Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Систематизация схоластики в философии Фомы Аквинского.




В 12 векев схоластике появл теория «Двух истин». Возникла она в философском учении мартерской школы .Суть:поскольку чел имеет дело с двумя реальностями(с одной стороны-с духовной, с другой-с природой, матер.миром) он должен постигать эти два мира соот. Адекватными средствами. Разум и чувства дают человеку знания в материальном мире ,но бессильны постичь духовный мир – бытие бога. О боге чел узнает благодаря вере, но она бессильна в процессе изучения природы, она не сможет помочь чел-ку в изучении матер мира.  В теории «Дв. истин» произошло разделение сфер влияния разума и веры. Разум был освобожден от веры,философия и наука – от авторитета религии и церкви. Выдающимся представителем ,систематизатором схоластики был Фома Аквинский. Фома явл основателем философии томизма. Томизм =>Фома – Томас.В 20 в возн неотомизм.

Фома Аквинский (13 в) относился к реалистическому направлению в схоластике, он утверждал объективное существование, реальность общих понятий (универсалий). Он призывал изучать общее т. к. конкретные предметы различаются не по существу, а по случайным признакам. Познавая общее, человек познает все. Фома Аквинский признавал три уровня существования общих понятий(универсалий):

- существование «до вещей», т. е. как идей божественного ума

- существование «в вещах» - как сущности вещей

- существование «после вещей» - идеи человеческого ума.

Теория Ф. А. – теория «Двух истин» - решение проблемы веры и знания. Философ делил бытие на царство благодати и царство природы. Он разделял сферы влияния религии и философии+науки, считая, что разум должен способствовать вере. Следует с помощью разума доказать некоторые догматы, чтобы они стали более доступны. В антропологии: являлся последователем Аристотеля. Сущностью человека считал душу как образ и подобие Божие.

В этике называл три главные христианские добродетели: вера, надежда, любовь.

Проблему соотношения свободы воли человека и божественного проведения решал так: человек имеет возможность выбирать между добром и злом, и свобда дана ему, чтобы выбрать добро.Но при этом он делал оговорку «Да, человек свободен выбирать, но для выбора добра надо божественное благородие»

Социально-философские идеи выразились в учении «О государстве»: государство – произведение искусства, государственная власть – это власть бога во вселенной, душа государства – законы (божественные и человеческие).

Таким образом, в учении Ф, А. были обоснованы все основные аспекты средневекового христианского мировоззрения.

Социальные и духовные предпосылки философии эпохи Возрождения.

Эпоха возр охватывает с 14-16 вв.14-итальянское возр(раннее),15зрелое, 16 высокое.

Философия эпохи Возрождения – это учения эпохи перехода от феодального к ранне буржуазному обществу, эпохи зарождения европейского капитализма. В эту эпоху человек осознает себя как самост и свободного субъекта, деяние и свобода понимается двояким образом: 1 свобода предпринимателя преобразовавшего мир в соотв со своими целями и интересами.2свобода человека обл свободой продавать свою раб силу на рынке труда. Культура этого общества 15 -16 вв. также имеет переходный характер – религиозные ценности постепенно утрачивают свое господство и во многом уступают место мирским, светским. В городах появляется новая, светская интеллигенция – образованные люди, не связанные с церковью и университетом. Происходит глубокий сдвиг в мировоззрении общества, секуляризация сознания. Церковь теряет авторитет и власть, утрачивает духовную монополию, исключительное право на обладание истиной. Философия понемногу освобождается от ее власти. Снова появляется свободное, независимое, несвязанное никаким безусловным авторитетом философствование, которое подвергает критике схоластику.В философии ренессанса формируются принципы рационализма и свободомыслия. В средн века был лозунг»Подчиняй свои мысли авторитету», в эпоху ренессанса «Подчиняй свои мысли фактам». Античное философское наследие восстанавливается и осваивается в полном объеме, освобождаясь от схоластической оболочки. Наука постепенно утрачивает книжный и традиционный характер и обращается к опыту, к самостоятельному изучению действительности.В эпоху ренессанса были сформированы предпосылки механистической(научной) картины мира и разработаны новые принципы познавательной деятельности.Происходит активное развитие наук-механика, химия, оптика, анатомия, физиология чел-ка и т.д. С 15 в нач эпоха великих геогр открытий => печатный станок=> предпосылки для передачи информации. Благодаря развитию мастерства и кругосветному мореплаванию появляется масса новых эмпирических сведений, благодаря которым рушатся прежние авторитеты. Европейская наука в 15 – 16 вв. уже превосходит по своему уровню античную.

 

Картина мира в натурфилософии Возрождения.

 

Возрождение философских идей античности в условиях господства христианской веры привело к появлению пантеистических теорий о мире и человеке, основанных на уподоблении их макро и микрокосму. Пантеизм был двух видов: натуралистический (бог во всем) и мистический (все в боге). Пантеизм отрицает личностную трактовку бога, утверждает его безличность и всеприсутсвие.

Открытие гелиоцентрической системы Коперника показало, что Земля это не центр мира, она лишь вращается вокруг солнца. Таким образом произошло лишение неба священного статуса, был упразднен дуализм небесного и земного, истинного бытия и материальной природы. Была разрушена статичная средневековая картина мира, ставится новая цель – естественное эмпирическое познание мира. Новой картиной мира становится механистическая, развиваются математика, физика.

Пантеизм в натурфилософии Возрождения стал оправданием новых земных интересов человека, формой обожествления природы в условиях, когда смысл жизни люди усматривали в преобразовании материального мира, природного и социального бытия. Это своего рода компромисс между новым научным мышлением и религией.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...