Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Феномен русской философии. Русская философия XIX – XX вв.
Развитие фил.в России началось с принятием христ-ва, с распростр-ем культ-х и науч-х достижений др. стран. В 19 веке русская фил.достигла своего развития. В 19 веке на первое место выдвиг. соц-пол-е пробл.. Проявляется борьба между западниками и славянофилами. Представители западничества: Радищев, Писарев, Добролюбов, Белинский, Герцен. Представители славянофильства: братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Данилевский, Леонтьев. Западники считали, что история России - тупиковая линия, т.к. Россия пошла за Византией (т.е по негативному пути развития). Славянофилы считали, что лучшее в России – это итог принятия православия. Славянофилы отвергали западный эгоизм и индивидуализм. Идея соборности: соборность-начало жизни общества, не ущемляющее личностное начало каждого человека. Славянофилы выдвинули идею реформир-я гос-го устр-ва в направлении соблюдения принципов соборности. В 20 веке западничество представлено Н.Бердяевым, а славянофильство – Ильином и Солоневичем. Для рус.фил. хар-н гнесеологический реализм и оптимизм. Развивалась также идея космизма (Соловьев): идея всеединства, идея целостного человека, в котором наряду с рацион-м началом (техническая мысль) присутствует дух-е начало (вера), космос, как творение божье, представляет собой живое единое целое и человек – звено космоса. Выдвигается идея ответств-ти человека за судьбу космоса. Федоров развивал фил.доброго дела: челов-во должно объединить свои усилия для решения главной проблемы – победы над смертью, которая должна обеспечить вечное сущ-ние и обеспечить воскрешение всех умерших людей. Философия Вл. Соловьева (1853—1900) впитала в себя основные тенденции русской рел-ой философии XIX века и закономерно оказалась ее завершающим синтезом. В славянофильской традиции противостояния западному «рационализму» он начинает с критики «отвлеченных начал», выдвигая идеал «свободной теософии», совмещающей эмпиризм, рационализм и мистику. Особенности развития философской мысли Беларуси. Для философской мысли XVI в. характерно развитие вольнодумства, свободомыслия и идей гуманизма. На развитие философской мысли большое влияние оказывали общекультурные явления в Европе, такие как. Видный представитель эпохи вольнодумства —Франциск Скорина (ок.1490-1541). Его заслугой является первое светское издание Библии. Издание Библии, да еще с предисловием, где Скорина говорил об историческом и культурном, а не только о религиозном значении Библии, было прямым вызовом церковным порядкам. Философ проповедовал идеи веротерпимости, защищал принципы личных отношений с Богом (без посредничества церкви), отстаивал полезность образования. Свои взгляды Скорина распространял на белорусском языке, тем самым содействуя развитию национальной культуры. Критич. отношение к церковной политике и Священному писанию высказывал видный просветитель XVI в.Симон Будный (ок. 1530-1593). Этот мыслитель-гуманист сделал перевод Библии, поставив перед собой задачу исправить "глупости переписчиков" и "хитрость еретиков" как "ошибки прежних переводчиков". Его интерпретация библейских текстов содержит первые приметы атеистического мировоззрения. Дальнейшее развитие идей вольнодумства, атеизма связано с деятельностьюКазимира Лыщинского (1634— 1689) в мрачную эпоху господства католической церкви Речи Посполитой. Лыщинский был наказан смертью за раппростр. атеистических мыслей. Его рукопись "О существовании Бога", которая послужила основой для доносов, а потом и наказания, была сожжена. Таким образом, в XVI-XVIII вв. в Беларуси усилилась свободолюб. тенденция в развитии общ-пол-й мысли, получили распростр. идеи С.Щадурского, К.Нарбута, Б.Добшевича и др. Они протестовали против церковного угнетения, схоластики, отстаивали права человека на свободу мысли и действий.
Марксистская философия. Марксистская философия возникла в 40-х годах 19в. Основатели К. Маркс(1818—1883) и Ф. Энгельс(1820—1895), создали целостную систему философских и экономических взглядов. Труды Маркса и Энгельса «Святое семейство»(1845г.), «Манифест коммунистической партии» и произведение Маркса «Нищета философии», созданные в 1847 г. Основной труд Маркса — «Капитал». Энгельса работы: «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Материалистическое понимание истории исходит из того, что условия человеческой жизнед-ти, общ-е бытие опред-т взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры. Общ-е сознание – это отражение общ-го бытия, осознание общ-м самого себя, своего общ-го бытия и окружающей действит-ти. Общ-е бытие опред-т общ-е созн.Общ-е созн-е хотя и вторично по отношению к общ-му бытию, однако обладает относит-й самостоят-ю и активностью, имеет внутреннюю логику развития. Способ произв-ва предст-т из себя единство производит-х сил и производ-х отношений. Производ-е силы – это орудия труда, средства труда и люди, участв-е в произ-ве. Произв-е отношения – это отношения между людьми в процессе произв-ва. Соц-я стр-ра общества опр-ся отнош-ми собств-ти. Маркс сделал вывод, что люди, участвуя в процессе произв-ва, создают не только матер-е блага. Рассматривая вопрос о строении общ-ва, его структуре, марксизм оперирует категориями "базис" и "надстройка". Базис – это совок-ть производ-х отношений, экон-кий строй общ-ва. Над базисом возвыш. надстройка, включающая в себя общ-е сознание, идеол-е отношения и закрепляющие их общ-е учреждения и организ. Надстройка опред-ся базисом. Экон-я общ-я формация – это особый истор-ий тип развит.общ-ва, обусловленный формой собст-ти, ур-м развития производ-х сил, соц-ой стр-рой. Учение о классах и классовой борьбе как движущей силе истории. Классовый подход к анализу соц-х явлений предпол., что ничто в обществе не может быть объяснено вне контекста клас-х интер-в и отнош-й. В марксизме представлена оригинальная концепция ч-ка. Ч-к не просто живет, чувствует, существует, но, прежде всего, реализует свои силы и спос-ти в специфичном для него бытии — в произв-ной деят-ти, в труде. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 219. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |