Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нравственные ценности и мораль.




Этими вопросами занимается этика- учение о морали, и аксиология- учение о ценностях. Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах. Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» —русское слово, происходящее откорня «нрав».Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русскомязыке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы

Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни человека. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют 3 вида производства: производство людей( социализация), вещей и идей.

 Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. Сегодня первой(основной) ценностью является сам человек во всем самоценным Понятие ценности человека несводимо к понятию полезности для общества.

Мора́ль (лат. moralisкасающийся нравов) — способ регуляции отношений людей в обществе. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.д Мораль реализует потребность людей в человечности. Она поддерживает и санкционирует определенные общественные устои.Она существует на трех уровнях: 1) индивидуальный 2) уровень соц групп 3) общечеловеческий(субъект-человечество). В зависимости от степени сложности регулятивного воздействия на человека в морали выделяют компоненты: 1) нравственные идеалы и ценности 2) нравственные принципы и нормы 3) нравственные качества личности. Наиболее опосредованное и сложное влияние оказывает ценностный (духовный) компонент морали. И влияние его основано на определении смысла и цели жизни человека. Нормативный(социальный)компонент морали явл вторым по степени сложности регулятивного воздействия. Нравственные нормы направлены на приведение в соответствии сущного должному ,конкретных поступков и поведения человека избранному идеалу. Психологический компонент морали,его воздействие осуществляется автоматически. Под его воздействием человек поступает под влиянием нравственного чувства.

 

Философия истории о смысле и направленности исторического процесса.

Главные вопросы в философии:

- Куда «ведет» мир история;

- В чем смысл истории;

- В чем состоит направленность исторического процесса;
История - целостный процесс, связывающий прошлое, настоящее и будущее. Философия истории пытается логически и обоснованно изложить смысл истории. Она не строго научна, так как затрагивает сферу духовного. Смысл истории- идеал, выраженный в абсолютном или относительном смысле. Цель истории- это будущее. Направленность исторического процесса- движение к цели. Есть два основных взгляда на эту направленность: прогресс( движение в перед) и регресс( возврат к прошлому). Цели развития истории оценивались по- разному, ими могли быть: свобода( в античности), второе пришествие( в христианстве), справедливое общество (в последующем).

 


Историко- культурные предпосылки древнеиндийской философии и её основные категории.

Важнейшим культурным памятником Др.Индии явл веды (с санскрита – знание),в них находит отражение политеизм( многобожие). Они начали создаваться в сер. 2 тысячел до н.э. Вообще они насчитывали более 2 тыс богов.

4 Книги- веды-веда гимнов( главная);Веда мелодий; заключений; жертвоприношений;

В ведах мы сталкиваемся с явлением генотеизма. Он проявляется в отсутствии четкой иерархии пантеона(совокупности богов). И в разных гимнах люди обращаются к разн богам. В процессе развития ведийского мировоззрения в этом пантеоне выделяется 3 божества: Брахман-создатель вселенной; Вишну-бог хранитель вселенной; Шива- бог разрушитель. Эта троица рассматривалась как основа мироздания. В VIII-VII вв. до н.э. возникли комментарии к Ведам- Упанишады. В упанишадах образ бога Брахмана преобразуется в абстрактное понятие – брахман/брахмо и обозн уже не личность бога ,а абстрактное первоначало бытия, единую духовно-телесную субстанцию мира, в которой все возникает, существует и прекращает свое существование. В этот период произошел переход от мифа к философии.

Категории:

-Атман- категория, обозначающая любое индивидуальное существование( в том числе человека), проявление единой универсальной божественной сущности.

Атман- проявление Брахмана.

Круг Сансары(круговорот бытия)- путь развития всех живых существ.

- Карма- универсальный закон, в соотв с которым осуществляется круговорот бытия(т.е живые существа вращаются в круге сансары

 Йога- учение о том, как достичь слияния с абсолютным бытием, прекратив круговорот бытия и достигнув освобождения сознания.Главным способом постижения истины явл.

- Видение- непосредственное восприятие истины, которое достигается путем слияния человеческого сознания с абсолютным бытием.

Философия буддизма.

Буддизм появился в VIв. До н.э. Основатель: Сидхардха ГаутамаОднажды он ушел из дворца чтобы понять смысл жизни, и во время медитирования к нему снизошло озарение =>стал Буддой. Он понял что прошел 2 пути-удовольствия и аскетизма и открыл срединный путь-4благородные истины. Т.е он говорит о 2 крайностях в поведении людей, которые мешают им встать на путь освобождения от страданий. Одна крайность предполагает жизнь, погружённую в желания, связанную с мирскими наслаждениями; это жизнь низкая, тёмная, заурядная, неблагая, бесполезная. Другая крайность предполагает жизнь в самоистязании; это жизнь, исполненная страдания, неблагая, бесполезная. Избегая этих двух крайностей, Татхагата во время Просветления постиг срединный путь, — путь, способствующий постижению, пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к Просветлению, к нирване».

Четыре благородные истины 1.жизнь есть страдание, 2у этого страдания есть причина, 3эта причина может быть устранена, 4 есть путь, который ведет к освобождению от причины страданий — это восьмеричный золотой путь Будды.

«Этот человеческий мир полон страданий. Жизнь — страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Встреча с неприятным человеком — страдание, разлука с любимым — страдание. Недостижение желаемого — тоже страдание. Всякая привязанность к чему бы то ни было — страдание. Это и есть истина страдания.
Страдания бытия, несомненно, вызываются мирскими страстями, которые вселяются в душу человека. Мирские страсти своими корнями уходят в жажду, сильное желание. Эта жажда порождается сильной привязанностью к жизни. Все то, что видит глаз и слышит ухо, начинает желать человек. Он даже начинает желать смерти. Это и есть истина причины страдания.
Если уничтожить все корни привязанности, исчезнет и страдание. Это и есть истина уничтожения страдания.
Чтобы достигнуть состояния, свободного от страдания, нужно следовать восьмеричным правильным путем(восьмизвенная арийская стезя). Это правильные взгляды, правильное мышление, правильные слова, правильные дела, правильный образ жизни, правильные стремления, правильная память и правильное сосредоточение. Этот восьмеричный путь, устраняющий жажду, называется истиной правильного пути. Необходимо глубоко постичь все эти истины, ибо этот мир полон страданий, а чтобы избавиться от страданий, нужно освободиться от мирских страстей. Состояние, свободное от мирских страстей и страданий, может быть достигнуто только через просветление. А просветление может быть достигнуто этим восьмеричным правильным путем.Следующий Дхарме должен постичь эти четыре благородные истины».

Освобождению от круговорота бытия способствует –практика нравственности(вкл отказ от 10 не добродетелей (физ, недобр речи, недоб ума(пороки)))Преодоление этих не добродетелей-наработка благой кармы => уход в нирвану.

 

 

 32. Философские школы Древнего Китая: сравнительный анализ даосизма и конфуцианства.




Школа Даосизма.

 Основатель даосизма- Лао Цзы(старый учитель)( начало VI в. до н.э.) Главный трактат даосов «О пути и добродетели»

Основное понятие- дао- абсолютное потустороннее начало, божественное первоначало бытия, являющаяся истинной всякого бытия. Можно сказать еще – бытие, в котором все растворяется. Человек в философии даосизма-все существующее являющееся силой.Т.е чел-это и есть Дао. Основополагающий признак др культур «Все существует во всем»

Дао неисчерпаемо и безгранично оно не рождается и не умирает => я также безграничен, не рождаюсь, и не умираю. Даосы утв что Дао присутствует всей своей полнотой во всем.

 Главные принципы даосизма:

1.) принцип недеяния-(Дао совершенно мудрого это деяние без борьбы) отказ от действий, противоречащих природе вещей. Вмешательство человека в законы природы- ошибочно и не может привести к успеху. Я не делаю, через меня бог делает.

2.) Принцип молчания- постижение истины возможно только через слияние человека с природой, а не через разум и чувства. Истинное знание не выразимо в словах. «Именно сердце отличает истину от лжи» т.е. познать истину можно не размышляя о ней, но растворяясь в ней.

Главная цель человеческой жизни- достижение гармонии с природой.

Школа конфуцианства.

 Основатель- Конфуций( VI век до н.э) Конфуцианство принимает небо как символ высшего порядка, как высшая инстанция, некое божественное начало. Конфуцианство поддерживало и активно пропагандировало культ почитания предков и культ Земли.

Вершиной стремления человеческого развития в конфуцианстве, так же как и в даосизме было достижение Дао. Дао – высшая субстанция, центр всего. Дао занимало в конфуцианстве понятие бога, но, в отличие от даосизма, в конфуцианстве основной упор делался на духовно – социальное совершенствование человека, в частности на образование, интеллектуальное развитие, очень строгое соблюдение определенных традиций и общественных правил, регулирующих все стороны общественной жизни человека. Лишь строгое соблюдение правил, по Конфуцию, дает человеку возможность приобщиться к Дао, познать божественную природу бытия.

Для конфуцианства характерны некоторые специфические отличия этого учения от других религий. Одним из отличий является соотношение религии и морали. Если в других мировых религиях бесспорно преобладание религиозного начала, в частности, чудесное происхождение человека, то в данном учении это все играет настолько второстепенную роль, что упоминания об этом нет ни в одном источнике. Иными словами, в Китае с древности мораль и этика читались первичным, а религия – вторичным. Другой особенностью конфуцианства является ее рационализм, т.е. решение проблемы социальной политики и этики, задачи организации жизни в этом мире и стремление преобразовать порядки в стране в соответствии с представлениями об идеальном устройстве общества.

Таким образом, анализируя конфуцианство, надо отметить, что, основатель этого учения создавал свой идеал человека и ничего не говорил о том, откуда человек произошел.

Конфуций учил, каким человек должен быть с точки зрения этики и морали.

Главные принципы:

1.) принцип взаимности ( гл трактат «Беседы и суждения», Неделай другим того чего не желаешь себе-золотое правило нравственности.поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, т.е любовь к людям);

2.) принцип соблюдения ритуала( необходимо соблюдать культурные традиции для возврата к «Золотому веку» ,т.е надо вспомнить правила и нормы жизни кот были в Золотом веке.)Он говорил о соблюдении и возрождении традиций и ритуала(под ним понимался этикет – это форма поведения кот существует в обществе ,кот служит знаковой системой выражающей сущность отношения чела к себе и людям)Ритуал важен тк. создает гармонию;

3.) принцип сыновьей почтительности- Принцип регулирует семейные отношения.сын должнен почитать отца, младший( в общественной иерархии) должен почитать старшего, но при этом старшие должны заботиться о младших;Этот принцип единственная гарантия развития общества.

4.) принцип исправления имен- В резул-те утраты смысла слов ,люди пользуются ими не правильно.Т.е чел называет себя отцом ,при этом ведет себя по иному => общество разрушается. необходимо вернуть словам их истинный смысл, который был утерян; нужно внимательно следить за собственной речью.

Главная цель в жизни(конфуцианство)- социальная гармония. Достигнуть ее можно только соблюдая нормы морали(поэтому значительная часть конфуцианства- этика). Конфуций описывает идеал нравственной личности(благородный муж)- следует долгу и закону, требователен к себе, о нем не судят по мелочам(можно доверить большие дела), живет в согласии с др ,но не гонится за ними, ему легко услужить, но трудно доставить радость тк радуется только должному, ко всем относится одинаково – беспристрастен.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...