Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос№45социальнаяструктураобществаистратификационныеотношениявмире.




Социальнаяструктураестькачественнаяопределенностьобществаиохватываетвсеотношенияивзаимодействия,зависимостьотдельныхееэлементов.Вкачествеэлементоввыступаютсоциальныеинституты,социальныегруппыиобщностиразныхтипов.Базовымиединицамисоциальнойструктурыявляютсянормыиценности.Социальныегруппы,слои,национальныеобщностивобществесвязанымеждусобойэкономическими,социальными,политическими,идуховнымиотношениями.Этисвязииотношенияобразуютсоциальнуюструктуру.Вееосновележатобщественноеразделениетрудаиотношениесобственностинасредствапроизводстваиегопродукты.Вкачественаиболеезначимыхподсистемсоциальнойсистемы,определяющихееструктуры,выделим:классово-стратификационную;социально-этническую;демографическую;поселенческую;профессионально–образовательную.

ЭтническаяструктураобществаДоклассовоеобществовыработалотакиеформыобщностилюдейкакрод(объединениекровныхродственников)иплемя(объединениеотделившихсядруготдругародов).Восновеплемениещележаткровнородственныесвязи,ноужеположеноначалорасчленениюединойобщности.Болеевысокойформойобщностисталинародности,имевшиеуженекровнородственные,атерриториальныесоседскиесвязимеждулюдьми.Этоуженепростоэтническая,асоциально-этническаяформаобщности.Онаещенеимеетцелостнойэкономическойжизни,ноэволюциянатуральногохозяйствавнатурально–товарноеужеведеткэтому.Ещеболеевысокаяформаобщностилюдей-нации.Онахарактеризуетсяобщностьютерритории,языка,экономическойжизни,общимичертамипсихическогосклада,закрепленноговкультуреданногонарода,национальнымсамосознанием.Формированиенациисвязаносразвитиемкапитализма.

ДемографическаяструктураобществаНепрерывновоспроизводящаясебясовокупностьлюдей–естьнародонаселение.Народонаселениенарядусгеографическойсредойявляетсяпервейшимусловиемжизнииразвитияобщества.Ускоренныеилизамедленныетемпыобщественногоразвитиявзначительнойстепенизависятоттакихдемографическихпоказателей,какобщаячисленностьнаселения,егоплотность,темпыроста,половозрастнаяструктура,состояниепсихофизическогоздоровья,миграционнаяподвижность.

Поселенческаяструктураобществаестьпространственнаяформаорганизацииобщества.Индивидыразмежеванывпространствеиявляютсялибогорожанами,либоселянами.Историческиосновополагающимипоселенческимиобщностямибылигородидеревня.Основойразвитогопротиворечиямеждугородомидеревнейсталовключениеихжителейвразличныетехнологическиеспособыпроизводства.Историяцивилизацииможетбытьпредставленакакисторияурбанизации(отлат.городской),носегодняужеговорят,чтоапогейгородскойцивилизациипозадиинаметиласьтенденциярурализации(отлат.деревенский),носкорееэтонетакнамечаетсясинтезвсегопозитивного,чтозаложеновкаждомизэтихпоселений.

КлассоваяструктураобществаУчениеобобщественныхклассахвозниклоещевдомарксовскийпериод,ноМарксдоказал,чтосуществованиеклассовсвязаносопределеннымиисторическимифазамиразвитияпроизводства.Причинавозникновенияклассовобусловленауровнемразвитияпроизводительныхсилихарактеромсоответствующихимпроизводственныхотношений.Восновеобразованияклассовлежитобщественноеразделениетруда.Конкретно-историческиобразованиеклассовпроисходилодвоякимпутем:а).выделениевнутриобщиныилисоюзаобщинэксплуататорскойверхушки;б).обращениеврабствочужеплеменников,азатемобнищавшихсоплеменников.

Марксоваконцепцияклассов,помнениюЭ.Гидденса,ведеткобъективноструктурированномуэкономическомунеравенствувобществе,класссоотноситсянесубеждениямилюдей,асобъективнымиусловиями,которыепозволяютиметьбольшийдоступкматериальномувознаграждению.

Классообразующиепризнаки:1.местоклассависторическиопределеннойсистемеобщественногопроизводства;2.отношениексредствампроизводства;3.рольвобщественнойорганизациитруда;4.способыполучениядолиобщественногобогатстваиихразмеры.

Классовыйподходадекватноотражаетисторическоепрошлоеинастоящееобщества.

Социальнаястратификация.П.Сорокинтакопределялсоциальнуюстратификацию–этодифференциациянекойданнойсовокупностилюдейнаклассывихиерархическомранге.Ееосноваисущность–внеравномерномраспределенииправипривилегий,ответственностииобязанности,наличииилиотсутствиисоциальныхценностей,властиивлияниясредичленовтогоилииногосообщества.НаиболееглубокоевлияниенастановлениеконцепциистратификацииоказалК.Маркс.Считая,чтоэкономикаиграетглавнуюрольвразвитиисоциальныхявлений,онзаложилвосновусвоейконцепциисоциальногорасслоенияпонятияпроизводственныхотношений.ПоМарксунеравенствоестьследствиенесправедливыхсоциально–экономическихотношениймеждуэксплуататорамииэксплуатируемымииклассоваяборьбаестьрезультатсоциальнойстратификации.ПолярнуюточкузрениянавозникновениенеравенствавысказывалипредставителифункционалистскойметодологииК.ДэвисиУ.Мур.ОнирассматривалистратификациюкакследствиенормальногоразвитияобществавотличиеотМарксаидр.сторонниковконфликтологическогоподхода.Онисчитали,чтофункциястратификациивлюбомобществезаключаетсявтом,чтобыобеспечиватьнаиболееспособнымикомпетентнымлюдямвозможностьсоциальногопродвижения,такимобразом,социальныйпрестижуженерассматривалсякакпроизводнаяэкономическогоположениявобществе.

Страта-социальныйстройлюдейимеющихсходныеобъективныепоказателипошкаламстратификации:доход,власть,престиж,образование.Стратификационнаяструктура-эторасположениестратвсоциальномпространстве.Принадлежностькстратеимеетдвесоставляющие:субъективную-психологическаяидентификациясопределеннымслоемиобъективную-социальноевхождениевопределенныйслой.Социальнаястратификация-функциональнонеобходимая,апотомуобязательнаячерталюбогообщества.

