Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Детский коллектив и его роль в формировании личности.
Коллектив – соц. группа, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности (С.А. Смирнов) Детский коллектив – детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности, общения, способствующая формированию личности, развитию индивидуальности каждого его члена (Коджаспирова). Признаки: 1. Сознательный характер объединения людей 2. Единство общих и личных целей членов коллектива 3. Относительная устойчивость и длительность функционирования 4. Четкая организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений 5. Наличие органов координации деятельности (органы самоуправления) 6. Общепринятые нормы поведения, общие ценностные ориентиры 7. Интеллектуально-моральная атмосфера (благоприятная атмосфера) 8. Защищенность каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта. 9. Сплоченность 10. Коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями членов группы 11. Межличностные отношения – коллективистские, т.е. они определяются через отношение к общему делу. Функции коллектива: 1. Регулятивная – коллектив как носитель определенных мировоззренческих, нравственных, социальных установок 2. Организационная – основная форма организации детской жизнедеятельности 3. Консолидационная (объединяющая) – форма объединения, сплочения 4. Стимулирующая – побуждение личности к нравственно ценной деятельности и торможение негативных намерений и поступков. 5. Воспитательная – целенаправленное воздействие на каждую личность Типология коллективов По степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений: * первичный – коллектив, в котором наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами * вторичный – более сложный по составу, состоит из ряда первичных По содержанию деятельности: - учебные - творческие - научные - спортивные - трудовые По заданной функции: - производственные - воспитательные По социально-фиксированному положению (статус): - формальные – юридически фиксированный статус, социально заданная деятельность - неформальные – добровольные объединения По длительности функционирования - постоянные - временные - ситуативные Этапы развития детского коллектива (по А.С. Макарскому) Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути Макаренко выделяет несколько стадий: 1. В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т.е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием совместной деятельности, целями и задачами. Организатор коллектива – педагога, от него исходят се требованиями. 1-я стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив. 2. Усиливается влияние актива. Актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, происходит стабилизация структуры коллектива. В нем начинают действовать механизмы самоорганизации, саморегуляции. Цель педагога: максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. 3. Характеризует расцвет коллектива. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак коллектива на 3й стадии. Предъявляется более высокий уровень требований. На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и укореняются большие и малые традиции – устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников; помогают вырабатывать нормы поведения, развивают коллективные переживания и укрощают жизнь Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость» (А.С. Макаренко) В практике воспитательной работы он различал три вида перспектив: *близкую *среднюю *далекую Близкая – выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития (поход в театр, участие в конкурсе). Основное требование: она должна опираться на личную заинтересованность, каждый воспитанник воспринимает ее как собственную и стремится к ее осуществления, предвкушая ожидаемое удовольствие. Средняя – заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени (НГ елка). Ее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался хороший работоспособной актив. Далекая – отодвинутая во времени, наиболее соц. значимая и требующая значительных усилий для достижения цели (хорошо закончить школу). Система перспективных линий должна пронизывать коллектив, выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель. Все перспективы должны заканчиваться успешной деятельностью. Принцип параллельного действия В основе требования: воздействовать на школьника опосредованно, через первичный коллектив. Каждый член коллектива «оказывается под «параллельным» воздействием 3х сил: *воспитателя *актива *всего коллектива Воздействие на личность осуществляется как непосредственно воспитателем (параллель 1), так и опосредованно – через актив и коллектив (параллели 2 и 3). Принцип параллельного действия применим на 2й стадии. Условия правильного тона и стиля в коллективе: 1. Мажор – бодрость, радость, красота 2. Гордость – за свой коллектив и чувство собственного достоинства 3. Дружеское единение членов коллектива 4. Активность – готовность к упорядоченному деловому действию 5. Привычка к торможению и сдержанности в словах, движениях, эмоциях. 6. Высокая сознательная дисциплина. Технологические правила управления детскими коллективом Правила: 1. Разумно сочетать пед. руководство с естественным стремлением воспитанников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят; не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать пед. воздействие, внимательно следя за ответной реакцией воспитанников. 2. Коллектив – динамическая система, поэтому пед. руководство тоже не может оставаться неизменным. Начиная, как единоличный организатор (1 стадия), педагог, по мере развития коллектива, постепенно меняет тактику правления; развивает демократию самоуправления, общественное мнение 3. Высокой эффективности коллективного воспитания педагог добивается лишь тогда, когда опирается на коллектив, учителей и других воспитателей, работающих в этом классе; включает коллектив класса в общешкольную деятельность 4. Приоритет ценностей формирует учитель. 5. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 290. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |