Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Система дидактических принципов и дидактических правил обучения.
Принципы – это система исходных основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы пед. процесса, обеспечивающие его сущность. Принципы реализуются через систему правил, отражающих более частные положения принципа и распространяющихся на отдельные стороны принципа. 1. Принцип гуманизации может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека. Сущность принципа состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами. Правила существования принципа гуманизации: *полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью. *опора на положительные правила, качества воспитанника *создание ситуации успеха. Принцип гуманизации направлен на воспитание свободного человека, его раскрепощение, развитие самостоятельности, установление искренних и доброжелательных отношений. 2. Принцип демократизации. Сущность его состоит в предоставлении участникам пед. процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения. Правила: *индивидуально-ориентированный характер пед. процесса *организация пед. процесса с учетом национальных особенностей учащихся *взаимное уважение, такт и терпение (толерантность). * вовлечение родителей и общественности во взаимодействие педагогов и воспитанников. 3. Принцип природосообразности. (Ян Амос Каменский). В трудах Каменского обосновывалось требование выбирать естественный путь развития человека. Суть принципа заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и пед. процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, его состояние, его состояние здоровья, его физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие – главные определяющие факторы. Правила: *организация пед. процесса как процесса, поддерживающего и укрепляющего здоровье учащихся. *пед. процесс строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. *пед. процесс должен опираться на зону ближайшего развития, определяющую возможность учащихся. 4. Принцип культуросообразности. (Адольф Дистервек). Максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится ребенок (культура общества, страны, региона, нации). Правила: *понимание пед. процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно исторической ценности, заключающей в себе опыт воспитания, образования и обучения и закладывающей их в будущее. *максимальное использование семейной, региональной, народной, материальной и духовной культуры *обеспечение единства национального, интернационального и межнационального воспитания. 5. Принцип научности. Реализуется в отборе содержания образования и его соответствии с современном уровнем развития науки и техники, следовательно, является основополагающим при разработке учебных планов, программ, учебников. В процессе обучения необходимо, чтобы школьники овладевали умением и опытом научного поиска. 6. Принцип доступности нарастающей трудности. Все, что передается детям, и какие для этого подбираются методы, должно соответствовать возрастным особенностям, уровню обученности и воспитанности Правила (Я.А. Каменский) *переход от близкого к далекому *переход от легкого к сложному, более трудному (от известного к неизвестному) * учет уровня актуального развития каждого ученика и индивидуальной скорости продвижения при овладении новыми знаниями. 7. Принцип наглядности. Я.А. Каменский считал «золотым правилом дидактики», предлагая все, что возможно, органам чувств, призывал изучать сами вещи, а не чужие наблюдения. Правила: *прямое изучение действительности, основанное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности, целесообразно тогда, когда обучаемые не имеют наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемого вопроса. *рационально сочетать слово и наглядное изображение. * применять разумно и в меру разнообразные иллюстрации, демонстрации. 8. Принцип систематичности и последовательности. К.Д. Ушинский считал, что только система, исходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Правила: *предварительное определение уровня знаний у обучаемых и их актуализация *доступность и привлекательность предлагаемой информации, что имеет мотивационное значение * выделение существенных базовых аспектов изучаемого материала, отделение главного от второстепенного и постоянное акцентирование на это внимания. *четкое структурирование знания и его логики * все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего (Я.А. Каменский). 9. Принцип сознательности, активности, творчества и инициативы воспитанника в сочетании с педагогическим руководством. Активно и сознательно осуществляемая деятельность помогает воспитанниками овладевать материалом и развивать свои умственные способности. если дети ставятся в ситуацию самостоятельного поиска решения, творческого проявления под ненавязчивым, направляющим, компетентным руководством со стороны учителя, тогда педагогическое взаимодействие доставит взаимное удовлетворение. Условия активности: - деятельность принципиально новая для учащегося - самостоятельное выполнение - деятельность сознательна и целенаправленна на основе ясного понимания целей и задач предстоящей работы. - создавать ситуации, содержащие противоречия, заставляющие мыслить, самостоятельно ставить проблемы и их разрешать - коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка (сотрудничество). - отказ от чрезмерной регламентации, опеки, подавления инициативы. 10. Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения, развития. На усвоение и запоминание материала влияет много факторов, но важное значение имеет то, насколько интересно и важно оно для ученика, ценно в плане использования в жизни. Правила: *формирование позитивного отношения к изучаемому *организация активного участия учащихся в подготовке к усвоению предлагаемой информации *самостоятельное решение учащимися доступных им задач *регулярное повторение изученного с введение элементов новой оценки *систематический контроль и оценка результатов обучения и воспитания 11. Принцип связи теории с практикой и с жизнью. Выражает необходимость подготовки учащегося к правильному использованию теории в разнообразных практических ситуациях, к преобразованию окружающей действительности. Правила: *организация разнообразной практической деятельности, направленной на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков в соответствии с характером получаемых знаний. *попытка решить проблему новым путем и объяснить полученные результаты *организация обучения и воспитания таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно переходили от теории к практике и от практики к теории. 12. Принцип положительного эмоционального фона пед. процесса.Участники должны быть открыты и толерантны по отношению друг к другу; должно быть хорошо организовано учебно-воспитательное пространство (цветы, картины) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 287. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |