Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности психического развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст заканчивается поступлением ребенка в школу. То есть 3-6,7 лет. Расширяются рамки семьи (теперь есть еще и улица, город) и ребенок открывает для себя мир человеческих отношений. В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Младшие дошкольники задают тысячи вопросов. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Такое сотрудничество получило название познавательного общения. Если ребенок не встречает такого отношения, у него возникают негативизм и упрямство. В дошкольном возрасте возникает и другая форма общения — личностная, характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм. Личностное общение наиболее эффективно подготавливает ребенка к обучению в школе, где ему придется слушать взрослого, чутко впитывая все то, что будет говорить учитель. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней. Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Функции игры: 1. Проигрывание социальных ролей. 2. Воспроизведение деятельности взрослых. 3. Начальный профориентационный этап. 4. Обучение полноценному общению друг с другом. Виды игр: Виды игр не возникают спонтанно, они возникают одна за другой, медленно сменяя друг друга. Это связано с развитием произвольности. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры. 1. Предметная игра. В младшем дошкольном возрасте игры носят процессуальный характер. Этап предметной игры связан преимущественно с овладением специфическими функциями предметов, еще недоступных ребенку в практической деятельности. Способом является разворачивание и обозначение в игре условных предметных действий («кормить куклу», «резать хлеб»). 2. Сюжетно-ролевая игра. В этой игре дети воспроизводят человеческие отношения и роли. В среднем дошкольном возрасте в играх главное место занимает выполнение роли, и интерес игры состоит именно в выполнении моделирующих отношения взрослых действий. 3. Игры с правилами. Они появляются к концу дошкольного возраста. В них роль отходит на второй план и главным является четкое выполнение правил (подвижные спортивные игры, настольные игры). Компоненты игры (Д.Б.Эльконин): 1. Игровые условия – это участвующие в игре дети, куклы, другие игрушки и предметы. 2. Сюжет – это та сфера действительности, которая отображается в игре. 3. Содержание игры – это те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком. Ребенок 3-4 лет может посвятить игре 10-15 минут. 4-5 лет игра может продолжаться 40-50 минут. А старшие дошкольники могут играть в игру по несколько часов или даже по нескольку дней. Сначала, когда пояавляется сюжетно ролевая игра, ребенок четко воспроизводит детали игрового действия, позже он начинает заменять действия словами. ПРИМЕР: «Ну все, мы помыли руки и идем есть», хотя действия мытья рук не было. То есть игровые действия обобщаются. В развитии игры выделяют две стадии (фазы): 1. 3-5 лет. Характерно воспроизведение логики реальных действий людей, содержанием игры являются предметные действия. 2. 5-7 лет. Моделируются реальные отношения между людьми, содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Появление игр с правилами позволяет нам сделать вывод, что у ребенка появляется (развивается) произвольность поведения. Произвольность– это механизм управления своим поведением. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроль. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера, возникают новые мотивы деятельности. Игра способствует развитию творческого воображения и произвольной памяти. Роль игры в развитии психики ребенка. 1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. 2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчинятся «нельзя» или «надо». 3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). 4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). 5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 308. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |