Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обыденное и теоретическое сознание.




Центральным моментом духовной жизни общества, ее ядром выступает  общественное сознание людей. Оно представляет собой совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей, теорий, отражающих различные стороны жизни общества.

Современная социальная философия выделяет в структуре общественного сознания такие элементы, как:

1. обыденное и теоретическое сознание;

2. общественная психология и идеология;

3. формы общественного сознания.

Обыденное и теоретическое сознание – это по сути 2 уровня общественного сознания – низший и высший. Они различаются между собой глубиной осмысления общественных явлений и процессов, уровнем их понимания.

Обыденное сознаниеприсуще всем людям, оно формируется в процессе их каждодневной практической деятельности на основе их повседневного опыта. Это во многом стихийное отражение людьми социальной жизни, без какой либо систематизации общественных явлений и обнаружения их глубинной сущности.

Чем ниже уровень образованности людей, тем в большей степени они рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обыденного сознания. Но и самый грамотный человек не обо всем мыслит научно. Так что область функционирования обыденного сознания весьма широка.

Обыденное сознание людей позволяет с достаточной достоверностью на уровне «здравого смысла» судить о многих явлениях и событиях общественной жизни (экономики, политики, морали, искусстве и т.д.) и принимать на этом уровне в целом правильное решение, подкрепленные опытом. Этим определяется роль и значение обыденного сознания в жизни людей и развития общества.

Теоретическое сознание есть осмысление явлений общественной жизни путем обнаружения их сущности и законы их развития. В силу этого оно представляется как более высокий уровень общественного сознания.

Теоретическое сознание выступает как система логически связанных между собой положений, следовательно, как определенная научная концепция, касающаяся того или иного явления общественной жизни.

В качестве субъектов теоретического сознания выступают не все люди, а только ученые, специалисты, теоретики в разных областях знаний, т.е. люди которые могут научно судить об общественных явлениях.

Обыденное и теоретическое сознание взаимодействует друг с другом. Результатом является развитие того или другого. В частности, обогащается содержание обыденного сознания,в которое включается все больше научных сведений и суждений о развитии общества. С другой стороны обыденное сознание людей (в области производственной деятельности, народной медицины и т.д.) может подталкивать их к научному осмыслению многих проблем.

 

 

Основные виды духовного освоения мира: наука, искусство, религия.

В социальной философии выделяют такие формы общественного сознания: политическое, правовое, моральное, эстетическое, научное, религиозное и философское сознание. В них осмысливаются и духовно осваиваются различные стороны общественной жизни.

Особую роль в духовном освоении мира играют наука, искусство, религия и мораль.

НАУКА представляет собой систему знаний о мире, т.е. о природе, обществе, человеке. Проникая вглубь материального и духовного мира, она вскрывает сущность явлений и зоны их развития.

В основе научного познания лежит общественная практика людей, которая

определяет задачи и цели науки;

средства и методы научного познания (диалектика, дедукция); выступает в качестве критерия достоверности полученных знаний.

С развитием науки изменяются взгляды людей на различные стороны действительности, иногда коренным образом. Это называется научной революцией.

Американский ученый Т. Кун заявил, что революции в науке вызываются сменой парадигм, т.е. сменой фундаментальных представлений о различных явлениях объективного мира. С этим стоит согласиться.

Так классическая механика Ньютона сменилась в 20 вв. картиной мира основанная на теории относительности А. Эйнштейна, а эволюция теория Ч. Дарвина пришла на смену прежним теориям существования растительного и животного мира Ломарка и Линнея.

Современная наука является одним из решающих факторов развития материального производства всех сторон общественной жизни и каждого человека.

ИСКУССТВО

Оно выступает как проявление эстетического сознания людей, в котором выражается их эстетическое отношение к действительности (к природе и общественным явлениям), а также к произведениям искусства (поэзии, музыки, живописи и т.д.).

 Главным содержанием эстетического сознания людей является их представление о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом и т.д. Все это проявляется в жизни и в искусстве.

Искусство – есть отражение действительности по средствам художественных образов. Это проявляется в живописи, музыке, поэзии, прозе и в других видах искусства.

Речь идет о типических(обобщающих) образах людей, других явлений общества и природы. (Онегин-Пушкина, Печорин- Лермонтова и др.)

 Типизация есть форма обобщения в искусстве.

Искусство воздействует на разум человека вместе с воздействием на его чувства, на область сознательного и бессознательного. В этом проявляется целостный характер его воздействия на их духовный мир.

Исторически формировались разные жанры и направления в искусстве как форме художественного освоения мира. Например, древнегреческая мифология («Иллидия», «Одиссея») миф: реальная действительность, выдумка, легенда и вера.

В средние века – Иконопись, роспись храмов (фрески).

Гуманистическое искусство эпохи Возрождения, в которой на первый план выдвинут человек и реальные проблемы его жизни.

Современное реалистическое искусство идущее в литературе от Стендаля и Бальзака во Франции конца 18 – 19 вв., от Диккенса в Англии, от Пушкина и Гоголя в России, а также реалистическое искусство в живописи, музыке и других жанрах.

Современное формалистическое искусство: авангард, кубизм и др.

Эти жанры и направления соответствуют характеру эпохи, содержанию общественной жизни людей в том или ином времени. Для выражения прекрасного и безобразного в поступках и духовном мире человека пользуются критериями «возвышенное» и «низменное». Героический поступок считается возвышенным и поэтому прекрасен.

Предательство низменно и потому безобразно.

В том и другом случае эстетической оценки предшествует оценка нравственная.

Функции искусства:

вызывает наслаждение подлинным прекрасным; утверждает духовные силы человека как в трагедии, в которой возвышается человек, так и в комедии, в которой он, по словам Гегеля «со здоровым смехом расстается со своим прошлым, преодолевает свои пороки и недостатки»; познавательная функция;

идеологическая функция; оздоровление души человека (логотерапия) – лечение смыслом.

РЕЛИГИЯ

Существуют разные подходы толкования религии:

с точки зрения верующих людей и их идеологов религияпредставляет собой систему религиозных воззрений, культов и обрядов. Речь идет о культе бога (я - есть бог твой, не создавай себе кумира и т.д.);

Научный подход к сущности религии наиболее полно выражен у Фейербаха в работе «Сущность христианства». Он характеризует религию, как «удвоение действительного мира», перенесение на голубой экран небес выработанных людьми духовных ценностей, которые затем воспринимаются ими как религиозные, нравственные и эстетические идеалы.

Ранние формы религиозных верований:

Тотемизм – это представление о сверхъестественных связях земных предметов (тотемов) с потусторонним миром. В качестве таких предметов выступали различные растения и животные.

Фетишизм– вера в то, что тот или иной предмет может защитить человека от злых сил. Фетишем может быть любой предмет поразившей воображение человека: необычной формы камень, кусок дерева, часть тела животного (рога оленя), какое–нибудь изображение (идол).

Магия– имитация какого-либо действия (внешнее воспроизведение) охоты, земледельческих работ и т.д. с целью привлечь внимание своего покровителя – потусторонние силы. Магия понимается также как сверхъестественная способность, волшебство, которым обладают некоторые люди – маги, якобы могущие влиять на явления природы и на людей (например, исцелять их). В этих случаях в магии используются разнообразные приемы: заклинания, ритуальные пляски самого мага, молитвы, жертвоприношения.

Анимизм– вера в бессмертие человеческой души; в природных духов, живущих в ущельях, в горах, в домах и т.д.

Развитие религии осуществлялось путем перехода от ранних форм к современным религиям. Это был процесс перехода от многобожия (язычества) к единобожию – от политеизма к монотеизму.

Основные монотеистические мировые религии – буддизм, христианство, ислам.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 440.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...