Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.




Наука – это форма познавательной деятельности ч-ка, направленная на получение нового, объективно-истинного знания о действительности. Научное знание – объективно-истинное и системно-организованное знание. Хар-ные черты науки: истин-ть и объект-ть, сист-ть и рацион-ть, доказат-ть и эмпир-ая проверяемость, теорет-я обосн-ть, лог-ть и непротиворечивость, связь с практикой.

Наука это соц-й институт, обеспечив.функционир-е научн. познават. деят-ти.

Цель науч. деят-ти – дать ч-ку объект-е системат-ое зн-е о мире, вскрыть объект-е причины и з-ны, действующие в мире. Поэтому хар-ной чертой науч. познания является объективность. Рез-том научной деят-ти является систематизир., достоверное, практически проверенное знание.

Наука как система знаний хар-ся 1) взаимосвязью всех ее сост-х эл-тов (понятий, гипотез, законов, теорий и т.д.), 2) строгой доказательностью, 3) принц-ной опытной провер-тью, 4) воспроизвод-тью, 5) обоснован-тью выводов, а также общезнач-тью. Система обыденных знаний формир. стихийно, под непосредств. воздействием повседневного опыта людей и может не отличаться сист-тью и обоснов-тью, может включать в себя как истинные зн-я, так и предрассудки, иллюзорные представл. о явлениях мира.

В 17 веке появляются первые научн. сообщества, формируются собственно научные цели и требования к научной исследоват-ой деят-ти. Наука приобретает самост-ный статус.

С к. 19 – н. 20 века общ-во все больше осознает эк-кую эффект-ть научн. зн-я. Наука становится одной из производит-х сил общ-ва, а внедрение научных знаний в произв-во начинает рассматриваться как один из критериев прогресса общ-ва (марксизм, позитивизм).

С середины 20 века усилив.междисциплинарные научные взаимод-ия, что обусловлено изучением объектов комплексного хар-ра, начинают создаваться научно-произодственные комплексы, происходит гос-ное финансир-ние научных проектов и т.д.

Как вид деятельности наука характеризуется:

1.В отличие от обыденного познания ориентируется на поиск сущности, т.е. того, что не дано непосредственно чувствам. 2.Работа с идеальными объектами, т.е. объектами, которые конструируются мыслью и приспособлены для своей деятельности (мыслительной). 3.Определенной системой ценностей: ценности объективной истины, ценность Разума, ценность нового знания, ценность независимости суждений и готовность признать ошибки. 4.Определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств используемых в научной деятельности. 5.Совокупностью специальных методов, используемых для получения нового знания. 6. Способом организации научной деятельности. 7. Наличие специального языка

Научн. познан. – есть проц., кот-й включ. в себя два осн-ых ур-ня: 1) Эмпирический уровень научного познания. Гл. цель эмпир-го ур-ня – получение данных наблюдения и формир-е фактов науки, на основе кот-х затем строится эмпир-ий базис и развивается система теорет-их построений. 2) Теоретический уровень научного познания. Теор-кое позн. отражает явления и проц. со стороны их внутр-х связей и закономерностей, путем рац-ной обработки эмпир-го знания, с помощью абстракций высшего порядка (понятия, умозакл., з-ны, категории, пр-пы).

Понятие метода и методологии. Основные методы и формы научного познания.

Метод - совокупность определенных правил, приемов и операций практич. и теоретич. освоен.действит. Учение о методах и формах познания и преобразования мира наз-ся методологией. Все методы научного познания можно разделить на следующие группы: Философские (диалектика, метафизика, герменевтика); Общенаучные – применяются в чело-ком познании (анализ, синтез, дедукция, аналогия); Частнонаучные – пользуются в том или ином виде позноват. деят-ти (наблюдение, эксперимент).

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное познание проходит различные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знания. Основными из них являются факт, теория, проблема, гипотеза, программа.

Факт и теория.В обычном смысле слово "факт" (от лат. factum - сделанное, свершившееся) является синонимом слова "истина", "событие", "результат". Как категория методологии науки факт - это достоверное знание о единичном в рамках некоторой научной дисциплины.

Научные факты генетически связаны с практической деятельностью человека. В повседневном опыте происходил отбор фактов, которые составили фундамент науки. Большую роль в выработке и накоплении фактов, особенно в естествознании, играли наблюдения и эксперименты. Можно утверждать, что наука начинается с фактов. Фактом становится лишь такое знание, в истинности которого может убедиться любой ученый, использовав научные методы в оговоренных условиях.

Теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности и представляющая собой знаковую модель этой сферы. Положения теории отображает существенные связи некоторой области действительности. Но, в отличие от фактов, они представляют эти связи в обобщенном виде. Каждое положение теории является истиной для множества обстоятельств, в которых проявляется эта связь.

Проблема. Так как всякий новый факт осваивается средствами уже сложившейся теории, то возможны ситуации, когда она не в состоянии объяснять или предсказывать новый факт по причине неприменимости к нему понятий, которыми она оперирует. Это бывает весьма часто, когда человеческое познание вторгается в неизвестное и когда исследователь продолжает «вопрошать природу» на языке старой теории.

Гипотеза. Попытки разрешения проблем связаны с выдвижением гипотез. Гипотеза – это предположительное решение некоторой научной проблемы. Важнейшее требование к гипотезе – ее принципиальная проверяемость фактическим материалом, означающая возможность соотнесения гипотезы с данными экспериментов, наблюдений, измерений. Связь между гипотезой и соотносимыми с ней фактами характеризуется логической, или индуктивной, вероятностью, означающей, что факты обеспечивают ту или иную вероятность истинности гипотезы.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...