Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Онтология как философское учение о бытии.
Онтология – уч-е о сущем. Важн. категории: бытие, материя, движение, пространство, время, развитие. В ряду многочисл-х фил-х категорий, сост-х категор-й аппарат большинства фил-х систем, категория «бытие» неизменно занимает центральное место. Парменид ввел понятие бытие. Категория «бытие» считается исходной и наиболее общей категорией фил., которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по признаку сущ-ия. Фил-я категория бытия отражает «существов. как таковое» безотносительно к его конкретному носителю. Бытие означает «быть», «существовать», «здесь и сейчас». Понятие «бытие» тесно связано с понятием «субстанция» (от лат.сущность, то что лежит в основе). Бытие существует в четырех формах: 1.Бытие природы: Бытие первой природы (вещи, тела, процессы, не тронутые человеком (девственная природа)). Бытие второй природы (вещи, тела, созданные человеком (преобразованная человеком природа). 2. Бытие ч-ка. Бытие ч-ка в мире вещей (здесь ч-к рассматрив. как вещь среди других вещей, как тело среди тел, которое подчиняется законам конечных преходящих тел). Собственное чел-кое бытие (здесь ч-к рассматривается как субъект, который подчиняется не только з-м природы, но и существует как соц-ое, дух-нравст-е существо). 3. Бытие дух-го. Индивидуализированное дух-ое (это сугубо индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого ч-ка). Объективированное духовное 4. Бытие общества. Бытие отдельного ч-ка в обществе и в процессе истории (процессы социализации и жизнедеятельности каждого ч-ка в рамках определенного чел-го сообщества и социальной группы в конкретную историческую эпоху). Пр-пы бытия: единство мира и его ценностей, взаимосвязь всех явлений и процессов, системность, развитие, глобальный эволюционизм и коэволюция (согласованность). Категориальный аппарат онтологии: материя, пространство, время. Материя (от лат. – вещество)-объективная реальность существующая вне и независимо от сознания и отбражаемая им. Демокрит ввел понятие материя. Сп-б существов. материи – движение (категория отражающая все типы изменений и взаимодейсмтвий в мире). Ф-мы движения: мех-е, физ-е, хим-е, биол-е, соц-е. Основные свойства(атрибуты) материи:Структурность. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Любой предмет и процесс в мире возникает только из других предметов и процессов и не может исчезнуть, не породив какого-либо другого предмета или процесса. Каждая форма материи качественно своеобразна, поэтому она не может рассматриваться как простая совокупность образующих ее элементов, свойства которой сводятся к свойствам этих элементов. Качественное своеобразие предмета создается особой формой связи его частей. Неуничтожимость материи проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Ни один элемент материи не уничтожается в «ничто». Гибель конкретной вещи означает лишь ее превращение в другую. Пространство – это категория, отражающая протяженность объектов, их особое место и границу по отнош-ию к др. объектам. Свойства пространства: - протяженность, протяженность порождает структурность объектов, которая проявляется в системе внутренних связей, собирающих элементы в единое целое; - непрерывность проявляется в характере перемещения тел от точки к точке и в распространении воздействий посредством полей как процесс передачи материи, энергии, информации; - относительная дискретность (прерывность) беспечивает относительно раздельное существование тел в природе; - трехмерность, носит всеобщий характер. Реальное пространство трехмерно, и все явления можно отобразить в трех пространственных координатах. Время – это объективная форма существования материи, выражающая длительность существования (год, столетие) и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов (до, после, одновременно). Свойства времени: - длительность, т.е. последовательность сменяющих друг друга состояний. В природе нет ничего застывшего, все движется и длится во времени; - одномерность времени; - необратимость, означающая, что время протекает из прошлого через настоящее к будущему. Основные концепции пространства и времени Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Реляционная концепция рассматривает пространство и время как особого рода отношения между объектами и процессами, вне которых они существовать не могут (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). Диалектика как философская теория развития, ее законы и категории. Диалектика – (от греч.означает искусство вести беседу, спор) уч-е о наиболее общих пр-пах и закономерностях. В современном понимании диалектика – это теория и метод познания действ-ти, уч-е о взаимосвязи всех явлений мира и всеобщих законах развития природы, общ-ва, мышления. Осн-е пр-пы диалектики: 1.Пр-п всеобщей связи означает целостность окруж. мира, его внутреннее единство, взаимосвяз. и взаимозавис. всех его компонентов. 2.Пр-п развития выражает идею о том, что все в мире изменяется и развитие является необходимым, универ-м и закон-м процессом, т.е. пр-п развития отрицает существов. в мире застывших предметов, процессов, явлений. 3.Пр-п системности означает, что многочисл. связи в окружающем мире сущ-ют не хаотично, а упорядочены. Данные связи образуют целостную систему. 4.Пр-п причинности означает, что все объекты (явления, процессы) окруж. действит-ти причинно обусловлены и взаимозавис. Фундаментальные з-ны диалектики: 1. З-н взаимопер. Колич-х и кач-х изменений. Кач-во – это то, что выражает отличие объекта от других объектов: вещ-ный состав + стр-ра предмета (т.е. опред-ый сп-б связи эл-ов в системе)+ функцион-е св-ва. Кол-во – это исчисляемые параметры предмета или явления. Кач-во и кол-во взаимосвяз. 2. З-н единства и борьбы противоп. Каждому предмету и явлению свойственны внутренние против-ти. Они находятся во взаимод.: предполаг. друг друга и ведут между собой борьбу. 3. З-н отриц. отр.. Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Отриц. отриц. прежде всего предпол.: а) повторяемость в проц. развития; б) возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; Категор. Диалект.: единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, форма и содержание, элементы и структура, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 259. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |