Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос№33.Жизнь,смертьибессмертиевдуховномопытечеловека.Проблемасмыслажизни.




Человекавсегдаинтересовалапроблемажизниисмерти.Чтобудетпослесмерти?Есливсеумрутраноилипоздно,токаковсмыслжитьвообще?Ведьблагородноилиподложилчеловек-смертьвсеобесценивает.Благодарясознанию,человекможетвыходитьзарамкиналичногобытия,представлятьбудущее.Нашесознаниепротивитсясмерти.Человекхочетпродлитьсвоебытие.Религияговорит,чтоумираеттолькотело,адушавечна.Поэтомуестьсмыслжитьправедно,намнебезразлично,чтобудетпослесмерти.Религия,такимобразом,ищетсмыслжизнивнежизни.Материалистынепризнаютбессмертиядуши.Онисчитают,чточеловекоставляетпослесебясвоидела,воплощаетсебявпостроенныхздания,созданныхтеориях,простовпамятиблизких.Естьсмыслжитьблагородно,ибоважно,чтомывносимвжизнь.Откаждогозависитбудущее.Смыслжизнивсамойжизни,анезаеепределами.Большоевниманиепроблемежизниисмертиуделялиэкзистенциалисты.Хайдеггервыдвигаетидеючеловекаживущего,действующего,переживающего.ЭтоиотличаетучениеХайдеггераот«классического»субъективизма,длякоторогосубъектестьсубъектпреждевсегопознающий,творящийизсебямир,аужепотомживущий.Создаваясвоюоригинальнуютеориюсмерти,Хайдеггеротмечает,чтоосновная«задача»смертикакэкзистенциала—раскрытьсуществованиюегособственноебытиевсобственныхвозможностях.Вонтологическомсмыслезадачасмерти—создатьбытиетаким,какимонодолжнобыть.Вцелом,интерпретируясмерть,Хайдеггервыступаетсагностическихпозиций,отрицаявсякуювозможностьпознаниязагробнойжизни.Смерть«начинается»срождениемчеловекаисопровождаетеговсюжизнь.«Смертьестьфеноменжизни».Тоестьсмертьопределяетжизнь.Существованиеконечно.Окончаниебытия-в-миреестьсмерть.Несмотрянавсеусилияудержатьсуществование,смертьоказываетсясильнее.Смертьвырываетсуществованиеизповседневности.Впредстояниисвоейсмертичеловеквсегдаодин.Бытие-в-миреоставляетчеловека«наедине»ссамимсобой.Рассмотревсмертькакосновнуюпричинуодиночества,необходиморассмотретьееиподдругимаспектом,какпричину«страхасмерти».Человеккакбывсевремяумирает.Страхвыражаетпребываниесуществованиявсвоейконечности.Такимобразом,страхсмертиестьсоставляющаячеловеческогобытия.Рассматриваемаяконцепциясформироваласьв20-хгодахXXвека.ДляЕвропыэтобылодалеконелучшеевремя.Назревалпервыйсерьезныйобщественныйкризис.Основныеценностичеловеческогобытия,ранееказавшиесянезыблемыми,рушилисьодназадругой.Отношениямеждулюдьмивсеболеемеханизировались,человектерялсвоюсамостоятельность,становилсявинтикомогромногомеханизма.Этипроцессынемоглиненайтиотражениявобщественномсознании.Вновь,какивначаленашейэры,встаютвопросыоличности,ееотношениикдругимиксамойсебе,толькорешаютсяониужепо-иному.ОднимизвыразителейэпохисталХайдеггер.ХристианинвсегдаодинпередлицомБога,этойвсемогущейинеизбежнойсилы.В«Бытиеивремя»Хайдеггеручит,чтосмерть—единственноевжизни,чегонельзяпередать,—тоестьчеловек,поставивсебявотношениексмерти,отделяетотсебядругих,остаетсяодин.Да,человексмертен.Ноонможетжитьтак,какеслибыонбылбессмертен,анепоприсказке«посленасхотьпотоп».Вэтоммужествоивеличиечеловека.Американскийфилософ20векаТиллихговорито«мужествебыть»,т.е.противостоятьстрахусмерти,жить«вопреки»-вопрекистраху,отчаянию,болезнямит.п.Вэтомдостоинствочеловека.
Вопрос№34.Проблемасознаниявфилософиииосновныетрадицииееосмыслениявклассическойипостклассическойфилософии.

Сознание–сложноемногогранноеявление,поэтому,чтобыотразитьеговсесторонне,требуетсянеодно,амногоразныхопределений.Приведемнекоторые.Сознание–способностьвыделятьсебявокружающеммире,разделять«Я»и«не-Я».Гегель:«Сознаниеесть,соднойстороны,осознаниепредмета,асдругойстороны,осознаниесамогосебя».

Сознаниесубъективныйобразобъективногомира.Сознаниеявляетсяфундаментальнымпонятиемфилософии.Познатьсознаниетрудно,ибоононесуществуеткаквещь,егонельзяпотрогать,понюхатьит.д.–вотличиеотматерииононедановощущениях,сознаниеидеально.Сознаниенебываетвнечеловекаивэтомсмыслесознаниевсегдасубъективнопоформесвоегосуществования,хотяотражаетобъективнуюреальностьипосодержаниюсознаниеобъективно.Познаеммысознаниеанализируяформыегопроявления:речь,поступки,результатыдеятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...