Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос№42.Понятиепарадигмынаучногознания.Природанаучныхреволюций.




Процессразвитиянаукизакрепляетновыенаучныерезультаты,которыевидоизменяютпрежнююнаучнуюкартинумира.Присмененаучныхкартинмиравконкретныхнауках(«птоломеевской»на«коперниковскую»вастрономии,«ньютоновской»на«эйнштейновскую»вфизикеидр)происходитсменаспособовописанияиобъясненияобъективнойреальности,видоизменяетсяподходкстарымпроблемамипоявляетсяновыйвариантихрешения,формируетсяинаяинтерпретацияпроблемы.Но,главноеприсмененаучныхкартинмирапроисходитизменениепроблемногополянауки,появляетсятакоепроблемноеполе,котороенемогловозникнутьвграницахпрежнейнаучнойкартинымира.Научнаякартинамирапозволяетсистематизироватьзнанияврамкахсоответствующейдисциплиныилисмежныхдисциплин,ориентируетисследователянавыбортойилиинойтеории,методологическихпринципов,«целенаправляетпостановкузадачэмпирическогоитеоретическогопоискаивыборсредствихрешения».РазработкацелостнойконцепциинаучнойреволюциииееметодологическойроливисториинаукибылаосуществленаТомасомКуном(1922-1996).Кунпримерамиреволюцийсчиталповоротныепунктывходеразвитиянауки,связанныесименамиКоперника,Ньютона,ЛавуазьеиЭйнштейна.Сутькуновскойконцепциинаучнойреволюциивтом,чтовходеразвитиянаукивозникаютситуации,когдасуществующиевнейтеорииприходятвпротиворечиесвновьоткрытымифактами.Поддавлениемэтихфактоводнитеориивидоизменяются,адругиеприходятккризисуичерезнегокпрекращениюсвоегосуществования.Наихместевозникаюттеориисинымсодержанием,методамиилогическимисредствами.

ОсновнаямысльконцепцииТ.Кунасостоитвтомчтовразвитиинаучногознанияособуюрольиграетдеятельностьнаучногосообществакотороеконституируетсявокругопределеннойпарадигмы(греч.paradeigmaобразец)-общепризнаннойсовокупностиценностныхкритериевмировоззренческихустановоктеоретическихстандартовметодологическихнормкотораядастнаучномусообществумодельпостановкипроблемиихрешений.Однакодлительныеэтапынормальнойнаукизаканчиваютсякогдапарадигма«взрывается»изнутриподдавлениеманомалий-головоломок,которыенерешаютсяврамкахданнойпарадигмы.Незаметнонаступаетмоменткогдаученымнеудаетсярешитьоднуголоволомкузатем-другую,числоаномалийрастет,ученыеначинаюттерятьдовериекпрежденезыблемойпарадигме.Послесерииатакнаееосновныетезисыназреваеткризисилипериодреволюции,научноесообществорасслаиваетсянатехкоторыестараютсяспастистаруюпарадигму,иихоппонентов,выдвигающихновыеидеи.Кризисразрешаетсяпобедойновойпарадигмы,вокругнееконсолидируетсяновоенаучноесообщество,чтознаменуетначалоновогонормальногопериодаивесьпроцессповторяется.

НАУЧНАЯРЕВОЛЮЦИЯ–радикальноеизменениепроцессаисодержаниянаучногопознания,связанноеспереходомкновымтеоретическимиметодологическимпредпосылкам,кновойсистемефундаментальныхпонятийиметодов,кновойнаучнойкартинемира,атакжеска-чественнымипреобразованиямиматериальныхсредствнаблюденияиэкспериментирования,сновымиспособамиоценкииинтерпретацииэмпирическихданных,сновымиидеаламиобъясне-ния,обоснованностииорганизациизнания.ИсторическимипримераминаучнойреволюциимогутслужитьпереходотсредневековыхпредставленийоКосмосекмеханистическойкартинемиранаосновематематическойфизики16–18вв.,.Вструктуруоснованийнаукивходят:идеалыинормыис-следования(доказательностьиобоснованностьзнания,нормыобъясненияиописания,построенияиорганизациизнания),научнаякартинамираифилософскиеоснованиянауки.Соответственноэтойструктуризациивыделяютсяосновныетипынаучныхреволюций:1)перестройкакартинымирабезрадикальногоизмененияидеаловинормисследованияифилософскихоснованийнауки(напр.,внедрениеатомизмавпредставленияохимическихпроцессахвнач.19в.ит.п.);2)изме-нениенаучнойкартинымира,сопровождающеесячастичнойилирадикальнойзаменойидеаловинормнаучногоисследования,атакжеегофилософскихоснований(напр.,возникновениеквантово-релятивистскойфизикиилисинергетическоймоделикосмическойэволюции).Научнаяреволюцияявляетсясложнымпоэтапнымпроцессом,имеющимширокийспектрвнутреннихивнешних,т.е.социокультурных,исторических,детерминаций,взаимодействующихмеждусобой.Кчислу«внутренних»факторовнаучнойреволюцииотносятся:накоплениеаномалий,фактов,нена-ходящихобъяснениявконцептуальныхиметодологическихрамкахтойилиинойнаучнойдисци-плины;антиномий,возникающихприрешениизадач,требующихперестройкиконцептуальныхоснованийтеории(напр.,парадоксбесконечныхзначений,возникающийприобъясненииврамкахклассическойтеорииизлучениямоделиабсолютно«черноготела»);совершенствованиесредствиметодовисследования(новаяприборнаятехника,новыематематическиемоделиит.д.),расширяющихдиапазонисследуемыхобъектов;возникновениеальтернативныхтеоретическихсистем,конкурирующихмеждусобойпоспособностиувеличивать«эмпирическоесодержание»науки,т.е.областьобъясняемыхипредсказываемыхеюфактов.

Вопрос№43.Особенностипознаниясоциальнойреальности.Эволюцияпредставленийобобществевисториифилософии.

Объектомпознаниясоциальнойфилософииявляетсяобщество,какспособирезультатвзаимодействиялюдейдругсдругомисокружающиммиром.Понятиеобществаупотребляетсявузкомиширокомсмысле.Подобществомвузкомсмыслепонимаютобъединениягрупплюдейдлясовместнойдеятельности,либоопределенныйэтапчеловеческойистории(первобытноеобщество),либоисторическаяжизньотдельногонародаилистраны(белорусскоеобщество,средневековоефранцузскоеобщество).Обществожевширокомсмысле-этообособленнаяотприроды,нотесносвязаннаяснейчастьматериальногомира,представляющаясобойисторическиизменяющуюсясистемусвязей,отношенийиформобъединениялюдей,котораявозникаетвпроцессеихжизнедеятельности.

Объектсоциально-философскогопознания-этопостоянноизменяющаясядействительностьобщественнойжизнивединствеиразнообразиивсехотношенийлюдей,сложнопереплетенныхслучайныхизакономерныхпричинныхфакторовиследствий.

Предметомсоциальнойфилософииявляетсязнаниевсеобщихоснованийцелостностиобщественногобытия,факторовизакономерностейегоразвития.Всеэтоопределяетиосновнуюпроблемусоциальнойфилософии-вопросотом,чтоестьобществоиликаковаегоприрода,закономерностисуществованияиразвития.Социальноепознаниеобладаетярковыраженнойспецификой,особенноприсравнениисестественнонаучнойформойпознания.Во-первых,есливестественныхнаукахпервоначальнокакой-либопредметможнорассматриватьизолированноотдругих,абстрагируясьотегосвязейивзаимовлиянийреальногомира,тосоциальноепознаниеимеетделоисключительноссистемойвзаимосвязейиотношений.Представитьсебекакой-либопредметисследования:-собственность,власть,идеологию,культуруит.д.-безучетасистемыотношенийивзаимовлиянийневозможно.Во-вторых,еслидействиезаконов,открытыхестественныминауками,достаточнонеизменно,носитуниверсальныйхарактер,тозаконы,действующиевобществе,всилучрезвычайнойподвижности,изменчивостисоциальнойжизни,имеютхарактертенденций,анежесткодетерминированныхиуниверсальныхзависимостей.В-третьих,особенностьюобъектасоциальногознанияявляетсяегоисторичность,посколькуиобщество,иличность,иформыихвзаимодействиядинамичны,анестатичны.В-четвертых,есливестественныхнауках,какизвестно,широкоиспользуютсятакназываемыежесткиепознавательныепроцедуры,товпознаниисоциальнойжизнииспользованиематематическихиподобныхимпроцедурвозможнолишьвдостаточноограниченныхпределах,аиногдапростоневозможно.В-пятых,посколькуобществовыступаетодновременноисубъектом,иобъектомпознания,социальноепознаниевыступаеткаксамопознание.В-шестых,социальныетеориивотличиеотестественнонаучныхподлежатнравственнойоценке.

ИзвсехантичныхфилософовнаибольшийвкладвтеориюобществавнеслиПлатониАристотель.Так,трактатПлатона«Государство»сталпервойвисториипопыткойосмыслениясущностиобщества.СогласноПлатону,государствовозникаетвследствиемногообразиячеловеческихпотребностейивытекающегоотсюдаобщественногоразделениятруда,прикоторомудовлетворитьразличныепотребностичеловекалегче,чемеслибыкаждыйвыращивалхлеб,изготовлялодежду,обувь,таккаклучшеработаеттот,ктовладееткаким-либооднимискусствоминеотвлекаетсянадругиеработы.

Аристотельпредставилобществокакединствочетырехосновныхэлементов:человек,семья,селение,государство,свойствакоторыхсогласованы.Онсоздалучениеополитикеиисследовалразличныеформыгосударственнойвластивобществе–аристократию,республику,демократиюидр.Основнойцельюгосударствасчиталдостижениевсеобщегоблагаисправедливости.ВСредниевекасложилосьигосподствовалорелигиозноепониманиеобщества.ПодчеркиваласьидеясотворенностичеловекаиобществаБогом.Считалось,чтоБогдалпервымлюдямсвободнуюволю,ноонинесумелиеюразумнораспорядиться.ВрезультатевсяисториячеловечествасталаисториейгрехопаденияивечнойборьбойсилДобраиЗла.Утверждалось,чтоисторияобщества,какижизньиндивида,такжеимеетсвоипериоды–рождение,расцветисмерть.Высказывалосьубеждение,чтофиналомчеловеческойисториивсежестанетпобедасилдобраиутверждениеЦарстваБожьего.ВэпохуВозрожденияиНовоговремениобществопостепенносталовосприниматьсякакнечтоестественное,сложившеесявходедлительнойэволюцииприродынаЗемле.Всоциальныхученияхтойпорыпроводиласьмысльотом,чтообщество–этосложноесообществолюдей,основанноенаихсогласии,договоредругсдругомвоимясовместнойдеятельностиибезопасности(Т.Гоббс,Ж.Ж.Руссоидр.).Вэтовремявозникиутопическийсоциализм(Т.Моридр.)икрупныеполитическиеучения(Н.Макиавелли),появляетсяидеякруговоротавистории(Д.Вико),входитвнаучныйобороттермин"философияистории"(Ф.Вольтер).Разумизнаниерассматривалисьвэтоисторическоевремякакважнейшиедвигателипрогрессаобщества,арелигияицерковькакосновныепрепятствияэтогопроцесса.ВначалеXIXв.вфилософскоймыслисталактивноутверждатьсяпринциписторизмавпониманииобщества.Так,немецкийписательиисторикИ.Гердерполагал,чтообществоспомощьюзнанийиорудийтрудазакономернодвижетсяк"гуманному"состоянию.Г.Гегельпредставилвсюисториюввидепроцессашествиямировогодуха.И.Кант,Л.Фейербахбольшоевниманиеобратилинаособуюрольвобщественнойжизнитакихявлений,какмораль,правовыенормы,религиозноесознание.Идеистрогогоотборасоциальныхфактов,пониманияобществакакорганическогоцелого,отказотумозрительногоподходакнему,выдвинутыеО.Контом,основоположникомнаукиобобществе,социологии,сталиприоритетнымидляпоследующихстратегийсоциальногопознания.ПоследовательО.КонтаГ.Спенсерначинаетрассматриватьсоциальнуюэволюциюкакпродолжениебиологической,темсамым,подчеркиваяприроднуюосновусоциальныхявлений.НемецкийсоциологГ.Зиммель,считающийвзаимодействиелюдей"клеточкой"общества,акцентируетвниманиенаизучениитаких,носящих"сквозной"длячеловечествахарактер,формсоциальноговзаимодействия,какконфликт,конкуренция,подчинение,авторитет,договор.ФранцузскийсоциологЭ.Дюркгеймвпониманиисущностиобществаисходитизидеиприматацелогонадчастью.Онусматриваетвсоциальностиглавноеинтегральноесвойствообщества,функциюобъединениялюдейвцелостнуюсистему.Основныммеханизмомобщественногоразвитияполагаетразделениетруда,набазекотороговырабатываетсяособыйтипсоциальности–солидарность.Дюркгеймпредставляетразвитиеобществакакпереходотмеханическойсолидарностиснасильственнымиспособамиобъединениянеразвитыхлюдейкорганическойсолидарности,отличающейсясложнойсистемойобменачеловеческойдеятельностью,основаннойнавысшихпринципахморали.СогласнонемецкомусоциологуМ.Веберупониманиюсмыслаобществаилигосударствадолжнопредшествоватьпониманиесущностидействийипоступковотдельногочеловека.Исходнымпунктомего"понимающейсоциологии"сталопонятиесоциальногодействия.Вмарксистскойфилософиисформировалосьматериалистическоепониманиеобществаиегоистории.Основойобществаздесьполагаетсяматериальноепроизводство.

Вопрос№44.Обществокаксистема.Сферыобщественнойжизнииихвзаимосвязь.Философияизучаетобществовцелом.Внаучнойлитературесуществуетнемалоопределенийобщества.Простейшееизнихвыглядиттак:общество-этосовокупностьлюдейиихвзаимоотношений.Современнаяфилософиярассматриваетобществокаксовокупностьразличныхчастейиэлементов,которыетесносвязанымеждусобой,постоянновзаимодействуют,поэтомуобществосуществуеткакцелостныйорганизм,единаясистема.первыепредставленияосистемностивприродеиобществезародилисьужевантичнойфилософии,нонаиболееактивнопроблемасистемностиобщественнойжизниначаларазрабатыватьсявXIX-XXв.в.втрудахтакихсоциальныхмыслителей,какО.Конт,Г.Спенсер,К.Маркс,М.Вебер,П.А.Сорокинидр.Стехпорразработанасистемапонятий,позволяющаяпонятьструктуруобществакакцелостнойсистемы.Разделфилософии,изучающийобщество,закономерностиегопоявленияиразвития,называетсясоциальнойфилософией(отлат.«социо»-соединять,объединять).Обществоэтосовокупностьвсехформобъединениялюдей(например,семья,коллектив,класс,государствоидр.)иотношениймеждуними.Несмотрянакажущуюсяхаотичность,обществоявляетсясистемойсупорядоченнымисвязямииотношениями,логикойфункционированияиразвития.Элементамиобществаявляютсясферыобщественнойжизни;различныесоциальныегруппы;государстваит.д.Сферыобщественнойжизни:1.материально-производственнаясфераохватываетотношения,возникающиевпроцессепроизводства,распределения,обменаипотребленияматериальныхблаг(производство,торговля,финансовыеучрежденияит.п.);2.организационная(политическая)сфераосуществляетрегулированиедеятельностилюдейиотношениймеждуними(государство,политическиепартииидр.);3.социальнаясфера–этосферавоспроизводствачеловекакакчленаобщества.Внейсоздаютсяусловиядлядеторождения,социализациилюдей,отдыхаивосстановлениядееспособности.Кнейотносятсяздравоохранение,образование,сфераобслуживания;4.духовнаясфера–этосферапроизводствазнаний,идей,художественныхценностей.Кнейотносятсянаука,философия,религия,мораль,искусство.Сферыобщжизни-материально-производственнаясфера,организационная(политическая),социальнаясфера,духовная.Всесферытесновзаимосвязаны,рассматриватьихпоотдельностиможнотольковтеории,чтопомогаетвычленятьиизучатьотдельныеобластиреальноцелостногообщества,ихрольвобщейсистеме.Вступаявотношениядругсдругом,людиобразуютразнообразныесоциальныегруппы.Совокупностьэтихгруппобразуетсоциальнуюструктуруобщества.Группывыделяютсяпоразнымпризнакам,например:1.социально-классовымигруппамиявляютсясословия(например,дворянство,духовенство,третьесословие),классы(рабочийкласс,классбуржуазии),слои(высококвалифицированныерабочиеичернорабочие)идр.;2.социально-этническимигруппамиявляютсярод,племя,народность,нация;3.демографическиегруппы–половозрастныегруппы,трудоспособноеинетрудоспособноенаселениеидр.;4.профессионально-образовательныегруппы–работникиумственногоифизическоготруда,профессиональныегруппы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...