Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие способностей у младших школьников
О способностях ученика можно судить, наблюдая его проявления в соответствующей деятельности. Практически судить о способностях можно по совокупности следующих показателей: 1) по быстрому продвижению (темп продвижения) ученика в овладении соответствующей деятельности; 2) по качественному уровню его достижений; 3) по сильной, действенной и устойчивой склонности человека к занятиям этой деятельность Педагогическая задача в отношении младших школьников состоит в том, чтобы раскрыть, понять их слабые и сильные стороны и обеспечить их полноценное развитие. Развитие задатков способностей в школе неразрывно связано с их поощрением. Прогноз относительно способностей школьников должен быть очень осторожным. Опережение ребенком своего возраста еще не дает надежных оснований для суждения о его будущих возможностях. Отсутствие же раннего развития не исключает возможности последующего подъема. Способности могут проявиться и в более старшем возрасте. Таким образом, и дети, рано обнаружившие способности, и дети, еще их не проявившие, требуют большого к себе внимания, индивидуального подхода со стороны учителя. В начальной школе центральной задачей является развитие у всех детей общих способностей и формирование интереса к учению вообще в контексте ведущей в этом возрасте учебной деятельности. Общие способности являются не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности ребенка. Специфические (или специальные) способности детей проявляются тем ярче, чем выше их общее умственное развитие. Между способностями и интересом существует очень тесная связь. Именно познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение к тому, что задает направленность и уровень развития его способностей. В начале школьного обучения учебно-познавательные интересы детей еще довольно неустойчивы, нередко носят случайный, ситуативный характер, часто - поверхностный. С возрастом интересы становятся все более содержательными, глубокими. Разнообразие занятий, интересов является обязательным условием полноты развития ума ребенка, его способностей. В самых различных видах деятельности имеются общие моменты (требования к вниманию, наблюдательности, памяти и т.д.), поэтому разнообразие детских занятий и интересов связано с развитием и общих, и специальных способностей. Развитие способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ребенка со стороны взрослого, что составляет основу педагогического профессионализма. При решении проблемы способностей учащихся надо учитывать и то, как они сами себя оценивают. В зависимости от того, считает ли себя ребенок способным, у него складывается определенное отношение к себе: укрепляется или утрачивается вера в свои возможности. Поэтому знать, как оценивают свои способности дети, помогать им правильно определять свои возможности очень важно для педагога. БИЛЕТ 25 Педагогическая деятельность и ее структура. Педагогическая деятельность – вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, обучения, развития и саморазвития личности воспитанника. Педагогическая деятельность обладает рядом специфических особенностей: 1. Цель педагогической деятельности определяется обществом. Цель носит обобщенный характер, поэтому, дойдя до отдельного учителя, она трансформируется в конкретно-индивидуальную установку. 2. Педагогическая деятельность выступает как метадеятельность (деятельность, направленная на организацию и управление другой деятельностью). 3. Совместный характер (предполагает педагога и того, кого он учит; любая деятельность предполагает наличие субъекта и объекта). Объект педагогической деятельности – человек со своими особенностями, желаниями, потребностями, эмоциями и возможностями. В результате объект педагогической деятельности может стать ее активнейшим субъектом, а сама деятельность из субъект-объектной в субъект-субъектную, что делает ее сложной, неповторимой ни в одной ситуации, нестандартной и творческой. Результаты педагогического воздействия проявляются только в будущем. Педагогическая деятельность требует специального образования. При всем различии педагогических профессий у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности – приобщение человека к ценностям культуры. 2. Виды педагогической деятельности Педагогическая деятельность традиционно разделяется на: *воспитательную работу; *преподавание. Воспитательная работа – педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармонического развития личности. Преподавание – это такой вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. Отличительные черты: 1. Преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной формы и, не только урока, имеет жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Критерий эффективности преподавания – достижение учебной цели. Воспитательная же работа не преследует прямого достижения цели, т.к. она недостижима в ограниченной временными рамками организационной формы сроки. Критерий эффективности воспитательной работы – позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности. 2. Содержание обучения, а, следовательно, и логику преподавания можно жестко запрограммировать, чего не допускает содержание воспитательной работы. В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах: *отношение к обществу, к людям, к себе. У преподавательской деятельности есть нормативно-правовая база, где определяется содержание образования – ГОСТ (государственный образовательный стандарт). Логику же воспитательной работы учителя в каждом отдельном классе предопределить нормативными документами нельзя. 3. Преподаватель имеет дело примерно с «однородным и сходным материалом». Результаты учения однозначно определяются его деятельностью. Воспитатель же вынужден считаться с тем, что его педагогические воздействия могут пересекаться с организованными и неорганизованными влияниями на школьника. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 243. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |