другими структурами и людьми. Можно сказать, что информация служит мерой упорядоченности и устойчивости экономической системы.

Упрощенно последнюю можно представить как совокупность воздействий человека на некоторые ресурсы с целью удовлетворения своих потребностей, в процессе которого многократно происходит преобразование информации. Современное материальное производство базируется на индустриальных технологиях, которые все больше требуют расширенного обмена информацией, т.е. зависят от степени совершенства процессов обработки данных. В целом взаимодействие субъектов производства имеет исключительно информационную сущность. Причем за редким исключением экономическая деятельность не приемлет идеологического принуждения или физического воздействия.

Присущее экономике свободное волеизъявление людей складывается путем анализа разнородной информации (она может быть искаженной, направленной на изменение потребительского спроса, устранение конкурентов и т.п.). Следовательно, экономические процессы всегда являются результатом преобразования информации. На них очень сильно влияют условия создания, обработки и передачи данных.

Окружающая нас реальность в ходе все более активных действий по преобразованию информации превращается в информационную среду, часто называемую киберпространством, или инфосферой. Совокупность средств вычислительной техники и высокоскоростных коммуникационных каналов дает возможность инфосфере не только накапливать и распространять информацию, но и воздействовать на мировую экономику. Последняя постепенно начинает функционировать в условиях объединенного рынка, когда все имеющиеся товары виртуально сосредоточены в одном месте. Географические, этнические, политические и другие границы все меньше препятствуют обмену экономической информацией, который приобретает глобальный характер.

В силу рассмотренных процессов труд превращается из однообразной рутины в творческую деятельность, основанную на знании.

Преобразование информации становится решающей составляющей как производства, так и потребления. Ее можно рассматривать в качестве единой субстанции, объединяющей предметы, средства и продукты труда. Производители стремятся заранее исследовать конъюнктуру рынка, готовы заплатить большие деньги за сведения о продукции конкурентов, тратят значительные средства на рекламу и т.д.

Информация и информационные ресурсы не являются синонимами «реальными ресурсами бытия становятся не все, а лишь те, которые человек может своими действиями усвоить или извлечь из среды и сделать фактором своей жизни. Уже здесь кроется намек, что не природа вообще и все ее элементы могут быть факторами бытия, а только вовлеченные в процесс общественного производства».[37]

Превращение информации в информационные ресурсы предполагает необходимые первоначальные затраты по ее привлечению в хозяйственный оборот и до производства с ее помощью продуктов, в которых эти затраты должны быть учтены, а затем погашены тому, кто эти первоначальные затраты произвел введя информацию в состав ресурсов.

Информационные ресурсы – информация, используемая для производства благ и включенная в отношения собственности.

Информационные ресурсы находят свое проявление в уже известных и признанных ресурсах т.к. труд, капитал.

Основываясь на вышеизложенном в данной работе выдвигается гипотеза, что механизмом с помощью которого из информации происходит возникновение информационных ресурсов является – система собственности.

Она преобразует активы в такую форму, которая способствует выявлению их сходства либо различий и определяет возможный диапазон взаимодействия. Способность института собственности преобразовывать активы в форму разрешающую находить особенно эффективные виды их использования является основой того, как из малоценной и общедоступной информации возникают информационные ресурсы, являющееся важным ресурсом экономического развития. «Легальная система собственности присваивает активам (в концептуальном пространстве и на основании общественного договора) статус, позволяющий им выполнять функции, ведущие к возникновению капитала». (Э. де Сото).

На рисунке 2 представлена, разработанная автором, схема механизма образования информационных ресурсов.

Рис 2. Схема механизма образования информационных ресурсов (авторс.)

Кругом А представлена информация обладающая универсальностью, которая присутствует как в обществе, так и в природе. Она может как использоваться в экономики так и нет. Приведем высказывания де Сото, касающиеся роли потенциальных ресурсов в развитие экономике. «Потенциал естественно абстракция. Его можно реализовать только после соответствующей обработки и придания ему адекватной формы» (стр 52 де Сото). Нужно изобрести процесс придания экономическому потенциалу активов такой формы, которая бы допускала его использование для организации дополнительного производства. Именно этим отличается содержание круг А от круга В, в котором информация – не просто потенциал для развития, а уже актив использующийся в экономических отношениях.

В круге В расположена экономическая информация, котораяопределена с точки зрения отношений собственности. Она может быть представлена либо в виде частным, либо общественного блага.

К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные, не похожие на обычные товары. Тем не менее это вполне реальные экономические блага, поскольку, с одной стороны, они обладают полезностью для потребителей, а с другой – их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ.

Круг С – информационные ресурсы, используемые фирмой. В основном это только частное благо. В третьем круге плюс к отношениям частной собственности информация еще и структурирована с учетом интересов конкретного предприятия. Основные отличительные черты информационных ресурсов от экономической информации – закрепления права собственности и структурирование в соответствии с потребностями данного предприятия.

В подтверждение этого положения можно привести слова Дж. Стиглира, который говорит, что неконкурентными являются только материально невоплощенная информация: концепции, функции и другие абстрактные модели мысли.

При этом т.к. организация взаимодействует и с кругом А и с кругом В, то она в своей деятельности использует и все три стадии информации, но для дальнейшего исследования будем считать, что основным для развития организации является именно информационный ресурс.

Переход от информации в философском понимании к информационным ресурсам характеризуется утратой информации части своих свойств, т.к. бесплатность, доступность т.д.

Рассмотрим данную гипотезу и составляющие механизма преобразования информации в информационные ресурсы подробнее детальнее.

 

Экономическая информация

 

 

Одним из главных положений, касающемся экономической сферы, является методологическое положение о том, что условием, основой и целью развития целостно существующей экономической реальности является накопление целесообразной информации и совершенствование средств ее обработки и использования.

Такие экономические явления и процессы как стоимость, цена, деньги, инфляция, прибыль, процент, рента и др. имеют информационную природу. Ценность того или иного экономического явления определяется уровнем, типом, видом и количеством опредмеченной (закодированной) в нем целесообразной информации. Конкретная величина определенным образом закодированной информации определяет конкретную величину целесообразных общественных затрат (затрат физического, человеческого и организационного капитала), лежащих в основе стоимости и цены данного экономического явления.

Когда речь идет об информации как о субстанции экономических явлений, то имеется в виду, прежде всего, выявление имманентно присущей всем разнообразным экономическим явлениям единой субстанциональной основы, которая реализуется как их общее информационное содержание.

Чтобы осуществить процесс воспроизводства своей многообразной общественной жизни, и прежде всего социально-экономической, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих связей и отношений, образующих единую целостную систему, существует их отношение к окружающему миру и природе. Связи и отношения такого рода имеют информационную природу, т.е. содержанием всех отношений между людьми по поводу воспроизводства их многогранной общественной жизни является информационное взаимодействие, обмен информацией, ее накопление, производство, анализ, отбор и потребление.

Само возникновение и существование человеческого общества изначально обусловлено существованием самой возможности информационного обмена, осуществляющегося в самых различных формах от разумного общения посредством языка, письменности до обмена деятельностью, технологиями, научным знанием, результатами и продуктами труда. Роль и значение информации в жизни людей столь велико, что в определенном смысле можно сказать: “Человек — это существо информационное (сознательное), а воспроизводство и прогресс человеческого общества тождественны воспроизводству и преумножению целесообразной информации”.

Сознательная деятельность человека, степень развитости его разума, запас научных знаний — все это реализуется в практической деятельности посредством информационных взаимодействий, отношений и связей. Человек осуществляет свое воздействие на окружающий его мир прямо пропорционально своему знанию. Уровень развития производительных сил общества в каждый данный момент времени определяется уровнем научных и специальных знаний, уровнем развития способов, методов их информационной актуализации. Степень информационной актуализации (применение) научных знаний, накопленных за все время существования человеческой цивилизации, обусловлена информационными потребностями общества и способностью людей осуществлять высокоэффективную информационную деятельность. Поэтому воспроизводство (воспитание, образование, обучение) людей с развитыми информационными потребностями и развитой способностью информационной актуализации является не только главным и решающим фактором научно-технического и общественного прогресса, но и главной целью развития человеческой цивилизации как таковой.

Прежде всего, перед тем как что-нибудь делать разумный человек всегда предварительно определяет целесообразность этого процесса и решает следующие вопросы: с какой целью, какие для этого имеются условия и ресурсы, каким способом, сколько времени потребуется на это, каковы общие затраты и каким будет конечный и интегральный эффект от осуществления всего воспроизводственного процесса? По сути разумный человек предварительно разрабатывает идеальный план, программу будущей деятельности, информационную модель предстоящего процесса и его конечного результата как целостную воспроизводственную систему в единстве всех ее составляющих. И лишь затем, когда человек убедился в правильности сделанного выбора, в целесообразности и последовательности действий, человек начинает реальный процесс производства продукта. Знание ведет к предвидению, предвидение к целесообразному действию. Чем полнее и достовернее знание, тем точнее предвидение, тем более эффективно действие.

Процесс производства определенного продукта представляет собой по сути процесс целесообразного воздействия на объект (предмет, вещество) природы с целью преобразования его и придания ему конкретной формы, адекватной информационной модели и пригодной для удовлетворения конкретных потребностей. При этом происходит как бы воплощение информационного замысла в веществе природы, т.е. в определенном смысле информационная модель, образ создаваемого предмета как бы материализуется.

Когда человек производит конкретный продукт, то при этом не изменяются изначальные свойства физического вещества. Человек, не меняя физических свойств этого вещества придает ему в соответствии с интегральными индивидуально-общественными потребностями и замыслами определенную целесообразную форму. На самом деле, разумную потребность человека удовлетворяет не просто само по себе физическое вещество природы, а именно целесообразная форма этого, преобразованного интегральным трудом человеческого общества, вещества. Данная преобразованная интегральными производительными силами общества целесообразная форма вещества представляет собой воплощенный в веществе природы конкретный идейный замысел, информационный образ (модель) и имеет свое особое, отличное от вещественного, социально-экономическое содержание.

Так, например, потребность человека сидеть удовлетворяет не само по себе дерево, а вполне конкретная целесообразная форма — стул, который сделан из дерева. Стул — есть воплощенный посредством труда в физическом веществе природы конкретный информационный образ. Данный стул является не просто продуктом труда. а как товар, предназначенный для удовлетворения конкретной человеческой потребности и имеющий стоимость, он является материальным предметным носителем, в котором воплощены определенные социально-экономические отношения, представляющие собой по сути определенную закодированную информацию, Товар “стул” как вещественный предметный носитель информационного предметного содержания представляет собой целостно существующее системное явление, и имеет не только физически природный субстрат, но и социально-экономический субстрат (и соответствующие формы выражения), в котором воплощена и воспроизведена вся богатая интегральная совокупность многогранных связей и отношений всей человеческой цивилизации за все время ее существования. Это особенно наглядно можно показать на примере более сложного понятия, каковым является товар “персональный компьютер”.

Экономика соприкасается с информацией, поскольку информация участвует в процессе экономического взаимодействия между экономическими субъектами. При рассмотрении информационных аспектов для экономики имеет значимость изучение проявлений информации в экономической жизни, что проявляется в различных аспектах:

– производство информации как таковой – это производственная отрасль, т.е. вид экономической дея­тельности;

– информация является фактором производства, один из фундаментальных ресур­сов любой эконо­мической системы;

– информация является объектом купли-продажи, т.е. выступает в качестве товара;

– неко­торая часть информации является общественным благом, потребляемым всеми членами общества;

– информа­ция — это элемент рыночного механизма, который наряду с ценой и полезностью влияет на определение опти­мального и равновесного состояний экономической системы;

– информация в современных условиях стано­вится одним из наиболее важных факторов в конкурентной борьбе;

– информация становится резервом дело­вых и правительственных кругов, исполь­зуемым при принятии решений и формировании общественного мне­ния.

Еще одним необычным явлением информационного рынка является то, что не всегда воз­можно однозначно определить оптимальный размер необходимых информационных ресурсов и их предель­ную цену, исходя из привычных соотношений предельных издержек на получение информа­ции и предельной выгоды от ее использования. Это воз­можно лишь в тех частных случаях, когда кривые предельной полезности от использования информации и пре­дельных издержек на ее получение пересекаются. В этих случаях графические модели будут выглядеть как показано на рисунке 3. [73]

Это отражает ординарную ситуацию, когда информация является товаром, для кото­рого выполняется принцип убывающей предельной полезности. В этом случае можно испо­льзовать все стандартные средства определения оптимальных цен и издержек. На рисунке 4 [73] представлена модель, при которой каждая новая еди­ница информации приносит такую же полезность, что и предыдущая, но общая полезность возрастает хотя бы потому, что расширяется знание об увеличивающемся сегменте рынка. Рисунок 5 показывает ситуацию, при которой каждая новая единица информации увеличивает полезность ее использования. Но поскольку началь­ные издержки меньше получаемого эффекта, постольку имеет смысл уве­личивать затраты на получение ин­формации только до точки пересечения с кривой MI. На рисунке 6 [73] затраты до точки пересечения кривых MC и MI не приносят конгруэнтной полез­ности, но могут быть возмещены с избытком после этой точки. (Впрочем, для четвертого случая однозначно определить оптимальную цену вряд ли возможно. После точки пересече­ния кривых, даже при росте издержек, все равно приобретение информации приносит увели­чивающуюся полез­ность).