Профессионально–образовательнаяструктураПрофессиииобразованиепоявилисьпозднеерода,племени,семьи,классов,вусловияхпослепервобытногообщества.Профессиипоявилисьизвыделенияремесел,торговли,обособлениятрудапоуправлениюобщиннымиделамиипоосуществлениюкультурныхфункций.Образование-изтехзачатковтрудовогообучения,которыеприсутствоваливвоспитаниимолодежи..Обществоприобретаетпрофессионально-образовательнуюструктурусутверждениемтрехобщественныхразделенийтруда-отделениемскотоводстваотземледелия,ремеслаиторговлиотсельскогохозяйства,умственноготрудаотфизического.Образованиевыступаеткакнеобходимыйкомпонентвоспроизводстваобщественногочеловека,егосоциализации.
Вопрос№46.Проблемасубъектаидвижущихсясилисторическогопроцесса.Субъектамиисториимогутбытьотдельновзятыйиндивид,социальнаягруппа,классы,атакжеобществовцелом.Движущимисиламиисторическогопроцессамогутвыступатьинтересы,потребности,социальныепротиворечияисоциальныеконфликты.Взаимодействиесубъектовидвижущихсилисторииобуславливаетсяизменениемобъективныхусловий,вкоторыхонопроисходит.Тотфакт,чтоисториютворятлюдидостаточноочевиден.Нокакразобратьсявэтомбесчисленноммножествецелей,интересов,устремлений,воль,которыеинициируютисопровождаютдействияиндивидов?Этовозможнотолькоприусловиипереходаотиндивидуальныхдействийкмассовым,своеобразного"сведения"индивидуальногоксоциальному.Методтакого"сведения"основаннатом,чтоимеютсяобщие,существенные,типическиечертывбесконечноммногообразиичеловеческихпоступков,стремлений,целей.Этиобщиечертыобнаруживаютсяблагодарявыявлениюматериальныхобщественныхотношений,наосновекоторыхформируетсясоциальнаяструктураобщества,адействияиндивидовсвязываютсясдействиямисоставляющихэтуструктурубольшихсоциальныхгрупп.Притакомподходенивкакоймеренеущемляетсяниуникальностьчеловеческойличности,ниеерольвобществе.Напротив,нанаучнуюпочвуставитсяобъяснениевозможностейеевоздействиянаходистории.Нопредпосылкойиобязательнымусловиемэтогообъясненияявляется,сведениеиндивидуальногоксоциальному,т.е.выделениебольшихсоциальныхгрупп,состоящихконечножеизиндивидов,новместестемнетождественныхихпростойсумме,обладающихсвоимиособыми,индивидуальнымичертамиипризнаками.Всеэтооткрываеттакжепутьдлятеоретическогоисследованиядвижущихсилисубъектовисторическогопроцесса.Движущейсилойисторическогопроцессаявляетсядеятельностьвсехего"участников":этоисоциальныеобщности,иихорганизации,ииндивиды,ивыдающиесяличности.Черезинаосновеихсовокупнойдеятельностиосуществляетсяиразвертываетсяистория.Понятие"субъектисторическогопроцесса"нетождественнопредыдущему.Доуровнясубъектаподнимаютсятолькоте(индивидыиобщества)итолькотогда,ктоикогдаосознаетсвоеместовобществе,руководствуетсяобщественно-значимымицелямииучаствуетвборьбезаихосуществление.Формированиетакогосубъектаестьрезультатистории.Впрямом,непосредственномсмыслесловасубъектомявляетсяличность,действующаясознательноиответственнаязасвоидействия.Группаможетбытьсубъектом(социальнымсубъектом),еслиунееимеютсяобщиеинтересы,целидействия,т.е.еслионапредставляетнекуюцелостность.Основнымисоциальнымисубъектамиисторическогопроцессавпослепервобытнойисториичеловечестваявляютсяобщественныеклассы.Процесссоциальногорасслоенияобществапривелктому,чтонаместовнутреннеслабодифференцированнойобщности-родаилиобщины-пришликлассысразличнымиилипрямопротивоположнымиинтересами,аборьбаклассовсталаосновнымсредствомрешениясоциальныхпроблем,движущейсилойобщественногоразвитиянаопределеннойегостадии."Классами,-писалВ.И.Ленин,-называютсябольшиегруппылюдей,различающиесяпоихместувсистемеобщественногопроизводства,поихотношению...ксредствампроизводства,поихроливобщественнойорганизациитруда,аследовательно,поспособамполученияиразмерамтойдолиобщественногобогатства,которойонирасполагают".Рольсоциальногообъектамогутигратьитакиеобщности,какнародностиинации,когдаонисплачиваютсявоимяопределеннойцели.Нонациивсегдавозглавляютсяклассами,которыеивэтомслучаеостаютсяосновнымидвижущимисиламиисубъектамиисторическогопроцесса.Ниодинкласснеможетосуществитьглубокихпреобразований,необъединяяинеорганизуявокругсебяготовыеегоподдерживатьдругиеклассыиобщественныеслои.Ичемглубжепреобразование,темширеобъеммассы,участвующейвнем.Всоциально-философскомсмысленародкактворецистории-этоширокаяобщность,соединяющаявсетеслоииклассы,которыепосвоемуобъективномуположениюзаинтересованывпоступательномдвиженииобщества.Всовременном,вомногомзаимозависимоммирепроблемасубъектаисторическоготворчестваприобретаетновыесмысловыеграни.Внашевремяправомерноставитьвопросопревращениивсегочеловечества,всегомировогосообществавсубъектаисторическогопроцесса.Растущееосознаниеобщейсудьбыиобщейугрозы,пониманиетого,чтовселюдинаходятсяв"однойлодке",повышаетрольчеловечествакакединогоивысшегосубъектаисторическогодействия.Хотякаждый,именнокаждыйчленобществаучаствуетвисторическомпроцессе,всеженевсе,атолькоотдельныеличностиостаютсянадолго,атоинавсегдавпамятисовременниковихпотомков.Рольтакихличностей,которыхпринятосчитатьвыдающимисяилиисторическими,стольвеликаиочевидна,чтодолгоевремяфилософылишьвнихусматривалитворческуюсилуидвигательистории.Создаваяматериалистическоепониманиеистории,основоположникимарксизмасосредоточивалиглавноевниманиенатом,чтодеятельностьисторическойличностизависитотобъективныхусловий,Правдаонивсегдаприэтомотмечалииееогромнуюрольвобществе.Личностьнеможетизменитьисториювмасштабевсемирно-историческом,нарушитьееобщуюобъективнуюлогику,новреальнойисториистранинародовличностьможетсделатьчрезвычайномного.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...