Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Человек как объект познания в философии. Единство социального и биологического в человеке.




Эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологической эволюции человека, то с тех пор, как он выделился из животного мира, она перестала иметь по крайне мере решающее значение. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире все более ослабевает, т.к. социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости.

Сегодня наблюдается очень медленный темп генетических изменений, производимых отбором, и вместе с тем большое генетическое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие человеческих культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции человечества. Поэтому можно с уверенностью говорит о ведущей роли культуры в эволюции хомо-сапиенса. Политические, экономические и социальные изменения во многих странах, связанные с улучшением жизни людей, прямо влияют на состояние их здоровья и, следовательно, на изменение зависимости человека от естественного отбора. У человека роль естественного отбора заключается в сохранении мутаций, отрицательно влияющих на его здоровье.

С социальным обликом человека меняется и его биологическая природа, физический облик, умственные способности.

 Существенно улучшился такой показатель, как продолжительность жизни. Под влиянием социальных условий она возросла с 20-22 лет в древности до 30 в 18 веке. К началу 20 века в странах Запад. Европы продолжительность жизни составила примерно 56 лет. Сегодня в этих странах она достигла 75-78 лет.

Так же интересует вопрос о развитии умственных способностей. Антрополог Фрэнсис Гальтон был убежден, что интеллект современного человека снижается (более низкий IQ).

Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. процесс видообразования человека, прекратился со времени образования хомо-сапиенса. Мозг человека не изменился, морфологическое изменение его завершилось. С возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение в жизнедеятельности вида человека. Она заменяется социальной информацией. А развитие последней «определяется уже столько естественным отбором наиболее умелых и одаренных, сколько социальными факторами, которые подчиняется и общебиологический процесс». 

Интересы и ценности человека. Их классификация по различным основаниям.

Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. Ценность выражает способ существования. Причем разные ценности имеют для нас разное значение – иерархия ценностей. Существует историческая и индивидуальная динамика ценностей.

Ценности личности образуют ее систему ценностных ориентаций, т.е. совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Сист. ценн. ориентаций выступает регулятором развития личности.

Классификация. Выделяют

1. Ценности-цели или высшие (абсолютные) цели и ценности-средства (инструментальный ценности)

1.1. Высшие. Самая высшая и абсолютная ценность – сам человек, его жизнь. Также к высшим ценностям относят такие наиболее общие для людей ценности, как смысл жизнь, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д. Этот тип ценностей оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. Их реализация, по существу, тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации. Без этого не может строится личность, и сама жизнь для большинства людей без этого невыносима, т.к. человек попадает в «экзистенциальный вакуум» (состояние, в кот. оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их).

1.2.. Важную роль играют и ценности-средства, кот. выступают как промежуточные ценности. Нельзя стремиться к справедливости несправедливыми методами и т.п. Т.е. без ценностей-средств недостижимы ценности-цели.

2. Также говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации.

3. Можно выделить материальные и духовные ценности и т.д.

4. Различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности, которые связаны со спецификой образа жизни соответствующего общества. Напр.: западные ценности – индивидуальность, деньги, эффективность, первенство, уважение к молодежи, равенство женщин в обществе; восточные – коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, патриотизм, материнство, авторитаризм.

 

Проблема взаимодействия личности и общества и ее решение в истории социально-философской мысли.

Вопрос взаимодействия, соотношения личности и общества обсуждался философами достаточно давно.

Некоторые мыслители считали, что личности – «социальные атомы», из которых состоит общества, причем они существуют чуть ли не автономно по отношению друг к другу. Согласно такому подходу развитие отдельных людей предшествует развитию общества: чем более развиты отдельные личности, тем совершеннее общество. Так считали, в частности, представители нем. и фр. просвещения (Герде, Лессинг, Вольтер, Руссо и др.)

Против такого подхода выступали, например, Гольбах и Гельвеций (человек есть продукт соц. обстоятельств, т.е. общ-во во многом, если не во всем, формирует людей по своему образу и подобию) в ХУ111в., а позже - позитивисты (Огюст Конт, Герберт Спенсер) в Х1Хв, поддерживающие и развивающие подход Г. и Г. «Человек беспрерывно развивается во время хода цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения» (Конт) При этом интеллектуальная эволюция человечества определяет содержание и направленность всех сторон прогрессивного развития общества, является как бы внутренней субстанцией этого процесса.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...