Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Детский коллектив и его роль в формировании личности.




Коллектив – соц. группа, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности (С.А. Смирнов)

Детский коллектив – детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности, общения, способствующая формированию личности, развитию индивидуальности каждого его члена (Коджаспирова).

Признаки:

1. Сознательный характер объединения людей

2. Единство общих и личных целей членов коллектива

3. Относительная устойчивость и длительность функционирования

4. Четкая организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений

5. Наличие органов координации деятельности (органы самоуправления)

6. Общепринятые нормы поведения, общие ценностные ориентиры

7. Интеллектуально-моральная атмосфера (благоприятная атмосфера)

8. Защищенность каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта.

9. Сплоченность

10. Коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями членов группы

11. Межличностные отношения – коллективистские, т.е. они определяются через отношение к общему делу.

Функции коллектива:

1. Регулятивная – коллектив как носитель определенных мировоззренческих, нравственных, социальных установок

2. Организационная – основная форма организации детской жизнедеятельности

3. Консолидационная (объединяющая) – форма объединения, сплочения

4. Стимулирующая – побуждение личности к нравственно ценной деятельности и торможение негативных намерений и поступков.

5. Воспитательная – целенаправленное воздействие на каждую личность

Типология коллективов

По степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений:

* первичный – коллектив, в котором наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами

* вторичный – более сложный по составу, состоит из ряда первичных

По содержанию деятельности:

- учебные

- творческие

- научные

- спортивные

- трудовые

По заданной функции:

- производственные

- воспитательные

По социально-фиксированному положению (статус):

- формальные – юридически фиксированный статус, социально заданная деятельность

- неформальные – добровольные объединения

По длительности функционирования

- постоянные

- временные

- ситуативные

Этапы развития детского коллектива (по А.С. Макарскому)

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути Макаренко выделяет несколько стадий:

1. В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т.е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием совместной деятельности, целями и задачами.

Организатор коллектива – педагога, от него исходят се требованиями.

1-я стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив.

2. Усиливается влияние актива. Актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, происходит стабилизация структуры коллектива. В нем начинают действовать механизмы самоорганизации, саморегуляции.

Цель педагога: максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.

3. Характеризует расцвет коллектива. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак коллектива на 3й стадии.

Предъявляется более высокий уровень требований.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и укореняются большие и малые традиции – устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников; помогают вырабатывать нормы поведения, развивают коллективные переживания и укрощают жизнь

Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой.

«Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость» (А.С. Макаренко)

В практике воспитательной работы он различал три вида перспектив:

 *близкую

*среднюю

*далекую

Близкая – выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития (поход в театр, участие в конкурсе). Основное требование: она должна опираться на личную заинтересованность, каждый воспитанник воспринимает ее как собственную и стремится к ее осуществления, предвкушая ожидаемое удовольствие.

Средняя – заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени (НГ елка). Ее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался хороший работоспособной актив.

Далекая – отодвинутая во времени, наиболее соц. значимая и требующая значительных усилий для достижения цели (хорошо закончить школу).

Система перспективных линий должна пронизывать коллектив, выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель.

Все перспективы должны заканчиваться успешной деятельностью.

Принцип параллельного действия

В основе требования: воздействовать на школьника опосредованно, через первичный коллектив. Каждый член коллектива «оказывается под «параллельным» воздействием 3х сил:

*воспитателя

*актива

*всего коллектива

Воздействие на личность осуществляется как непосредственно воспитателем (параллель 1), так и опосредованно – через актив и коллектив (параллели 2 и 3).

Принцип параллельного действия применим на 2й стадии.

Условия правильного тона и стиля в коллективе:

1. Мажор – бодрость, радость, красота

2. Гордость – за свой коллектив и чувство собственного достоинства

3. Дружеское единение членов коллектива

4. Активность – готовность к упорядоченному деловому действию

5. Привычка к торможению и сдержанности в словах, движениях, эмоциях.

6. Высокая сознательная дисциплина.

Технологические правила управления детскими коллективом

Правила:

1. Разумно сочетать пед. руководство с естественным стремлением воспитанников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность.

Не подавлять, а умело направлять активность ребят; не командовать, а сотрудничать с ними.

Строго дозировать пед. воздействие, внимательно следя за ответной реакцией воспитанников.

2. Коллектив – динамическая система, поэтому пед. руководство тоже не может оставаться неизменным. Начиная, как единоличный организатор (1 стадия), педагог, по мере развития коллектива, постепенно меняет тактику правления; развивает демократию самоуправления, общественное мнение

3. Высокой эффективности коллективного воспитания педагог добивается лишь тогда, когда опирается на коллектив, учителей и других воспитателей, работающих в этом классе; включает коллектив класса в общешкольную деятельность

4. Приоритет ценностей формирует учитель.

5. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...