Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия эпохи эллинизма. Скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.




Своеобразие ф. эллинизма (30-е гг. 4 в. До н.э. – 30-е гг. до н. э.) определяют те философские школы, которые сделали второстепенными все вопросы объективного миропорядка и стали обращаться прежде всего к проблемам личной жизни человека: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Эпикуреизм. (Эпикур) Он развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий. Одна из самых существенных задач ф. - практическая помощь человеку в преодолении страха перед смертью. Цель Эпикура - помочь разобраться человеку в том, как следует жить. Он задумывается над вопросом о счастье человека и находит его в наслаждении. Основным принципом индивидуалистической этики Эпикура являлся принцип «живи незаметно», мотивирующий уход от общественной деятельности.

Скептицизм. (Пиррон) Невозмутимость, покой, безмятежность, предельный случай которых— смерть (абсолютный покой), также являются идеалом для скептиков. Главный противник человека, ищущего покоя, не столько его собственные вожделения, не в меру развитые потребности, как считали эпикурейцы, но его тяга к знанию. Познание - разрушительная сила.

Стоицизм. (Сенека, М. Аврелий) Человек, чтобы быть достойным прекрасного и гармоничного целого, должен во всем следовать природе - отрешиться от житейских волнений, хаоса жизни, уйти в себя. Идеальное состояние мудреца - апатия (от греч. - отсутствие страданий, бесстрастие). Не только чувство любви, но и дружба не должна нарушать его спокойствие. Сочувствие не должно нарушать стоическую апатию.

Философия в системе средневековой культуры. Патристика и схоластика.

Средневековая философия (1-14 вв.) отличается рядом присущих ей в целом особенностей.

1. Тесная связь со Священным Писанием, которое является исчерпывающей и универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории. Все философски вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. теоцентризм— (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Креационизм — (лат. creatio — создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую я неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. Провиденциализм — (лат. providentia — провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение — в религиозных представлениях:Бог, высшее существо или его действия).

Патристика – это первоначальный, наиболее авторитетный этап развития христианской философии со II по VI век н. э В рамках патристики можно выделить ряд промежуточных этапов:а) апостольский период (до середины II века н. э.);

б) эпоха апологетов (с середины II века н. э. до начала IV в. н. э.). Христианские апологеты — это первые христианские философы, взявшие на себя функцию защиты христианского учения перед лицом враждебного римского государства и языческой философии. в) зрелая патристика (IV—VI в. н.э.). Этот период характеризуется разработкой целостных религиозно-спекулятивных систем, глубоким синтезом теологических догм и античной философской мысли. Важнейшие темы патриотической теологии: монотеизм, трансцендентность Бога, учение о Христе как посреднике между Богом и человеком, тринитарная проблема, т.е. учение о соотношении ипостасей Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, креационизм, т.е. учение о творении мира, теодицея и эсхатология. 2 типа богословия: апофатическое (отрицание)–познание бога непостижимо по своей природе; катафатическое (положительное).

Схоластика (VII—XIV вв.) В своем первоначальном значении термин обозначает «ученый», «школьный». Если отцы церкви в постижении Бога опирались на мистическую интуицию, сверхразумное созерцание, то теологи-схоласты искали рациональные пути познания Бога. Важнейшие проблемы схоластической философии: рациональное доказательство бытия Бога, креационизм, соотношение веры и разума, свобода воли и теодицея, провиденциализм, борьба с пантеизмом и аверроизмом. Одна из основных проблем схоластической философии — это проблема универсалий, т.е. природы общих имен или понятий.

Особенности философской мысли эпохи Возрождения.

Ф-я Возр-я дел-ся на 2 периода: начальная (антропологическая) и зрелая (онтологическая и соц-пол-я). Антрополог.учения (сер. 14-сер. 16)-ч-к рассматривается как центр мирозд-я; Данте, Петрарка, М. Монтель; пр-п гуман-ма (ч-к высш. ценность); ценность ч-ка опред-ся не происх-ем и соц-ой принадл-стью, а лич-ми заслугами; антиклерианские взгляда (т.е. воззрения напр-ные против притяз-ий церкви и дух-ва на госп-во в общ-ве). Онтологические учения (вт. п. 15-н. 17)-Л. да Винчи: любые зн-я приобр-тся с опытом, но дост-сть рез-там опыта может придать лишь теория; Н. Коперник: земля не явл-ся непод-ным центром мира, а вращ-ся вокруг свое оси и солнца, кот-е нах-ся в центре; Н. Кузанский: бог есть абсолют, он не явл-ся чем-то наход-ся вне мира, а преб-ет в ед-ве с ним; Дж. Бруно: центром всел-ой не м. б. ни земля не солнце, т.к. сущ-ет много миров. Соц-пол-е учения- Н. Макиавелли «Государь»; правитель д. соед-ть в себе черты льва и лис.: лис. чтобы избеж. капкан., льва чтобы сокруш. прот-ка в бою; если госуд. хочет сохр-ть вл., он д. приоб-ть умение отст-ть от добра и польз-ться этим ум-ем.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...