где U - полезность (ценность); Q - количество; MC - предельные издержки на Приобретение информации; MI - предельная полезность от использования информации.

Рис. 3 Модель один

 

где U - полезность (ценность); Q - количество; MC - предельные издержки на Приобретение информации; MI - предельная полезность от использования информации.

Рис. 4 Модель два

 

где U - полезность (ценность); Q - количество; MC - предельные издержки на Приобретение информации; MI - предельная полезность от использования информации.

Рис. 5 Модель три

 

где U - полезность (ценность); Q - количество; MC - предельные издержки на Приобретение информации; MI - предельная полезность от использования информации.

Рис. 6 Модель четыре

 

Однако кроме рассмотренных ситуаций возможны случаи, когда кривые предельных издер­жек на получение информации и полезности от ее использования не пересекаются. Тогда графические модели выглядят в соответствии с рисунком 7 и рисунком 8.

Рисунки 7 и 8 отражают ситуации, когда любые вложения в новую информацию не приносят полезности, дос­таточной для покрытия понесенных затрат, хотя абсолютные значения поле­зности возрастают.

На рисунке 9 изображена модель, при которой каждая единица затрат на информацию, начиная с первой, приносит все более увеличивающийся эффект, причем этот процесс бесконечен.

где U - полезность (ценность); Q - количество; MC - предельные издержки на Приобретение информации; MI - предельная полезность от Использования информации.

Рис. 7 Модель пять

 

где U - полезность (ценность); Q - количество; MC - предельные издержки на Приобретение информации; MI - предельная полезность от Использования информации.

Рис. 8 Модель шесть

 

где U - полезность (ценность); Q - количество; MC - предельные издержки на Приобретение информации; MI - предельная полезность от Использования информации.

Рис. 9 Модель семь

Из приведенных моделей видно, что на рынке информации возможны ситуации, когда опти­мум соотношений цен и размеров информации оказывается недостижимым, даже в самом благоприятном случае, изображенном на рисунке 9.

Эта неопределенность возни­кает вследствие растянутости потребления информации во вре­мени и пространстве.

В течение своего существования одна и таже информация обладает различной степенью эффективности для использования при принятии решений, что определяет представление экономической информации виде общественного или частного блага.

Для подтверждения справедливости использования теории общественного благо, приведем в качестве примера ситуацию по расходам на НИОКР в промышленно развитых странах.

Рис. 10 Схема затрат на ОКР, НИР и фундаментальные исследования в развитых странах[70]

На рисунке 10 показано схематично затраты на НИОКР развитых стран. Прикладные исследования (НИР) – 22%, разработки (ОКР) – 64%, фундаментальные исследования – 14%.

Прикладная наука – это непосредственный создатель конкретных нововведений, изделий и технологических процессов, большинство которых прямо с академической наукой несвязанны. Об этом свидетельствуют данные таблицы 2.

Таблица 1. Новые изделия и процессы, которые зависели от академических исследований и разработок, в отдельных отраслях промышленности США. 1975-2000гг. (в %). [98]

Отрасль промышленности

Нововведения, появление которых зависело, хотя бы частично, от академических исследований и разработок

Нововведения, созданные при «весьма существенной помощи» со стороны академических исследований и разработок

изделия процессы изделия процессы
Обработка информации 11 11 17 16
Электроника 6 3 3 4
Химия 4 2 4 4
Приборостроение 16 2 5 1
Фармацевтика 27 29 17 8
Металлургия 13 12 9 9
Нефтехимия 1 1 1 1
Среднее значение 11 9 8 6

 

Такое распределение обусловлено тем, что если фундаментальные исследования и окупаются, то это происходит нескоро, поэтому они не привлекательны для частных инвесторов. Результатами фундаментальных исследований будут пользоваться все члены общества. Результаты НИР и ОКР принадлежат тем, кто вкладывал инвестиции в их разработку. Данное положение подтверждает справедливость подхода к информационным ресурсам на основе разделения общественного и частного блага. Фундаментальные исследования – общественное благо, НИР и ОКР – частное благо. НИР и ОКР относятся к информационным ресурсам. Мы можем выявить собственника этих исследований, затраты на приобретения результатов исследований и ту прибыль которую с помощью результатов этих исследований получит компания-собственник.

