Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Свойства информационных ресурсов
Предположение о существование информационных ресурсов подтверждается проявлением их в явном виде в современных отраслях экономики, таких как компьютерные технологии, так называемая «новая экономика» или сетевая экономика, в тоже время можно найти скрытое существование информационных ресурсов в уже известных и хорошо изученных экономической теорией ресурсах. Рассмотрим один из основных ресурсов в экономике – труд. А. Смит в рамках общего подхода, согласно которому производительный труд есть прежде всего труд, обмениваемый на капитал, в то же время отличал производительный труд от непроизводительного по признаку материализации. По его мнению, производительный труд — это труд, овеществленный в природном, чувственно конкретном продукте. Исходной предпосылкой А.Смита служит такая материализация труда, при которой труд выражается в конкретно чувственных, грубо предметных свойствах произведенной вещи. К.Маркс критикуя взгляды А.Смита на суть материализации труда, отмечал: “Однако материализацию труда не следует понимать так, как ее понимает А.Смит. Если мы говорим о товаре как о материализованном выражении труда — в смысле меновой стоимость товара, — то речь идет только о воображаемом, т.е. исключительно социальном способе существования товара, не имеющим ничего общего с его телесной реальностью; товар представляется как определенное количество общественного труда или денег” (4, с.153). Он неоднократно подчеркивал, что в стоимость не входит ни одного атома вещества природы. Следовательно, стоимость противопоставляется грубо вещественной материальности в товарах и проявляться она может лишь в общественном отношении одного товара к другому. Субстанцией стоимости является абстрактный труд. Стоимость как кристалл общественной субстанции, по определению К.Маркса, “есть не что иное, как выражение овеществленного в каком-либо предмете общественно необходимого человеческого труда” (3, с.205). Итак, как логически следует из теории К.Маркса, ни стоимость, ни деньги, ни абстрактный труд, а вместе в ними и все другие явления и понятия экономической реальности, не содержат в себе ни атома природного вещества, не имеют ничего общего с грубо-чувственной вещественностью, т.е. имеют исключительно социальный способ существования. Средства труд по Марксу – это созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания. Каждое средство труда воплощает в себе знание о том как его произвести, как его использовать, знание о тех изменениях которые можно с его помощью вызвать в предмете труда. Являясь овеществленными в средствах труда они обеспечивают процесс преемственности знаний. Одновременно средства труда обеспечивают перенос информации в создаваемый с их помощью продукт. Главной атрибутивной характеристикой, основным атрибутивным свойством труда как важнейшей формы человеческой жизнедеятельности является информация. Труд как функция рабочей силы, которая является неотъемлемым свойством живой человеческой личности,- это всегда целесообразная деятельность. Целесообразный труд по своему глубинному содержанию есть информационная (осознаваемая или не осознаваемая) деятельность, т.е. деятельность в своем информационно функциональном бытии. Результаты и продукты экономической деятельности людей: товары, услуги, технологии, подготовленные специалисты, способы организации труда, методы его стимулирования и оплаты, управление производством и др.- все они представляют собой опредмеченное (овеществленное или персонифицированное) научное знание. Научное знание представляет собой определенным образом накопленную, переработанную, зафиксированную (закодированную) в интегральных производительных силах общества целесообразную информацию. Огромное разнообразие продуктов осознанной человеческой деятельности, как овеществленных, так и не овеществленных, могут быть сравнимы друг с другом по единому общему основанию. Все они (товары, услуги, специалисты, научное знание) являются предметными носителями воплощенной в них информации. Целесообразная трудовая деятельность людей по своему содержанию представляет собой прежде всего деятельность информационную, а трудовые затраты могут быть представлены в виде определенным образом закодированной в продуктах и результатах труда информации, которая может быть выражена количественно в соответствующих единицах. Следующий рассматриваемый нами ресурс – капитал. Взаимосвязь и влияние информационных ресурсов и капитала находит свое проявление в виде так называемых фиктивного, виртуального капитала. «Символы стали предметом абстрактных операций обмена… богатству придали форму символа…» (В. Форестер) Лучшим подтверждением тезиса о том, что внутренним содержанием