Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема сознания и основные традиции ее философского анализа.




Сознание=со-знание (совместное с др. людьми знание). Созн.-сп-ть ч-ка воспроизвод. дейст-ть в мыслях и образах, понимать происход. и осмысл., целенапр. дейст-ть. 

Созн. – это 1) сп-ть осмысл., понимать, 2) это сп-ть зафиксир. и осознать псих-е образы, возник-е в собств-м созн. 3) сп-ть остановить, зафиксир., разглядеть этот образ. Осозн. – это не просто зеркально отразить пред.или явл. мира, но и «пропустить» их образ через усвоенную сист. зн-я, ценност., норм, накопл-й опыт и т.д., эти сист. формир. в общ-ве.

Отличие созн. ч-ка от психики жив-х:

1.Наличие целепол-я. Целепол-е начин.с мысл-го проц. относит. того, что д.б. сделано.

2.Наличие развитых форм языка.

3.Наличие самосозн. У ч-ка есть 2 мира – Внутр. – собств. «Я» и Внешн. – все окруж-е. Выд-т 4 ур-ня самосозн.: Самочувствие - свое тело и его вписанность в окруж. мир; Групповое самосозн. – отождествл. себя с группой, частью к-й явл-я ч-к, идентиф. себя с соц-й общ-ю; Индивидуальное самосозн. – осознан.собств. Уник-ти, свобода выбора; Философская рефлексии – систем-ий анализ глубин самосозн., осмысл. разл-х проявл. духа в разл-х типах к-ры.

4. Спос-ть ч-ка к абстрактно-логическому мышл.

Стр-ра и ф-ции созн.

В стр-ре созн. выдел.две области: область бессознат. и область созн. Бессозн. - самая большая по объему часть психики ч-ка, включающая неосознав. без примен. спец-х методов мотивы, мех-мы и прогр. деят-ти и повед. ч-ка. Бессознат. стало предм-м исследов. представит. Психоан. - 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма.

В зависим.от носителя созн. различ. инд-ное и общ-ное созн. Ф-ми общ-ого созн. явл. миф-я, религ., наука, мораль, право.

Ф-и созн.:

-информ.-познават-я: благодаря созн. ч-к вырабат-т зн-я о связях и закономерн. объект-го мира;

-регулятивн.: созн. регул-т и контр-т эмоц-ную сф., соц-е отнош., цен-е основ.деят-ти;

-коммуникативная: сообщ. людей сознат. выраб-т и закр-т нормы, правила и формы общ-я.

Структура сознания. Сознание и бессознательное.

Первая развернутая теор-кая конц-я бессозн-го была создана в начале XX века З. Фрейдом.

З. Фрейд постулир. первичн. бессознат. по отношению к созн., и отвергает позицию, представл. Бессознат. как низшую форму псих-й акт-ти, которая преодолев.благодаря возникнов. созн.

Бессознат. - вся совок-ть псих-х явлений и проц., лежащих вне сферы разума, не осознав-х и не поддающихся созн-му волевому контролю. Граница между созн-м и бессозн-м размыта, существуют такие псих-е явл-я, кот-е мигрируют из сф. созн-я в бессозн-е и наоборот.

Бессознат. уменьшает нагрузку на созн. со стороны негативн. и тягостн. пережив. Бессознат. структурир. в виде комплексов. Комплексы формир. под влиянием разл-х личных факторов и обстоят-в жизни, затем вытесняются в бессозн-е и могут стать прич-й псих-их забол-ий.

Стр-ра субъективн. реальн. выглядит след-м обр-м:

"Оно" или "Id" - глубинный слой бессозн-х влечений личн., в котором главенствует пр-п наслажд.;

"Я" или "Ego" – созн-я сфера, посредник между бессозн-м и внешним миром, в созн-ой сф. дейст-т пр-п реал-ти;

"Сверх - Я" или "Super - Ego" - установки общ-ва и к-ры, мор-я цензура, совесть .

"Сверх-Я" выполняет репресс. ф-ции. Под внешним миром поним. к-ра, кот-я как раз и состоит из требов. "Сверх-Я".

К.Г. Юнг сохранив общее опред. бессозн-го, по его мнению, бессозн-е имеет не биолог-ю, а символ-ю прир. и структурировано в виде архетипов, которые опред-т основу всех пережив., представл. и поступков ч-ка. Согласно К.Г. Юнгу, бессознат. сущ-т в личной и кол-ной формах. Личн. бессозн-ое - продуманное и почувствованное, а затем забытое, вытесненное или подавленное. Коллективное бессозн. проявляется в виде стабильных миф-ких мотивов, сюжетов и образов, к-рые не зависят от истор-ой эпохи или к-рной трад. и всюду проявляются одинаково. Стр-ра коллективн. бессозн. задается архетипами. Архетипы – универ-е стр-ры чел-кой психики. Слово "архетип" происх. от греч. "arche" - начало и "typos" - образ; букв-й смысл термина "архетип" – изнач-ный, исконный образ.

 

Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях.

Пробл. познаваемости мира связана с решением вопроса о том, как соотносятся чел-кие зн-я, имеющие всегда субъктивно-органич-ю прир., с объек-м пор-м вещей. В решении этой пробл. выделяют три осн-ые стратегии:

1. Познават-й оптимизм уверен в том, что мир познаваем. Больш. конц. от Платона, Аристотеля и до Маркса, связано с исходными установками ф-и на поиск истины и верой в то, что истина есть. Возм-ть врем-х ошибок или заблужд. не умаляет безграничн. спос-ей разума в познании, ориентир-го на постоян. прирост зн-й и их прогресс.

2. Агностицизм (греч. «а» - отрицание, «гносис» - знание) говорит о непознаваемости мира. Не отрицая истину как таковую, агностики (Д. Юм, И. Кант) огранич. ее сф. чел-ой суб-ти, за пределы которой позн-е не может выйти, а след-но, не может судить об объек-м полож. дел. Д. Юм, абсолютиз. чувств.опыт как источник позн-я, рассматрив. истину лишь как привычный ряд ассоциаций, легко опровергаем. первым же исключ. из общего правила. Согласно И.Канту, объек-й мир сущ-т как мир «вещей-в-себе» и позн-м только в тех границах, которые опред-ны спос-ми разума. В обоих случаях истина никоим образом выступает соотв-ем зн-й действ-ти, поскольку мы можем быть уверены лишь в собств-м опыте, но не в мире, существ-м вне и независим.от нас.

3. Скептицизм выск-т сомнение в познав-ти мира, при этом последов-но проведенный скептицизм в равной степени подвергает сомнению и утвержд-е оего непознав-ти. Кредо античного скепицизма (Пиррон, С.Эмпирик) состояло в «воздержании от суждения», поскольку любому аргументу можно поставить контраргумент, а человеческие знания всегда относительны и зависимы от особенностей вкусов, традиций, авторитетов. Вследствиескептицизм был сопряжен с критицизмом по отношению к любой традиции, претендующей на авторитарность истины. Современный скептицизм (Р.Рорти) делает акцент не столько на критике, сколько на иронии как принципе отношения к любой позиции, включая свою собственную.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...