Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос№48.линейныеинелинейныеинтерпретацииисторическогопроцесса.Формационныйицивилизационныйподходыканализуисторииобщества.




Откудамыикудамыидем,чего,ждатьотнастояще-гоибудущего—вотвечныетемыфилософствованияпоповодуобществаиегоистории.Какивсевмире,обществосуществуетвопределенномвремениипространстве.Давнобылоужезамечено,чтоисторическиесобытияпроис-ходятвопределенномритмеикакбыповторяются.ОбэтомразмышлялиещецарьСоломонвЭкклезиасте,мудрецыДревнегоКитая,Индииидругихстран.Такродиласьидеяцикловисторическогоразвитияобщества,которыхописанонемало.Выделяют4,12,36,100и144-летниециклы,Историческоедвижениепонимаетсялиболинейно—отначальнойточкидоконечногопункта(например,отсотворениямираБогомдоприходаМессииитысяче-летнегоЦарстваБожия);либожеонатечетцикличнос«возвращениемнакругисвоя»(Экклезиаст).римеромлинейноймоделиисторическогоразвития(помимохристианской)являетсяматериалистическоепониманиеистории,выработанноевмарксизме.Врамкахтакогопониманияисториятрактуетсякакестественно-историческийпроцесссменыобщественно-экономическихформацийкакопределенных,качественноразличныхступенейразвитияобщества.».Динамикаспособапроизводстваусматриваетсявтом,чтопро-изводительныесилынаопределенномэтаперазвитаяобществаперерастаютрамкипроизводственныхотношений,чтоприводитксоциальнойреволюцииипереходукболеевысокойобщественно-экономическойформации.Этохарактерно,сточкизрениямарксизма,дляклассовыхобществ,которыечреватысоциальнойреволюцией.Революция—этокореннойпереворотвсоциально-экономическойструктуреобщества,сопровождающийсявнезап-ным,насильственнымизменениемсуществующегополитическогостроя.Противоположныйпроцесстрактуетсякакконтрреволюция,носителямикоторойявляютсяреакционныеклассыигруппыобщества.Революцияпротивоположнареформамиэволюционномупутиразвитияобщества.Данилевскийотрицалсуществование«человечества»какцелого,как«единойцивилизации»,признаваяреальнымсубъектомисторическогопроцессалишьотдельные«культурно-историческиетипы»,народысихсамобытнымицивилизациями,неподлежащимипередачеизаимствованию.Выделиввразвитиикультурно-историческихмировтристадии:юность(мифосимволи-ческая,ранняякультура),расцвет(метафизико-религиознаявысокаякульту-ра)иупадок(поздняяокостеневшаякультура),Шпенглерсчитал,чтопослед-няяпереходитвцивилизациюПереходотоднойкультуры(цивилизации)кдругойпроходитчерезстадии:кризис—крушение—очищение—пере-оценкаценностей—возрождение..ВнашевремяяпонскийфутурологФ.Фукуямавыдвинулпонятие«концаистории»какследствияуходасистори-ческойаренымощныхидеологийиоснованныхнанихгосударств.ризискультурыДляанализаэтогопроцессанеобходимбылотказотпредставления,чтокультураицивилизация—линейные,однонаправленныепроцессы,основанныенасменеобщественно-экономическихформаций,чтосчиталосьосновнымвмарксистскойконцепции.Конецкультурыкакразиявляетсясущностьюцивилизации..Выходусматривалсяврелигиозно-нравственномвозрожденииобщества,котороедолжнопройтичерезмукистраданий,квозрождениюнаосновепринципа«альтруистическойлюбви».Врамкахформационогоподходаисториятрактуетсякакестественно-историческийпроцесссменыобщественно-экономическихформаций–историческиопределенных,качественноразличныхступенейразвитияобщества.Такойвзгляд–итограспространенияпринципаматериализманаобластьобщественныхявлений,чтобылоосуществленоК.Марксомиегопоследователями.

Теоретическойосновойдляэтогопослужилопредставлениеобобъективностиобщественных(преждевсегопроизводственных)отношений,которые,воспроизводясь,являютсяосновойдляусмотренияразличныхобщественно-экономическихформацийкакособыхтиповсоциальныхорганизмов(первобытнообщинная,рабовладельческая,феодальная,капиталистическаяикоммунистическая).Формацииразличаютсяспособомпроизводстваматериальныхблаг,которыйвосновномдетерминируетдуховнуюжизнькаждойэпохи.Согласноэтомупониманиюобщества,социальныеотношения,основанныенагосподствечастнойсобственности,порождаютантагонизмы,связанныесклассовойборьбой,чтовконечномитогедолжнозавершитьсяуничтожениемчастнойсобственностиипостроениембесклассовогообщества,т.е.коммунизма.

Цивилизационныйподходкистории,связансименамиНиколаяЯковлевичаДанилевского(1822-1885),ОсвальдаШпенглера,АрнолдаДжозефаТойнби(1889-1975),КарлаЯсперсаиПитиримаАлександровичаСорокина(1889-1965).Согласноихвзглядам,историяпредставляетсобойразвитиемногообразныхчеловеческихцивилизаций.Н.Я.Данилевскийназываетих«культурно-историческимитипами»,О.Шпенглер-«великимикультурами»,А.Тойнби-«локальнымицивилизациями».Этикультурно-историческиетипы,великиекультуры,локальныецивилизацииопределяютжизньиорганизациюобщества,менталитетиповедениеиндивидов,конкретныеисторическиепроцессыитенденции.

Н.Данилевскийвкниге«РоссияиЕвропа»(1869г)выдвинулкачественноновуюдлясвоеговремениконцепциюразвитиямировойистории.Этобылатеориялокальныхцивилизаций,т.е.такихкультурно-историческихтипов,вкоторыхсобраныиобобщеныособенностирелигиозногоинациональногосамосознаниянародов,входящихвтотилиинойтип.О.Шпенглервкниге«ЗакатЕвропы»вследзаН.Я.Данилевскимотвергаетразделениевсемирнойисториинадревнюю,средневековуюиновую.Совершенныйим,поегособственномувыражению,«коперниковскийпереворот»внаукесостоитвтом,чтоисторияпредстаетнекакединыйпроцесс,акак«множествомощныхкультур,спервобытнойсилойвырастающихизнедрпородившейихстраны,ккоторойонистрогопривязанынавсемпротяжениисвоегосуществования».КаждаякультурапотерминологииШпенглераявляетсяуникальныморганизмом,расцветающимподобнополевомуцветкувопределенныхусловияхиместности.Душакультуры(своеобразнаяпрограммаразвитияобщественногоорганизма)уникальна,поэтомулинейнаясхемаисториимоноцветна,посколькуисторияпредставляетсобоймногоцветиекультур.ВсегоШпенглервыделилвосемькультур:египетскую(культуру«молчания»),культурумайя,греко-римскую(«аполлоновская»),византийскую(«магическая»),индийскую,вавилонскую,китайскую,западноевропейскую(«фаустовская»,рассудочная).Следуетожидать,поегомнению,появлениярусско-сибирскойкультуры.Каждаякультурапроявляетсебявнешненекойспецифическойиуникальнойчертой,шифром.Так,например,символомевропейской(«фаустовской»)культурыявляетсядинамизмвремени.Отсюда—доминированиемузыкивискусстве,учениеобесконечностивфизикеиполитическийдинамизм.Культурапроходитпримернотысячелетнийциклразвития,включающийтристадии:юность(мифо-символическаякультура),расцвет(метафизико-религиознаякультура),упадок(окостеневшаякультура).Умирая,культураперерождаетсявцивилизацию:этопереходоттворчествакбесплодию,отстановлениякмеханическойработе.ДлязападногомирапроцессперерождениякультурывцивилизациюначалсявXXв.Появился«массовый»человек,лишённыйвнутреннихимпульсовразвития.Есликультуратворит«вглубь»,тоцивилизация—«вширь»,насменуорганическомуритмуразвитияприходитголыйпафоспространства.Завоевательнаяполитикастановитсясимптомомвырождениякультуры.Техническийпрогресс,спорт,политика,потребление—вотосновныесферыдеятельностимассового«человекацивилизации».Вфилософиивэтотпериодцарятскептицизм,признаниеотносительностивсехистин,критикавсехмировоззренийчерезвыяснениеихисторическойобусловленности.Индивидуальностьчеловекацеликомопределяетсяиндивидуальностьюкуль­турногоцелого.Вэпоху«заката»всепопыткивозрождениярелигиозныхчувств,высокогоискусствабессмысенны,надоотказатьсяотпопытокреанимациидушикультурыипредатьсячистомутехницизму.

ПомнениюанглийскогоисторикаисоциологаАрнольдаТойнби(1889—1975),человечество—этосовокупностьотдельныхцивилизаций.Определяющимдлякаждойцивилизацииявляютсяустойчивыетипымышленияичувствования,выраженныепреждевсеговрелигии.Цивилизациявозникаеткакреакциянанекуюнеповторимуюисторическуюситуацию,будьто«ответ»на«внешние»или«внутренниевызовыугрозысосторонысоседей,исчерпаниеприродныхресурсов.Своеобразие«ответов»выражаетсявспособноститворческогоменьшинства(элиты)датьадекватныйответнавызовывремени.А.Тойнбинасчитывает23развившиесяцивилизации.Механизмомвозникновенияцивилизацииявляетсявзаимодействиевызоваиответанавызов:окружающаясреданепрерывнобросаетвызовыобществу,аобществочерезтворческоеменьшинствоотвечаетнаэтивызовы,чтонаопределенномэтапеисториииприводиткцивилизации.


Вопрос№49.понятиекультуры.Основныеконцепциикультуры.Существуетмножествоопределенийпонятиякультуры.Первоначальнотермин«Культура»обозначалобработкуиуходзаземлей.Наиболеефилософскимявляетсяопределениекультурыикаксистемыисторическиразвивающихсявнебиологическихпрограммчеловеческойжизнедеятельности,обеспечивающихвоспроизводствоиизменениесоциальнойжизнивовсехосновныхпроявлениях,сферасвободнойсамореализацииличности».ВпервыекультурастановитсяпредметомфилософскогоизученияврамкахфилософииПросвещения.Онавыражаетздесьстепеньразвитостиразумногоначала,опредмечиваясьвходеисторииврелигии,морали,праве,искусстве,науке,философии.Приэтоммногообразиеформкультурырасполагалосьвопределеннойисторическойпоследовательности.Представителифилософиижизнисформировалиидеюобисторическойсамобытностиилокальностикультур,отказалисьотпредставленийоединойлиниикультурногоразвитиячеловеческогорода,оппозиция«природа-культура»смениласьнаоппозицию«цивилизация-культура»(О.Шпенглер).Этопротивопоставлениебылосвязаноскритикойзападнойтехногеннойцивилизацииимассовойкультуры.Культуракакорганическое,творческое,духовноеначалопротивопоставляетсяцивилизациикакутилитарному,техногенному,материальному.Культураприэтомсводитсяквысшимобластямдуховноготворчества,ацивилизация-ксистемеразличныхтехнологий,повышающихматериальноеблагосостояниелюдей.Всовременнойфилософииможновыделитьдваосновныхподходакосмыслениюкультуры.Сточкизренияаксиологическогоподходакультура-этосистемаценностей,сложнаяиерархияидеаловисмыслов,значимаядляконкретногообщественногоорганизма.Сторонникиэтогоподходаобращаютособоевниманиенатворческийиличностныйаспектыкультуры,рассматриваяеекакмеругуманизацииобществаичеловека.Сточкизрениядеятельностногоподходакультура-специфическийспособчеловеческойжизнедеятельности.Какспособрегуляции,сохраненияиразвитияобществакультуравключаетвсебянетолькодуховную,ноипредметнуюдеятельность.Акцентируетсянестолькокультураличности,сколькокультуравсегообщества.БлизкойкдеятельностномуподходуявляетсясемиотическаяинтерпретациякультурыЮ.М.Лотмана.Культурарассматриваетсяимкаксистемаинформационныхкодов,закрепляющаяжизненныйсоциальныйопыт,атакжесредстваегофиксации.Культуракаксложноорганизованныйиразвивающийсянабортакихсемиотическихсистемтранслируетпрограммыповедения,общенияидеятельности.Культуракаксистемаразнообразныхтрадиций,образцовповедения,нормирезультатовдеятельности,постоянноевоспроизведениекоторыхделаетчеловекачеловеком,обладающимязыком,сознанием,искусством,современнойиндустрией,наукой,представляетабсолютнуюценность,задающуюглавныеориентирывсемсферамчеловеческойдеятельности.Культурапередаетсяотпоколениякпоколениюиявляетсяформойсоциальногонаследования,сохраняющейдлябудущегонашсоциальныйопыт.