Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос№30.Основныестратегииосмыслениячеловекавклассическойипостклассическойфилософии.




Древнейшаямифологиянерасчленяеткартинумира:природа,человекиБогивнейедины.Вмифологическихформахпознаниямирачеловеквовсенерассматриваетсякаксамостоятельнаясущность.Человек—неотъемлемаячастицаВселенной.ВопросопроисхождениимиравмифенеразрывенсвопросомопроисхождениичеловекаиегоместевоВселенной.ДляфилософииантичностииДревнегоВостокачеловеквпервуюочередьестьфрагментприроды,сущностькоторогообусловленабезличностныммировымдухомилиразумом(Атманом,логосом,идеейит.д.),аегожизненныйпутьопределензаконамисудьбы.Ввосточнойтрадициичеловекявляетсявсегдаорганичным,нодостаточнократковременнымсоединениемкосмическихэлементов,гдедушаителонепростовзаимосвязаны,ноивзаимноопределяютдругдругавприродном«колесесансары»,игдевозможныйпутьспасенияисоединениясАтманомилиДаопредполагаетспециальныеупражнениядушиителавцелом.Взападнойфилософии,начинаясПлатона,заостряетсядилеммадушиитела.Человекздесьвыступаеткакизначальнодуальноесущество,котроесвоимтеломпринадлежитсуетномумируприродныхпроцессов,асвоейразумнойдушойживетностальгиейобутеряннойкосмическойгармонииивечныхидеях.Вхристианствеутверждается,чтоличностьнесетвсебеиноепредназначение,ибонанеенакладываетсяотпечатокабсолютнойличноститворца.человеческаяличностьвхристианскомучениинаделяетсясвободойволиивозвышаетсянадмиромприроднойнеобходимостиисудьбы.Средневековаяхристианскаяфилософия-черезосознаниеуникальноголичногоопытахристианскиемыслителистремилисьпостичьобщиезаконычеловеческогобытия.Центральнойтемойвописаниичеловекастановитсяфеноменгреховности,своеобразнозаострившийдуализмдушиитела.ФилософияРенессансазначимаобоснованиемсамодостаточнойценностичеловекаиегоземнойжизни,чтопородилоидеологиюгуманизма.ЧеловеквфилософскихученияхВозрожденияактуализированбезнепременнойдлясредневековьясоотнесенностисбожеством,посути,онсамуподобленБогувсвоихтворческихвозможностях.человекРенессансахарактеризуетсякакмикрокосм,нонепоглощенныймакрокосмом,аорганичновобравшийвсебяегоосновныесвойстваикачества.ВфилософииикультуреНовоговременипроисходитакцентировкасамосознанияисвязанныхснимпроцессовиндивидуализацииличности.Образчеловекасводитсякразуму,втовремякактело«механизируется»ивоспринимаетсякакподчиняющеесявсеобщиместественнымзаконам.Немецкаяклассическаяфилософиявомногомопроверглатрадиционнуюинтерпретациючеловека.Так,Кантпоказалневозможностьсозданияобъективноймоделичеловека:всезнаниеочеловекеуКантаноситсубъективныйхарактер.Человеческое«Я»является«вещьювсебе»,какивесьостальноймир.ШеллингиФихтевсвоихученияхакцентироваливниманиенаприоритетечеловеческойсвободы,спомощьюкоторойчеловектворитсебяидействительность.Гегельпоказал,чтосуществованиевечныхзаконовневозможно,индивидвсеголишьмарионеткаврукахистории(несуществуетзаданнойприродычеловека,естьлишьоблики,типычеловека,которыедолжныбытьсоотнесенысисторическимэтапом).ДляФейербахачеловеческаясущностьнезаключенавотдельнойиндивидуальности.ДлянеклассическойфилософииИнтерпретацияпроблемычеловекавнеклассическойфилософииосуществляетсявконтекстетакихосновныхтрадицийсовременнойфилософскойантропологии,какбиологизаторская,экзистенциально-персоналистская,социологизаторскаяисинтетическая.Современныебиологизаторскиеверсииредуцируютчеловекакживотному,пытаютсяобъяснитьчеловекаспомощьюсоотнесенностисживотными,собщимиинстинктами.Социологизаторскийподход(марксизм,структурализм)ориентированнарассмотрениечеловекавконтекстеболееширокихсоциальныхсвязей,продуктомкоторыхонвыступает.КредоэтогонаправленияможновыразитьизвестнойфразойМарксаотом,что«всвоейдействительностисущностьчеловека…естьсовокупностьвсехобщественныхотношений».Такимобразом,сущностьчеловеказаключаетсявтом,чтоегожизнедеятельностьпредставляетсобойоснованныйнаматериальномпроизводстве,осуществляющийсявсистемеобщественныхотношенийпроцесссознательного,целенаправленногопреобразующеговоздействиянаокружающиймиринасамогочеловекадляобеспечениясвоегосуществования,функционирования,развития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...