Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема бытия и познания в философии Платона.
Главный принцип в философии Платона- объективный идеализм- философское направление, утверждающее что идеальное существует объективно, т.е. вне и независимо от сознания отдельных людей. Он противопоставил истинное бытие(мир идей, кот он наз гиперурания) и неистинное бытие. Его идеи вечны,совершенны и неизменны. Первоначала у Платона- это идеи, которых существует бесконечное множество. Они делятся на три вида: 1. Эстетические и нравственные понятия(прекрасное справедливое); 2. Числа и геометрические фигуры; 3.Сущности вещей- эйдосы- абстрактные понятия, которые и выражают эту сущность. Антология. У человека тоже есть эйдос- вечный, совершенный и неизменный. Предмет у Платона- соединение эйдоса и материи( потенциального бытия). Предемет из- за присутствия не вечен, не совершенен и изменяется.От антологии(учении о бытии) Платон переходит к теории познания(учении об истине и ее познании) Теория познания Платона. Платон- убежденный рационалист- отрицал роль чувств в познании истины. Его теория Познания- это теория припоминания: учение о перевоплощении души. Когда душа находится в идеальном мире она познает сущности непосредственно, но соприкасаясь с телом все забывает. Если человек захочет он вспомнит, а если нет- то не сможет этого сделать. Это повлияет на ее дальнейшую судьбу( души). Познавая мир с помощью чувств, создавая чувственные образы вещей человек видит лишь тени вещей и совершенно не представляет истинную реальность, кот познается с помощью разума. Противопоставляя чувства и разум как 2 познаваемые способности человека Платон отрицает роль чувств в познании истины ,т.е. в теории познания он явл рационалистом и антисенсуалистом(Антисенсуализм – гнесиологический принцип отрицающий роль чувств в процессе познания истины). Основываясь на учении о переселении душ он создает теорию припоминания(анамнесиса). Душа чел-ка- эйдос/идея/сущность человека. Когда душа живет отдельно от тела она в гиперурании, в мире идей, но она регулярно возвращается на землю поселяясь в др тело. Поскольку душа эйдос она знает сущность вещей, тк созерцает их в гиперурании. А когда душа возв на Землю в др тело она теряет свое знание истины (забывает). Если человек обладающий душой стремится к познанию истины, значит душа вспомнит то что она созерцала в гиперурании и наоборот. Платон выражает в учении черту характеризующую черту научного познания.В опр момент человек чувст что скоро проблему решит => вселяет оптимизм.
Учение Платона о государстве. Важной частью социальной философии Платона стало учение о государстве, в котором соединилось представления о социальном устройстве и миф о душе. Согласно этому учению в идеальном государстве есть 3 сословия: - философы( мудрецы)- управление общими делами; - стражи( войны)- защищают государство; - земледельцы и ремесленники- люди, занятые материальным производством. Высший принцип в государстве- справедливость-человек занимает в государстве место согласно способностям своей души: - если развит разум- становится философом; - если развита воля- стражем; - если чувство- ремесленник и земледелец. Эти три сословия обладают разными правами : ремесленники имеют право на семью, право обладать собственностью, а философы и стражи этих прав не имеют. Платон рассматривал формы правления. Лучшими он считал- монархию и аристократию, а худшими- демократию, олигархию и теранию, так как в них отсутствует разумное начало. Учение Аристотеля о структуре бытия и сущности познания. Аристотель, IVв. До н.э. Аристотель не был согласен с Платоном по поводу сущности бытия, он считал невозможным отрывать сущность вещей от них самих. Аристотель полагал, что вещь- единство материи и сущности. 4 Элемента предмета: - материя( материальная причина); - сущность( формальная причина); - движущая причина; -целевая причина; Сущностей столько же сколько и самих предметов. Структура бытия иерархична, то есть эйдосы( сущности) вещей соотносятся друг с другом как высшие с низшими. Высший эйдос- Нус( ум), материальной причиной которого является весь мир в целом( космос). Теория познания. Единственный способ познания- изучение материального мира, то есть конкретных предметов: чтобы познать истину, надо изучать природу( основополагающий принцип науки). Аристотель разработал учение о методах научного познания. Такими методами он назвал: 1.) диалектику- метод нахождения посылок; Существенные признаки научного знания,по Аристотелю: объективность, доказательность, системность, способность объяснять все многообразие явлений. Аристотель приводил следующую классификацию наук: теоретические, практические, поэтические. Социальные и этические взгляды Аристотеля. Душой государства Аристотель считал военных и членов законно- совещательного органа, то есть людей с практическим умом. Человек по Аристотелю-« Политическое животное», а целью государства является общее благо. Аристотель рассматривал 3 формы чел. Общения: дружба, хозяйственная жизнь, государство( объединяет всех членов общества ради общего блага- счастье каждого). Аристотель называл след. формы правления: (Эти формы правления считал наилучшими) - монархия; -аристократия; -полития; ( непреемлемые): -тирания; -олигархия; Этические взгляды Аристотеля. Этику- Аристотель называл наукой о добродетели( соответствие вещи своей сущности). Главный принцип- нужно быть добродетельным. Виды добродетели: -Добродетели ума- мудрость( теоретический разум) и рассудительность( практический разум). -Добродетели характера- этические добродетели; принцип «Золотой середины» между двумя крайностями. К ним относятся( добр. Характера)- мужество, умеренность, щедрость, благородство, самодостаточность, скромность, правдивость, любезность. Добродетели возникают тогда, когда разум начинает управлять страстями. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 241. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |