Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соловьёв и Бердяев о «русской идее».




Понятие «русская идея» было выдвинуто Соловьёвым. В дальнейшем это понятие было рассмотрено Бердяевым. Оно вкл-т: особенности рус. средневекового сознания, вопрос о месте русского народа в мировой истории, споры западников и славянофилов, проблемы русского социализма. В работе Бердяева «Русская идея», он выступил против идеи евразийства, что судьба России связана с идеями христианства. По Бердяеву русская фил-я показала, что русская и европ-я культуры не совместимы. Русскому духу свойственны – радикализм и нигилизм. Уловив это свойство русского духа, большевики оказались ближе к народу, чем по европейски воспитанные русские интеллигенты. Поэтому большевизм стал судьбой России. Коммунизм в России никогда не будет побеждён силой. Он будет преодолён путём духовного перерождения и религиозного покаяния и возрождения.

Психологическое направление в соц-й философии Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето.

Начало было положено трудами Лестера Уорда, Габриэля Тарда, Вильфреда Парето.

Л. Уорд (1841-1913) – Америк. мыслитель, положительно воспринявший учения Конта и Спенсера. Однако считал, что решающее влияние на развитие общества оказывают не соц-е, и не биологич-е, а психические факторы. В своих трудах «Психические факторы цивилизации», «Динамическая социология» и др. Он пытался раскрыть психические механизмы развития общества. Он писал, что социальные силы – психологические. Важнейшими из которых выступают желания людей. Логика: все то что есть в обществе создано людьми, необходимо посмотреть причину деятельности. Он характеризовал желание как «всепроникающий и весь мир оживляющий принцип, пульс природы, как главную причину всякой деятельности». Обосновывая «функцию желаний» Уорд выделяетпервичные желания, связанные с потребностями людей в пищи, одежде, жилье и т.д. На их основе он считал, что формируются более сложные желания людей, в том числе желания в творческой деятельности, гражданские свободы, а также моральные, эстетические и религиозные желания.

Желания людей порождают их волю, которую он называет «динамическим двигателем общества».

Желание и воля выступают как основные природные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества и потому как основные факторы цивилизации. При этом желание и воля людей может быть осознанными и неосознанными.

Неосознанное желание и воля действуют как иррациональные (подсознательные) силы, побуждающие людей к неосмысленному поведению людей, основанная на интуиции и инстинктах.

Наряду с Уордом развивалось и такое направление, которое исследовало проблему психического подражания и его роль в функционировании общества. Ведущим представителем является Тард. Свое учение он развил в трудах «Законы подражания», «Социальная логика», «Социальные законы», «Общественное мнение и толпа» и др.

Тард исходил из того, что в основе соц-й деятельности людей лежит их психический настрой на подражание. Он пояснял, что подражание играет в обществе такую же роль, как и наследственность в живых организмах. Подражание выступает как важнейшая сторона соц-го наследования, т.е. преемственности в развитии общества. Тард рассматривал подражание как усвоениеи повторение людьми того нового, что появляется в той или иной сфере общественной жизни. Этим новым могут быть маленькие или большие изобретения и открытия:

1. совершенствующие быт людей,

2. их производственную, познавательную и иную деятельность,

3. расширяющие их власть над природой,

4. обогащающие отношения между ними.

«Изобретение и подражание – таков основной элементарный общественный процесс», - делает вывод Тард. Всякие новации, будь-то изобретения или открытия в любой области, представляют собой акты творчества способных и талантливых людей, которые затем усваиваются и повторяются многими людьми. В результате человеческое изобретение и открытие порождают огромное кол-во подражаний и распространяются по всему миру.

Тард указывал на 3 основных закона подражания:

1. Закон повторения, т.е. усвоение и воспроизведение людьми тех или иных новшеств.

2. Закон оппозиции (сопротивление), выражает борьбу самих новшеств или нового и старого в обществе.

3. Закон приспособления, адаптация людей к появившимся новшествам и к изменившимся условиям жизни.

Историю Тард рассматривал, как непрерывную цепь подражания, ка собрание деяний имеющий наибольший успех и которым более всего подражали.

Объективная и субъективная стороны общественной жизни.

Объективная сторона жизни и развития общества –та, которая существует вне и независимо от сознания людей. Это прежде всего:

природные условия;

потребности людей в пищи, одежде, продолжении рода, жилище и т.д.;

состояние производства, соц-я структура (взаимосвязь классов, наций и др. соц-х групп),

а также политический строй в условиях, которых вынуждено начинать каждое новое поколение людей.

Осознание объективных факторов развития общества и сознательное воздействие на них не отменяет их объективность.

Субъективная сторона жизни и развития общества– сознание его людей, их способности вносить изменения в объективный мир и преобразовывать его.

Объективная и субъективная стороны жизни и развития общества диалектически взаимодействуют между собой.Объективная сторона – определяющая. Однако не умоляет роли и субъективной стороны. Роль общественного сознания, в том числе науки, искусства, морали, религии и людей всегда была значительна. И она постоянно возрастает.

Учение об общественно – экономических формациях и цивилизациях как проявление системного подхода к изучению общества.

Одним из вариантов рассмотрения общества как социальной системы является учение об общественно – экономической формации.

Под общественно – экономической формацией понимается общество на определенном этапе его развития с присущему ему: способе производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью.

Выделяются следующие типы формаций:

1. первобытнообщинная

2. рабовладельческая

3. феодальная

4. капиталистическая

5. коммунистическая, которую было бы правильнее назвать социалистической

Каждая формация предстает как

- качественно – определенный тип общества

- ступень общественного развития

Формационный подходразвития общества может сочетаться с так называемым цивилизационным подходом направленным, прежде всего на изучение культуры определенного народа.

Цивилизация – тип культуры определенного народа.

В тоже время отдельные мыслители (Данилевский, нем. философ Шпенглер и др.) характеризуют цивилизацию как последнюю стадию развития культуры, ее упадок.

Важно выявить общие черты материальной и духовной культуры не только разных стран и континентов, а также ее региональные, национальные и др. особенности.

Выделяют восточную, западную, христианскую, исламскую, а также современную индустриальную цивилизации.

Сочетание формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного развития позволяет выработать более конкретное представление о нем как о весьма сложном, противоречивом и многовариантном процессе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...