Основнымдляфилософиикультурыявляетсявопрососуществованиикультурныхуниверсалий,задающихцелостныйобобщенныйобразчеловеческогомира.Функциикультурывсоответствиисоструктуройдуховногопроизводства,такиекак:1)поддержаниепреемственности(традиции);2)норматизация;3)оценка;4)целеполагание;5)познание;6)смыслообразование.Однакоследуетучитывать,чтокаждыйэлементикомпоненткультурыможетвыполнятьразныефункции,авместестемдалеконевсеважныефункциивошливэтоперечисление.ВструктуредуховногопроизводстваследуетвыделитьСледующиеосновныефункции:1)производствоновыхзнаний,норм,ценностей,ориентацииизначений2)накопление,хранениеираспространениезнаний,норм,ценностейизначений;3)воспроизводстводуховногопроцессачерезподдержаниеегопреемственности;4)коммуникаци5)социализацияобществачерезсозданиеструктурыотношений«Культура»-терминлатинскогопроисхожденияипервоначальноозначалвозделываниепочвы,т.е.изменениевприродномобъектеподвоздействиемчеловекавотличиеотизменений,вызванныхестественнымипричинами.Немецкиефилософы-просветители,обобщаявзглядыдревнихфилософов,определяликультурукаквсепроизведенноечеловекомзавычетомприродного,т.е.противоположноеестественномусостоянию.Слово«культура»начинаясдревнихэллиновиримлянобозначаеттакжеобучение,образование,воспитаниеисовершенствованиечеловекавпроцессеегосозидательнойдеятельности.СовторойполовиныXVIIIв.культурарассматривалась:1)какпроцессразвитиячеловеческогоразумаиразумныхформжизни,противостоящихдикостииварварству(французскиепросветители);2)какисторическоеразвитиечеловеческойдуховности,обеспечивающейпрогрессчеловечества(немецкийклассическийидеализм);3)какавтономныесистемыценностейиидей,определяющихтипсоциальнойорганизации(неокантианство).Вцеломвпознаниикультурыдвижениемыслиидетототождествлениякультурысовсем,чтосотвореночеловеком,канализучеловеческойактивности(деятельности,поведенияиобщения),благодарякоторойсоздаетсянадприродная,искусственнаясферачеловеческогобытия.Важнейшимиформамикультуротворчествавыступаютмораль,искусствоирелигия.Моральутверждаетчеловечность,сдерживаетэксцессывозвратакнизшему,животномусостоянию,вкачественеписаногозаконапосредствомобыденногосознаниявыполняетрегулятивную,ценностно-ориентационнуюисоциализирующуюфункции.Искусство-мастерство,умение,развитыезнаниемдела;творческаядеятельностьпосозданиюпроизведенийвэстетическивыразительныхформах.Религия,широкоиспользующаядостиженияискусстваинормыморали,выступаеткакорганическаячастькультуры.Висториифилософиивыделяютсяосновныемоделикультуры.Натуралистическая(М.Ф.А.Вольтер,Ж.-Ж.Руссо,П.А.Д.Гольбах)сводилакультурукпредметно-вещественнымформамеепроявления,виделавкультуречеловеческоепродолжениеприроды.Вклассическоймоделикультуры(XIXв.)человекосвобождаетсяотзависимостиотприродногоибожественногомировипредстаеткактворецкультуры,развивающийсвоидуховныепотенциинаосновепринциповгуманизма,рационализмаиисторизма(видеалистическомварианте).Вмарксисткойфилософииклассическаямоделькультурыприняламатериалистическуюформу.Неклассическая(модернистская)модельориентировананаповседневнуюжизньчеловека.Впостмодернистскоймоделиобращаетсявниманиенато,чтомирпротивитсянеразумномувоздействиюнанегочеловека.Материальнаякультура-совокупностьматериальныхблаг,средствиформихпроизводстваиспособововладенияими.Духовнаякультура-сферасознания(познание,воспитаниеипросвещение,наука,философия,различныеформысознания,культураобщения,дискуссийит.д.),совокупностьспособовдеятельностипосозданиюдуховныхценностей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...