Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Умения педагога (теоретическая и практическая готовность)
I. Теоретические умения: *аналитические *прогностические *проективные *рефлексивные Аналитическиесостоят из ряда частных умений: 1. Расчленять педагогические явления на составляющие элементы (мотивы, средства, условия, причины и т.д.). 2. Осмысливать каждую часть в связи с целью. 3. Находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемых явлений. 4. Правильно диагностировать педагогические умения. Прогностические. В зависимости от объекта прогнозирования можно разделить на три группы: 1. Прогнозирование развития коллектива: динамики его структуры, развитие системы взаимоотношений, изменение положения актива и отдельных учащихся в коллективе. 2. Прогнозирование развития личности: ее личностно-деловых качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии личности. 3. Прогнозирование педагогического процесса: образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности. Проективные(существует триада анализ - прогноз - проект) включают в себя: 1. Частные умения, перевод целей и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи. 2. Учет при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся их потребностей, интересов, возможностей материальной базы, своего опыта и личностно-деловых качеств. 3. Отбор видов деятельности, адекватно поставленных задач, планирование системы совместных творческих дел. 4. Планирование индивидуальной работы с учащимися, с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей. 5. Планирование системы приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении. Рефлексивные ( от лат «отражение, обращение назад») – это анализ собственных действий. Они имеют место при контрольно-оценочной деятельности педагога, направленной на себя. Ее связывают с завершающим этапом в решении педагогических задач. Известны различные виды контроля: 1. Контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами. 2. Контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий. 3. Контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане. Рефлексия – это не просто знания или понимание субъектов педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие (учащиеся) знают и понимают «рефлектирующего». II. Практические умения: *организаторские *коммуникативные Организаторские умения педагога обеспечивают подключение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающего из объекта в субъект восприятия. К ним относятся: 1. Мобилизационные умения – это умения привлечь внимание учащихся и развить у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности, сформировать потребности в знаниях, вооружить учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда, использовать знании и жизненный опыт воспитанников для формирования у них творческого отношения к окружающему миру, создать специальные ситуации для совершения воспитанниками нравственных поступков. 2. Информационные умения включают в себя умения изложить учебный материал, работать с источниками, а также умения дидактически преобразовывать информацию. 3. Развивающие умения – определение «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) отдельных учащихся и класса в целом. 4. Ориентационные умения – умения формировать ценностные установки воспитанников, куда входят отношения к труду, явлениям природы и общества, идеалов и других мотивов поведения; привитие устойчивого интереса к учебной и исследовательской деятельности, к профессиональной деятельности, соответствующей склонностям, а также к совместной творческой деятельности учащихся. Коммуникативная деятельность педагога структурно может быть представлена как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и педагогической техники: 1. Перцептивные умения – умения понимать других (учащихся, учителей, родителей): их личностные особенности и ценностные ориентации. * определять характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям по незначительным признакам. * находить в действиях и других проявлениях человека признаки, делающие его непохожим на других, а может быть и на самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом. * видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего и противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализации, фаворитизму, «эффекту ореола» и др.) 2. Умение общения – умения распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях, создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе; управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия. 3. Педагогическая техника – совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности как отдельных учащихся, так и коллектива в целом. Сюда входят умения выбрать правильный стиль и тон в общении, управлять их вниманием, темпом деятельности, навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся. Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств – правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции. Кроме названных к умениям и навыкам педагогической техники необходимо отнести следующие: умение управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий; регулировать свои психические состояния; вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.п.; обладать техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т.д.); располагать к себе собеседника, образно передавать информацию, по необходимости изменять подтекстовую нагрузку; мобилизовывать творческое самочувствие перед предстоящим общением и др. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 1481. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |