Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Немецкая классическая философия. Философия И. Канта.




Основоположник – Иммануил Кант (1724-17хх гг.) Представители – Фихте, Шеминг, Гегель, Фейербах. Основная проблема – проблема активности субъекта человеческого разума и познания. Философия И. Канта. Родился и всю жизнь прожил в Кенигсберге. В его деятельности различают 2 периода: докритический (до 1770) критический (с 1770) Его произведения: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1791). Кант внёс вклад в понимание роли вращения земли вокруг своей оси, в понимание влияния луны на приливы. Кант совершил в философии коперниковский переворот. Прежде чем браться за исследование проблемы бытия, нужно сначала исследовать познавательные возможности человеческого разума. Область познаний ограничена областью явлений и феноменов (это явления), как они даются нашему пониманию: Кант выделяет такие вещи в себе (ноумены) Агностицизм (важная особенность кантовской философии) учение о принципиальной непознаваемости вещей в себе.

Познавательные способности: Чувственное созерцание. На уровне этого восприятия существуют пространство и время. Пространство – форма внешнего восприятия, время – форма внутреннего восприятия. Рассудок – подведение чувственного восприятия под единство понятия. Кант выделил несколько основных категорий: Количество (единое множество), Качество (реальность, ограничения), Отношение, Модальность (возможность и не возможность, необходимость и случайность, существование и не существование). И. Кант выдвинул идею чистого разума: космос, как единство всех физических процессов; душа, как единство всех происходящих процессов. Кант выдвинул идею бога, как безусловно необходимую последнюю причину. Антиполии (противоречия) чистого разума: они возникают, когда разум выходит за пределы своей компетенции. Явления или феномены – это продукт деятельности самого сознания. Кант верил в существование морального закона «голос совести», требует от нас действовать не по своему желанию, а руководствоваться чувством долга.

Конечная цель развития человеческого общества – гражданский мир.

Философия Г.Гегеля и Л. Фейербаха.

Гегель впервые в мировой философии разработал один из важнейших законов диалектики — закон взаимоперехода количественных (постепенных, непрерывных) и качественных (перерывы непрерывности, скачки) изменений. Учение о сущности. Главной проблемой этого учения является проблема противоречия и связанных с ней, как правило, парных категорий, — сущность и явление, тождество и различие, основание, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и действие, взаимодействие и др. Великая заслуга немецкого мыслителя заключается в том, что он рассматривал противоречие как источник саморазвития всего сущего — в том числе мышления, познания.

Учение о понятии. Понятие, согласно Гегелю — не просто одна из форм мышления и результат абстрагирующей деятельности рассудка. Это абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное. В этом разделе рассматривается диалектика основных форм мышления — понятия (в узком смысле), суждения и умозаключения, соотношение единичного, особенного и всеобщего (с выделением двух его видов — абстрактного и конкретного как «единства многообразного»). (Феноменология духа, Наука логики, Философия прав)

Характерная черта философии Фейербаха — антропологизм, т. е. понимание человека как чисто природного, биологического существа.как «единственного, универсального и высшего предмета новой философии». В центре проблематики «новой философии», предложенной Фейербахом, человек чувствующий и, прежде всего, — наделенный даром любви. Исходный пункт учения — человек как высшее проявление, как венец природы, рассматриваемый в неразрывном единстве с ней. Хотя Фейербах формально не рассматривал свое учение как материалистическое, оно вошло в историю философии как разновидность антропологического материализма. (Сущность христианства, Основы положительной фил-и будущего)

Становление и основные черты неклассической философии. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Неклассическая философия возникла в рез-те крит-го преодоления наследства философии Нового времени в том виде, как она была предст-на прежде всего в нем. классич. фил.. Классич. фил.ориентировалась на познават. возм-ти разума, прогресс науки и техники, идеалы свободы, равенства и братства.

1-ми представит. некласс. фил. были О. Конт(позитивизм); С. Кьеркегор (экзистенциализм); К. Маркс и Ф. Энгельс (истор. и диалектич. матер-м); А. Шопенгауэр и Ф. Ниц­ше (современн. иррационализм); 3. Фрейд (бессознат .).

Пр-пы европ. иррационализма разраб. Артур Шопенгауэр (1788—1860) в труде «Мир как воля и пред­ставление» (1818). Мир, согласно учению Шопенгауэра, есть воля и представление.

Воля — это абсолютное начало всякого бытия. Человек является рабом воли. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмыс-ым не было его существован.

Шопенгауэр выделял две разновидн. людей, которые перестали быть рабами воли: святые в земной жизни и гении в искусстве. Каждый человек располагает тремя высш. благами жизни — здоровьем, молодостью и свободой. Пока они есть, индивид их не осознает и не ценит, осознает лишь в случае их утраты.

Фридрих Ницше (1844—1900).(представит.иррационализма)

Важнейшие работы Ницше —«Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист», «Воля к власти».

Жизнь особая реальность, сущностью кото­рой является «Воля к власти». Все живое, согласно учению философа, стремится к власти.

Ницше одним из первых выдвинул тезис о нигилизме (отриц. общеприн. ценностей, моральных норм), как таком мировоз­зр. и времени, когда христ-й Бог утрачивает свою значимость для европейской культуры. Тезис о сверхчеловеке — центральный в философии Ницше. Сверх­человек должен заменить умершего христ-го Бога. Ближе все­го к нему тот, кто творит свою жизнь без подсказки, несет ответ­-ть за поступки и собственную жизнь, не перекладывая ее на других, выстраивает себя как свободную автономную личность.

Тезис о необ-ти переоценки всех ценностей. Прежние ценности, связанные с христианским Богом и сферой сверхчувств., вообще утратили свой смысл.

Воля к власти — это воля к торжеству жизни. Это — тайна жизни, первооснова всего сущего. Ницше отвергает христианство как религию, сознательно ослабляющую жизнь и противо­стоящую Воле к власти.

Для Ницше равным образом неприемлемо как утверждаемое хрис­тианством равенство людей перед Богом (жизнь создала людей нерав­ными, поскольку у них разная сила Воли к власти), так и религиозное смирение (что означает опять-таки подавление человеком в себе Воли к власти).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...