Для общественных благ характерны два свойства:

1) увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижение полезности, доставляемой каждому из них;

2) ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.

Первое свойство – несоперничеством в потреблении, а второе – неисключаемостью. Блага, не обладающие этими свойствами, называются частными [44].

Говоря о несоперничестве можно отметить следующие положения.

Предельные издержки предоставления общественного блага индивидуальному потребителю равны нулю, а появление дополнительного потребителя представляет собой Парето-улучшение. Данное положение можно проиллюстрировать следующим примером.

Существует индивид, желающий воспользоваться благом, но не готовый за него платить, оптимальное использование ресурса предполагает предоставление ему данного блага даром.

Принцип неисключаемости приводит к тому, что характер блага не позволяет предотвратить его потребление индивидом, не выполняющим требования, которые предъявляет или хотел бы предъявить поставщик. Санкции против неплательщиков обернулись бы ущербом для добросовестных пользователей, и возможные Парето-улучшения не были бы реализованы. Подобные блага предоставляются сообществам людей, в которых индивиды как бы растворяются, выступая лишь в качестве представителей той или иной группы. В итоге поставщик общественного блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности.

Некоторые блага представляют ценность для индивида лишь потому, что предназначены не для него одного. Множественность потребителей в подобных случаях существенная не столько с точки зрения минимизации издержек, сколько с позиции достигаемого эффекта.

Для общественных благ практически невозможно достижение границ несоперничества и исключение индивида из числа потребителей.

Приведенные положения из теории общественного блага позволяют по иному рассмотреть проблему информации и информационных ресурсов.

Ряд авторов отмечают что информация частично обладает свойствами общественного блага. В то же время достаточна устойчива тенденция приписывать информации и информационным ресурсам некую исключительность, которая подразумевает создание своих, только им присущим законом взаимодействия, вплоть до провозглашения так называемой «новой экономики», в которой не действуют или практически сведены к нулю основные законы экономической теории.

Иноземцев отмечает, что «Знания и информация не характеризуются свойствами конечности, истощимости и потребляемости; доступ к ним, как правило, не может быть ограничен, их тиражирование не требует затрат, подобных затратам на создание дополнительных единиц материальных благ, а отсутствие свойства редкости делает данный тип ресурсов, как отмечают экономисты, «неконкурентным»».[45]

 

Информационные ресурсы

 

 

Информационные ресурсы начали появляться в эпоху массового производства, что повлияло на их применение – базы данных, перфокарты и т.д. Это отразилось на определении информационных ресурсов в законодательстве РФ.

Информационные ресурсы - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем. Несмотря на то, что определение дано через перечисление, но используя перечисление мы можем конкретизировать в чьей собственности находится тот или иной информационный ресурс.

В качестве субъектов правового регулирования в этой области выступают государство, органы публичной власти и управления, правовые единицы - собственники и владельцы информационных ресурсов, информационных систем, производители информационных продуктов. Отдельную группу субъектов составляют технические работники и операторы информационных служб, обеспечивающие качество и достоверность обрабатываемой информации в информационных системах. Применяются разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов. Держателями информационных ресурсов (владельцами и собственниками) могут быть как самостоятельные информационные центры, информационные организации, предприятия, учреждения, обладающие статусом юридического лица (далее - информационные организации), так и отдельные информационные структуры (управления, отделы, лаборатории и т.п.) в составе иных юридических лиц, а также физические лица.

Такое определение информационных ресурсов создает неясность при решении проблемы правового регулирования отношений по поводу этого объекта. Документ, понятно, - это информационный объект, состоящий в совокупности из информации и материального носителя. Он может находиться в собственности определенного лица. Тем не менее, это информационный объект, обладающий двуединством информации и носителя. Поэтому, исходя из принципов информационного права, собственник такого информационного объекта должен обладать также и определенным объемом прав использования информации, отображенной в этом документе. Если же это «информационный собственник», то он в первую очередь должен обладать исключительным правом использования содержания информации в документе, принадлежащем ему на праве собственности, владения или в иной форме.

Не вполне ясно также, что такое «отдельные массивы в информационных системах». Могут ли существовать такие объекты на праве вещной собственности? Если понимать под ними содержание сайта в виртуальном пространстве Интернета, то, без фиксации этого содержания в виде экземпляра на носителе также нельзя говорить о нем как об объекте права вещной собственности. Основываясь на этих рассуждениях, предлагается рассматривать информационный ресурс как разновидность информационного объекта, состоящего из материального носителя и массива информации, отображенного в этом носителе. Отношения по поводу такого объекта должны регулироваться одновременно и в совокупности двумя институтами - вещного права и интеллектуальной собственности.

Исходя из принципов информационного права, можно было бы изменить определение понятия «информационные ресурсы» следующим образом:

1. информационный объект - материальный носитель с отображенной на нем документированной информацией;

2. информационный ресурс - информационный объект, состоящий из материального носителя и отображенного в нем содержания обособленного, организационно-упорядоченного массива (запаса) документированной информации (данных), в том числе в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Под организационной упорядоченностью и обособленностью массива понимается такое состояние упорядоченности и организации массива документированной информации, при котором можно осуществлять ввод, хранение, поиск и получение информации, а также четко сформировать (закрепить) экземпляр этого массива и установить его принадлежность конкретному лицу. Отношения права вещной собственности на экземпляр такого информационного ресурса должны устанавливаться одновременно и во взаимосвязи с правом (в том числе с исключительным правом) использования информации, отображенной в этом экземпляре. И, наоборот, право использования содержания информации в экземпляре информационного объекта должно подтверждаться экземпляром информационного объекта, в котором отображена эта информация.

«Именно наличие экономических характеристик активов в свидетельствах о праве собственности делает возможным использование последних в коммерческих и финансовых операциях. Возникновению кредита и инвестиций препятствует нехватка не самих … активов, а их отражений в системе частной собственности – в виде свидетельств о собственности … которые регулировались бы законами. Обязательными на всей территории страны». (Стр. 71 де Сото).

Сфера отношений собственности – это и есть то самое пространство, в котором мы определяем и используем активы, составляем из них всевозможные комбинации и устанавливаем связи с другими активами. Любой актив, экономические и социальные свойства которого не зафиксированы в формальной системе собственности, крайне трудно предъявить рынку.

Рассматривая механизм перехода информации в информационные ресурсы в качестве отношений собственности приведем одни из центральных положений институциональной теории: собственность – притязание на доход и обмен на рынке – обмен правами и обязательствами, который осуществляется относительно независимо от физического трансферта товара. Данные тезисы позволяют посмотреть на проблему собственности информационных ресурсов и их покупку-продажу с несколько другой точки зрения. Принимая положение о том, что с точки зрения институциональной теории собственность – притязание на доход и обмен на рынке – это обмен правами и обязательствами по поводу получения этого дохода, мы можем констатировать, что это позволяет нам уйти от проблемы экономической обособленности информационных ресурсов, их некой особой роли, которая не разрешает применять к ним общие для других ресурсов положения экономической теории. Информационные ресурсы как и другие ресурсы с точки зрения экономики направлены на максимизацию полезности. Зачастую факты реальной действительности опережают теоретические положения, и вопрос об информационных ресурсах не исключение. Компании занимающиеся производством информационных товаров и услуг продают другим компаниям не эти товары и услуги, а права на их использование. В компания Microsoft все информационные продукты, разработанные различными подразделениями, находятся в собственности этой компании, а все остальные обладают только правом использовать их в течение определенного времени. В частности, последние изменения в лицензионной политики этой компании позволяют заключать договора с клиентами на условиях, что клиентам предоставляется право использовать в своей работе определенные информационные товары или перечень товаров компании в течение одного года, по прошествии этого срока клиенты компании не могут использовать эти товары, хотя физически они остаются у них, но правом их использования клиенты компании не обладают. Мы наблюдает подтверждение положения о том, что в сделках по купли продажи информационных услуг главное это обмен правами и обязательствами по поводу притязания на доход.

Подход к проблеме информационных ресурсов с позиций институциональной экономики позволяет используя уже существующую систему рассмотреть с одной стороны данное явление комплексно, а с другой – в рамках экономической теории. Таким образом можно избежать той ловушки которая характерна в исследовании информационных ресурсов – отход от категорий и понятий присущей экономической теории и рассмотрение проблем информационных ресурсов в сфере социологии, философии, но не экономической теории.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...