Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Средства обучения, их классификации. Использование современных средств обучения в начальной школе.
Средства обучения (ЦПП) – совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления пед. процесса и выполняющих разнообразные функции Дидактические возможности: - организуют восприятие и наблюдение учеником реальной действительности - оказывают влияние на сенсорную сферу школьника, развивается его наблюдательность, мышление, воображение - стимулируют познавательную и творческую активность - обеспечивают долговременное запоминание - способствуют наполнению обобщений конкретным содержанием - повышают качество усвоения и понимания воспринимаемого материала Требования: *наиболее точно соответствие реальному объекту или явлению *ясное осознание учителем цели, времени и места введения наглядности *эстетическое оформление *мера использования на одном уроке *учет возраста, уровня развития и обученности учащихся Наглядные средства в учебно-воспитательном процессе При работе с наглядными пособиями учителю следует: *организовывать восприятие таким образом, чтобы учащиеся максимально воспринимали заложенную в пособии информацию *создавать условия для перехода мысли ученика от наглядного пособия к оригиналу *умело управлять мыслительной деятельностью учащихся Предметная наглядность – натуральные объекты или их заменители, которые создают ясные впечатления и представления учащихся о предмете. Словесно-образная – живое и образное описание событий с зарисовкой деталей обстановки, применение «словесного рисования», отрывков из худ. произведений с ярким и красочным описанием образа гл. героев или быта той или иной эпохи, страны; использование «крылатых выражений», метких эпитетов – все это наглядные средства, имеющие своим назначением создание представлений, эмоциональных впечатлений, ярких образов. Символическая – ее роль состоит в показе связей, зависимостей, отношений. Технические средства – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации. Дидактические возможности ТСО: 1. Являются источником информации 2. Рационализируют формы преподнесения учебной информации 3. Повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события. 4. Организуют и направляют восприятие 5. Создают эмоциональное отношение к учебной информации 6. Усиливают интерес к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий и т.д. 7. Делают доступным такой материал, который без ТСО недоступен 8. Экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Дидактические особенности ТСО: 1. Информационная насыщенность 2. Возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы 3. Показ изучаемых явлений в развитии, динамике 4. Реальность отображения действительности Классификация ТСО (по функциональному назначению) 1. Технические средства передачи информации (преобразование информации, записанном на том или ином носителе в удобную для восприятия форму) 2. Технические средства контроля позволяют по определенной программе и заданным критериям оценивать степень усвоения учебного материала. 3. Технические средства обучения и самообучения (обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства и самоконтроль усвоения знаний Обучающие программы: *линейные *разветвленные *комбинированные 4. Тренажерные технические средства – специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. 5. Вспомогательные технические средства – средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: *радиомикрофон *разнообразные усилители *устройства для переплета и ламинирования *видеокамеры, фотоаппараты *движущиеся ленточные классные доски *устройства для перемещения карт 6. Комбинированные (универсальные) технические средства: *лингофонные устройства *компьютерные системы ТСО (по принципу устройства и работы) *механические *электромеханические *оптические *звукотехнические *электронные *комбинированные ТСО (по роду обучения) 1. Индивидуального пользования 2. Группового пользования 3. Поточного (для больших групп) пользования ТСО (по характеру воздействия на стороны чувств) 1. Визуальные: *диафильмы *кодосхемы *слайды *диапозитивы *фото 2. Аудиовизуальные: *кинофильмы *видеофильмы *кинокольцовки *телевидение 3. Звуковые: *магнитофонные и лазерные записи *грамзаписи *радиопередачи 4. Комбинированные: 1) компьютеры (аудио- и видеодиски, дискеты) 2) лингофонные кабинеты 3) замкнутые учебные телевизионные системы Требования к ТСО: I. Функциональные: 1. Способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы (громкость и качество звучания, достаточное для проведения занятия с минимумом перезарядок) II. Педагогические 1. Соотвествие возможностей ТСО тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями III. Эргономические 1. Удобство и безопасность эксплуатации 2. Минимальное количество операции при подготовке и работе с аппаратом. 3. Уровень шума 4. Удобство транспортирования IV. Эстетические 1. Гармония формы (наглядное выражение назначения, масштаб, соразмерность). 2. Целостность композиции 3. Товарный вид V. Экономические 1. Относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности Типичные педагогические ошибки: - недостаточная методическая подготовленность учителя - бесплановость, случайность применения - перегруженность урока или воспитательного занятия ТСО - неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 285. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |