Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование сдержанности чувств и ее индивидуальные проявления.




Участие в учебной деятельности и соответственно общение с учителем, коллективом класса требует сдержанности в чувствах, что в первое время дается ученику с трудом.

Импульсивность поведения, особенно на первом году обучения, часто еще проявляется у первоклассника. То он засмеялся на уроке, увидев в окно прыгающих по ветке птичек, то при коллективном просмотре спектакля, увлекшись сюжетом, нарушил правила поведения.

Ко II, III классу начинает проявляться все большая сдержанность в проявлении чувств.Ученику необходимо управлять своими чувствами, выполняя повседневные школьные обязанности, требования учителя, классного коллектива. Моторные импульсные реакции, характерные для дошкольника и часто еще для первоклассника, начинают заменяться речевыми.

Постепенно произвольность поведения начинает отражаться и на сфере чувств.

Например, ученик без слез и шума может ждать, когда наступит его очередь исполнять интересную роль в игре, когда освободится книжка или альбом, где ему очень понравились рисунки. Дети стараются сдержать свои слезы, не показать, что испытывают страх, скрыть удовольствие от похвалы учителя.

У некоторых учащихся уже в этот период, начинает проявляться склонность к острым аффективным состояниям, что объясняется расхождением между притязаниями ребенка и возможностью удовлетворить их.

Например, школьнику в новом коллективе не удается добиться прежде привычной для него высокой оценки личных качеств и умений, хорошего отношения со стороны товарищей, что порождает постоянное переживание своей несостоятельности, и вызывает у ребенка довольно острые аффективные переживания. Такие состояния проявляются в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости, неадекватно сильных отрицательных эмоциональных реакциях.

При изучении личностных особенностей слабоуспевающих учащихся были выявлены и некоторые их эмоциональные особенности. Так, оказалось, что ученики, для которых характерна эмоциональная стабильность, склонны сохранять положительные отношения к учебе.

У слабоуспевающих с высоким уровнем тревожности, повышенной чувствительностью и моторно-расторможенных, несдержанных, в большинстве случаев наблюдается отрицательное отношение к учителю и школьным занятиям. Поведение таких учащихся часто приводит к конфликтам.

Развитие эмоциональной сферы в процессе общения с учителем

Эмоциональную жизнь младшего школьника формируют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отношения в семье с родителями, коллектив класса - отношения с одноклассниками и положение в коллективе. У первоклассников складывается особое отношение к учителю, которое переживается весьма остро:

· положительное, когда ребенок принимает личность учителя, проявляя доброжелательность, открытость в общении с ним;

· отрицательное, когда он не принимает учителя, ведет себя агрессивно, грубо или замкнуто;

· конфликтное, при котором у детей возникает противоречие между неприятием личности учителя и скрытым, но острым интересом к его личности.

Положительное отношение, доверие к учителю создают благоприятный эмоциональный фон учения и вызывают желание заниматься учебной деятельностью, способствуют формированию познавательного мотива, отрицательное отношение препятствует этому.

В младших классах школы отрицательное отношение к учителю встречается довольно редко.

При конфликтном отношении у детей задерживается формирование познавательной мотивации, так как потребность в доверительном общении с учителем сочетается у них с недоверием к нему самому, а, следовательно, и к той деятельности, которой он занимается, в отдельных случаях - со страхом перед учителем. Такие дети часто замкнуты, ранимы или, наоборот, равнодушны, невосприимчивы к указаниям учителя, безынициативны. В общении с учителем они проявляют вынужденную покорность, смирение, порой стремление приспособиться.

Первоклассники из-за недостаточного жизненного опыта склонны преувеличивать и глубоко переживать кажущуюся им строгость со стороны учителя. Сложившаяся ситуация нередко недооценивается учителями на самом начальном этапе обучения. Между тем это чрезвычайно важно: в последующих классах отрицательные эмоции могут закрепиться и перенестись на учебную деятельность в целом, на взаимоотношения с учителями и одноклассниками, что может привести к серьезным нарушениям в психическом и личностном развитии школьников. Возникающие познавательные потребности развиваются лишь тогда, когда деятельность приносит удовольствие и удовлетворение, т.е. если она удается ребенку и он чувствует себя нужным и любимым как в своей семье, так и в школе.

Все более глубокими, осознанными становятся высшие чувства школьника: нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Нравственные чувства, и их развитие.

В младшем школьном возрасте в процессе обучения идет развитие таких нравственных чувств, как любовь к Родине, коллективизм, чувство товарищества, дружбы, долга, чести.

Осознанность нравственных чувств к III классу проявляется в том, что дети выбирают друга, товарища не по случайным внешним обстоятельствам (рядом живут, вместе идут домой), а мотивируют свой выбор, характеризуя нравственные черты, которые способствовали сближению с одноклассником.

Одновременно с чувством товарищества развивается и чувство коллективизма. Коллективизм как черта характера формируется у ребенка постепенно. В процессе коллективной работы дети убеждаются, что любое дело лучше выполнять всем вместе.

В целом выявлено три уровня развития нравственных чувств младших школьников.

Детям с высоким уровнем развития нравственных чувств свойственна устойчивость и действенность таких качеств, как чуткость, ответственность, отзывчивость, доброта.

У школьников со средним уровнем развития нравственных чувств эти же качества проявляются только по отношению к друзьям.

Дети с низким уровнем развития таких чувств, а исследования показали, что это значительная группа учащихся, редко проявляют эти качества во взаимоотношениях со сверстниками.

Очевидно, что при воспитании нравственных чувств необходимо учитывать ограниченность нравственного опыта младших школьников. Поэтому необходима систематическая работа учителя по накоплению и обогащению личного нравственного опыта учащихся.

Интеллектуальные чувства.

К этим чувствам относятся любознательность, удивление, сомнение, удовольствие от удачного решения задачи, разочарование при неумении ее решать. Первоклассник испытывает огромную радость от того, что научился читать, писать, решать задачи. Процесс познания, вызывая удовольствие, способствует формированию познавательных интересов. Усвоение программного материала требует умственного напряжения. Нетрудные задания освобождают учеников от необходимости мыслить, вызывают у них чувство неудовлетворенности. При правильной отранизации обучения интеллектуальные чувства становятся для учащихся потребностью.

Эстетические чувства.

Это особые чувства наслаждения, переживания, испытываемые при восприятии прекрасного.

Общение с искусством должно приносить ребенку огромную радость. Но собственная его активность в области того или иного вида искусства низка, поэтому в развитии эстетических чувств велика роль воспитателя. Подготовка учащихся к восприятию и переживанию прекрасного на уроках проходит несколько этапов: от пассивного восприятия отдельных произведений к активному, с выражением собственного эмоционального отношения, и, - наконец, к собственной деятельности, где дети могут в своих рисунках выявить эстетическое отношение, возникшее у них при восприятии произведения искусст

БИЛЕТ 15










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 306.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...