экономических явлений (стоимости, денег) является информация, служит широкое распространение и практическое применение в наиболее развитых странах мира такого современного финансового инструмента как электронные деньги. Именно в электронных деньгах наиболее ярко проявляются имманентные свойства ценности (стоимости), которая сбрасывает свою чувственно-грубую природную телесность и выражает свое генетическое информационное содержание. Именно в электронных деньгах ценность наиболее полно реализует свою глубинную сущность, когда информационное содержание денег выражает себя в адекватной информационной форме, сбрасывая с себя природно-телесные золотые, серебрянные и бумажные одежды. В информационном обществе с экономикой преимущественно информационного типа все социально-экономические феномены (ресурсы, ценность, богатство) реализуют себя в наиболее адекватной, всеобщей форме - в информационной форме: информационных ресурсов, электронных денег, информационного богатства. Деньги как всеобщий эквивалент и мера стоимости, средство обращения всякого развитого товарного производства в нынешнюю эпоху приобретают новые свойства, модифицирующие их предшествующую эволюцию: · до 80% трансакций, обслуживаемых деньгами, связано с движением не товаров и услуг, а фиктивного капитала, денежных агрегатов и суррогатов; · процессы эмиссии (особенно кредитной) находятся в сильной зависимости от конъюнктуры финансового рынка и, следовательно, определяются фиктивным капиталом; · информационные технологии и электронные деньги создают адекватную технологическую форму для сращивания денег «в узком смысле слова» (агрегат М1) и фиктивного капитал в мировом масштабе, рождая виртуальный фиктивный капитал; · функции меры стоимости, средства обращения и средства платежа выполняют преимущественно не деньги «в узком смысле слова», а новый экономический феномен – синтез денег как М1 и различного рода форм фиктивного капитала, «живущих» в финансовых информационных системах, - «виртуальные деньги».[35] Наиболее адекватной для такого капитала становится сферы финансов, торговли и других трансакций, где деятельность, отношения по поводу деятельности и функционирования материальных факторов этой деятельности порождены в большинстве случаев формой виртуального фиктивного капитала. В последнее время развивается теория человеческого капитала, в которой существенное место занимают знание, информация, информационные ресурсы. Если же обратиться к трудам классиков экономической теории, то Ж.Б. Сэй высказывал следующие суждения о капитале «Когда умение, необходимое человеку для работы … является результатом долгого и дорогостоящего обучения, то это обучение возможно лишь тогда, когда каждый год оно авансируется, и совокупностью этих авансов является накопленный капитал» В основе человеческого капитал лежит действительный феномен некоторой аналогии творческой деятельности как всеобщего труда, создающего неограниченную ценность, и капитала как самовозрастающей стоимости. Человек как капитал – это человек целостно, со своим новаторским потенциалом превращенный в капитал. При этом в отличие от классического наемного работника, рабочая сила которого превращается в переменный капитал, «капитал-человек» служит своеобразной разновидностью: 1. постоянного капитал, «изнашивающегося» (теряющего квалификацию) на протяжении определенного длительного периода, требующего периодических инвестиций в свое воспроизводство 2. капитала-функции, так как инвестиции в человеческий капитал направлены на формирование собственных профессионалов корпорации, т.е. скорее не «классических» наемных рабочих, а служащих, членов корпоративной иерархии, выполняющих во многих случаях частичные предпринимательские функции. В то же время развитие «новой экономики», позволяет говорить нам, что информационные ресурсы существуют и в обособленной форме. Так существование предприятий в таких сферах как программное обеспечение, Интернет-технологии, и т.д., позволяет выделить именно информационный ресурс в качестве доминирующего в развитии данных предприятий. Для подтверждения данного предположения приведем статистические данные о характере спроса на специалистов в области информационных технологий. Выбор именно такого характера данных обусловлен тем, что возрастание роли определенной отрасли в экономике страны, удобнее всего определить потому, какой спрос на такие специальности предъявляет общество. Таблица 2 Прогноз потребности США в специалистах по информационным технологиям на 2006 год, тыс. человек. [108]
В таблице 2 показан прогноз потребности специалистов по информационным технологиям. Основываясь на данных таблицы, можно сделать вывод о стабильном спросе на протяжении десяти лет. Предоставление данных только по США, обусловлено тем, что в этой стране информационные отрасли развиты наиболее выражено, существует богатый статистический материал. Другие страны, в том числе и Россия, следуют общей тенденции возрастания роли информационных технологий в современной экономике и как следствие этого возрастание спроса на специалистов, соответствующей квалификации. С другой стороны, возрастание роли информационных технологий подтверждается цифрами по импорту и экспорту США интеллектуальной продукции. В 2000г. США получили в виде платежей за экспорт интеллектуальной продукции 33,7 млрд. долл. [70]. Это вдвое больше, чем в 1990г. Объемы поступлений здесь в четыре – пять раз превышают объемы выплат за импорт аналогичных товаров. Следует, однако отметить, что примерно 75% сделок совершается между американскими корпорациями и их зарубежными филиалами или фирмами, так или иначе связанными с американскими партнерами. Таким образом информационные ресурсы за последние 15-20 лет существуют в виде значимого ресурса в экономике, значимость которого можно выявить по таким косвенным признакам как спрос на профессии, связные с информационными технологиями и данные по экспорту и импорту патентов, лицензий, ноу-хау. В конце данного параграфа сформулируем следующий вывод: информационные ресурсы существуют экономике виде самостоятельных ресурсов и существуют в уже признанных факторах производства – труд, капитал. Это позволяет говорить нам о двойственной природе информационных ресурсов. Информационный ресурс имеет ряд особенностей, отличающих его от традиционных ресурсов: – воздействует на эффективность производства без физического увеличения традиционных ресурсов; – действует на субъективный фактор производства — человека, его характер и способности; – ускоряет процесс воспроизводства за счет уменьшения периодов производства и обращения. Таким образом, можно говорить о том, что именно информационный ресурс наряду с организационным способны значительно повысить эффективность экономической системы без какого-либо заметного увеличения потребления труда, земли и капитала. Говоря о свойствах информационных ресурсов необходимо отметить, что им присущи свойства сетевого блага. Особенности сетевой формы проявляются как в сфере производства, так и в сфере потребления. Важнейшим проявлением сетевых свойств является повышение ценности продукта по мере увеличения количества проданных единиц. Для традиционных рыночных представлений это утверждение кажется противоречивым – увеличение ценности по мере удовлетворения спроса. Однако противоречие исчезает, если "количество проданных товаров" заменить на "ожидаемое количество проданных товаров". То есть ценность продукта увеличивается с ростом возможного количества продаж. (В случае сетевой формы организации возможное количество потребителей непосредственно связано с размером сети.)
Рис. 12. - Проявление свойств дополнительности (Pд) и совместимости (Pс) [74] Эта особенность возникает из-за того, что совместимые связи сетевой формы хозяйственной деятельности также обладают свойством дополнительности. Для предприятий сетевых отраслей дополнительность возникает явным образом, так как сами элементы сети являются компонентами, в результате объединения которых возникает конечный продукт: телефонный разговор, транспортная перевозка и т.п. Если сеть состоит из n компонентов, то количество возможных товаров/услуг равняется n·(n – 1). Каждый новый (n + 1)-й элемент добавляет 2n новых продукта/сервиса, то есть повышает потребительские свойства сети. Для несетевых отраслей хозяйства сетевые особенности проявляются опосредованно, но они существуют. В некотором смысле весь рынок товаро-денежных отношений обладает сетевыми свойствами. Акт товарообмена можно рассматривать как сложный продукт, для создания которого необходимо наличие двух дополняющих друг друга продуктов: «желание продать товар X по цене P» и «желание купить товар X по цене P». Каждый из этих специфических продуктов, взятый в отдельности (вне связи с дру-гими), не имеет смысла. Множества продавцов и покупателей товара X образуют сети совместимых продуктов. Используя различные рыночные модели, можно проследить, как сетевые особенности проявляются на макроуровне. С точки зрения модели совершенной конкуренции, ценность продукта X возрастает с увеличением количества проданных продуктов Y, дополнительных к X, и наоборот. То есть, чем больше продается Y, тем больше продается и X. Из этого следует, что чем больше X продано, тем выше его ценность. Возникает положительная обратная связь, которая должна была бы привести к лавинообразному росту продаж, если бы не свойственная рынку тенденция к снижению кривой спроса. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 302. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |