Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материалистическое понимание истории и его современная оценка.




Исторический материализм (Маркс, Ленин). В основе своей имеет материалистическое понимание истории. Оно заключается в том что общество, как высшая форма движения материи развивается по законам диалектики и процесс этого развития можно представить как смену общественно-экономической формации (ОЭФ). Каждая ОЭФ имеет базис – производственные отношения и надстройку – все другие общественные отношения. Общество развивается от низшей формации в высшей по пути прогресса. Движущие силы развития является борьба противоположностей – антогонистических классов. В результате борьбы одна из противоположностей гибнет, а на ее месте появляется новая, а в обществе происходит скачок или социальная революция. Каждая следующая формация – это отрицание предыдущей, она уничтожает ее, но в тоже время основывается на ней, как на фундаменте. Прогресс вечен и неодолим.

Неокантианство и проблема ценностей в социальной философии.

Одним из влиятельных направлений философской мысли конца 19 – начало 20 века было неокантианство. Оно основывалось на философии И. Канта и развивала ее в новых исторических условиях. В области соц-й философии последователи Канта видели в том, чтобы проанализировать сущность и специфику наук об обществе. Эта задача с наибольшей полнотой была реализована в произведениях нем. мыслителей В. Виндельбанда (1848-1915) Г. Риккерта (1863-1936).

Суть соц-й фил-и неокантианцы видели в том, чтобы исследовать методы познания и истолкования исторических событий. «Метод есть путь ведущий к цели», - писал Риккерт. По их мнению, методы наук об обществе и его культуре существенно отличаются от методов наук о природе. Они исходили из того, что науки о природе отыскивают общие законы развития природных явлений. Наличие же законов развития общества они отрицают. По их мнению, науки об обществе должны освещать отдельные исторические факторы, их характерные особенности.

Подчеркивая это различие наук о природе и наук об обществе Виндельбанд писал: «одни из них суть науки о законах, другие- науки о событиях; первое учит тому, что всегда имеет место, последнее, что однажды было.» В первом случае имеет место номотетическое мышление (физика, естествознание0, т.е. обобщающее, открывающее законы природы; во втором – мышление идеографическое (изображение образа0, фиксирующая отдельное исторические событие, их уникальность и неповторимость.

Возникает проблема, если отрицается закономерный характер развития общества и его культуры, то как определить соц-ю значимость тех или иных исторических явлений, их роль в развитии человеческой культуры? Решается она неокантианцыми путем обращения к проблеме ценностей.

«Не в коем случае не законы, но всегда лишь ценности должны применятся в качестве руководящего принципа объяснения общественных явлений», - утверждал Риккерт.

Ценности истолковываются как идеалы и тем самым как ориентиры социально-культурного развития общества.

По мнению Виндельбанда и Риккерта ценности носят надысторический характер, и образуют в своей совокупности идеальный, независимо от людей, вечный трансцендентный (потусторонний) мир. Из этого мира исходят соответствующие идеи и прежде всего идея должествования (должен). Она указывает на безусловное неограниченное временем абсолютное значение выше названных ценностей. По мере их осознания люди вырабатывают соответствующие нормам ценностные установки и требования (моральные, религиозные и т.д), которыми они руководствуются в их жизни, деятельности и поведении.

Как подчеркивал Риккерт, люди верят в объективный смысл нравственных и других ценностей. Ибо его словам «без идеала над собой человек в духовном смысле слова не может правильно жить».

47. Предмет и функции социальной философии, ее методологическая роль в познании общественных явлений. Социум – это общество. Социальное познание – изучение общества и человечества. Науки, которые в качестве объекта называются социальными, а отрасль философии, изучающей общество, называется социально философией. Предмет: 1.Человек как социальный субъект. 2. Деятельность человека. 3. Отдельные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. 4. Законы существования и развития общества. Функции социальной философии:1. Гносеологическая (познавательная). Она поможет установить истину и то, что эта истина одновременно и объективной и субъективной, потому что субъект не может быть полностью отстранен от объекта. С помощью объективных законов философия поможет установить сумму относительных истин, т.е. то, что соответствует определенному этапу развития общества. В познание общества, только объективные законы могут считаться абсолютной объективной истиной. Социальные факты всегда будут истиной относительной, но, с их помощью можно проследить, как качественно менялось общество во времени и пространстве. Знание объективных законов поможет не только правильно оценить события прошлого и настоящего, но в самом лучшем виде поможет объяснить будущее. 2. Методологическая: заключается в том, что социальная философия с помощью диалектики дает социальным наукам всеобщий метод познания и определяет те специальные методы, которые применимы к изучению общественной жизни. Эмпирическим методом является описание наблюдения, измерения (опрос, анкетирование), моделирование. При изучение общества не допустимо применение такого метода, как эксперимент. Теоретические метода – анализ, синтез, дедукция, индукция, исторический метод, логический метод, метод абстрагирования. Абстрагирование – метод очищение изучаемого явления от второстепенных деталей, для выявлений общих закономерностей. 3. Мировоззренческая: заключается в том, что помогает сформировать систему взглядов на общество, на отношение между человеком и обществом и на место человека в этих отношениях. Социальная философия помогает человеку создать картину социального мира. Эта картина может быть научной, если в основе ее лежат объективные законы и научные знания и она может быть религиозной, если в основе ее вера человека и общества создало какое-то сверхъестественное существо (креационизм). Религиозная картина мира – это идеализм, а отношение к обществу, как высшей форме движения материи – материализм.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 325.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...