Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос№50.культураицивилизация.Диалогкультурвсовременноммире.




Впониманиикультурывпоследнеевремянаиболееактивноконкурируютмеждусобойдвепарадигмы.Восновеоднойизнихлежитдеятельностныйподходккультуре,как«духовномукодужизнедеятельностилюдей».Другаяориентировананаценностныйподходккультурекак«сложнойиерархииидеаловисмыслов».Приэтомкультураинтерпретируетсякакнадындивидуальнаяреальностьиликакреальностьличностногохарактера.

Понятие«Цивилизация»первоначальнопоявилосьвофранцузскомязыкевсерединеXVIIIв.врамкахтеориипрогрессаиупотреблялосьтольковединственномчисле.Вчастности,просветителиназывалицивилизациейидеальноеобщество,основанноенаразумеисправедливости.

Кризиспрогрессистскихиллюзийпросветителей,богатыйэтноисторическийматериал,полученныйв«эпохупутешествий»иобнаружившийогромноеразнообразиенравовикультурвнеЕвропы,привеликтому,чтовначалеXIXв.возниклаЭтнографическаяконцепцияцивилизаций,восновукоторойбылоположенопредставлениеотом,чтоукаждогонарода–свояцивилизация(Г.Жуффруа).ВцеломвовторойполовинеXVIII-началеXIXвв.утвердилисьТриподходакпониманиюцивилизации:1)Унитарный(цивилизация-идеалпрогрессивногоразвитиячеловечествакакединогоцелого);2)Стадиальный(цивилизация-этапыпрогрессивногоразвитиячеловечествакакединогоцелого);3)Локально-исторический(цивилизация-качественноразличные,уникальныеэтническиеилиисторическиеобщественныеобразования).ВэтовремяФ.Гизо,заложившийосновыэтноисторическойконцепциицивилизаций,предпринялпопыткуразрешитьпротиворечиемеждуидеейпрогрессаединогородачеловеческогоиреалиямикультурно-историческогомногообразиянародов.Онсчитал,что,соднойстороны,существуютлокальныецивилизации,асдругой-наднимиестьещеицивилизациякакпрогрессчеловеческогообществавцелом.Однакодальнейшиепопыткиразрешитьэтопротиворечиезавершилисьутверждениемвевропейскойфилософско-историческоймыслиметодологииоднолинейногопрогрессизма.Согласноэтойметодологиивисториидействуютсилыизаконы,имеющиеуниверсальныйхарактер,анациональныеисторииявляютсялишьчастнымслучаемихпроявления.Мироваяисториясталарассматриватьсякакпроцесспереходаизодногосостояниявдругое,болееразвитоеисовершенное.Отдельныенародывсвоейистории-быстрееилимедленнее-идутпооднойлиниипрогресса,поэтомуболеепродвинутыеевропейскиестраныкакбызадаютцельиидеалобщественногоразвитиявообще.Врамкахэтойметодологиипоявилиськонцепции«исторических»и«неисторических»народов;закон«трехстадийразвитиянравственности»(семьи,гражданскогообществаигосударства)Г.В.Ф.Гегеля;закон«трехстадийэволюциимысли»(теологической,метафизической,позитивной)О.Конта;теория«общественно-экономическихформаций»К.Маркса.

Несмотрянаразличияевропейскихуниверсальныхфилософскихконцепцийисториичеловечества,идеяуникальностикультурно-историческогоразвитиянародовпрочноукорениласьлишьвромантическойисториографии.Взаимообмензнаниями,опытом,оценкамиявляетсянеобходимымусловиембытиякультуры.Присозданиикультурнойпредметностичеловек«превращаетвпредмет»своидуховныесилыиспособности.Априосвоениикультурногобогатствачеловек«распредмечивает»,выявляетдуховноесодержаниекультурнойпредметностиипревращаетеговсобственноедостояние.Поэтомубытиекультурывозможнолишьвдиалогетех,ктосоздал,итех,ктовоспринимаетявлениекультуры.Диалогкультурявляетсяформойвзаимодействия,пониманияиоценкикультурнойпредметностиинаходитсявцентрекультурногопроцесса.
Понятиедиалогавкультурномпроцессеимеетширокийсмысл.Оновключаетвсебяидиалогсоздателяипотребителякультурныхценностей,идиалогпоколений,идиалогкультуркакформывзаимодействияивзаимопониманиянародов.Помереразвитияторговли,миграциинаселениявзаимодействиекультурнеизбежнорасширяется.Онослужитисточникомихвзаимообогащенияиразвития.Наиболеепродуктивнымибезболезненнымявляетсявзаимодействиекультур,существующихврамкахобщейдлянихцивилизации.Взаимодействиеевропейскихинеевропейскихкультурможетосуществлятьсяпо-разному.Ономожетпроисходитьвформепоглощениязападнойцивилизациейвосточных,проникновениязападнойцивилизацииввосточные,атакжесосуществованияобеихцивилизаций.Бурноеразвитиенаукиитехникиевропейскихстран,потребностьвобеспечениинормальныхусловийжизнидлянаселенияземногошараобострилипроблемумодернизациитрадиционныхцивилизаций.Однакопопыткимодернизацииимеликатастрофическиепоследствиядлятрадиционныхисламскихкультур.Однакоэтонеозначает,чтодиалогкультурвпринципеневозможениличтомодернизациятрадиционныхцивилизацийнесетнаселениютолькоценностнуюдезориентациюитотальныйкризисмировоззрения.Приосуществлениидиалоганеобходимоотказатьсяотпредставления,будтоевропейскаяцивилизацияпризванабытьстандартомдлямировогокультурногопроцесса.Нонедолжнаабсолютизироватьсяиспецификаразличныхкультур.Сохраняясвоекультурноеядро,каждаякультурапостоянноподвергаетсявнешнимвлияниям,по-разномуихадаптируя.Свидетельствомсближенияразличныхкультурявляются:интенсивныйкультурныйобмен,развитиеинститутовобразованияикультуры,распространениемедицинскогообслуживания,распространениепередовыхтехнологий,обеспечивающихлюдейнеобходимымиматериальнымиблагами,защитаправчеловека.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...