Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос№25.Диалектикакакфилософскаятеорияразвития.Историческиеформыдиалектики.Диалектикаисинергетика.




Диалектика-этонаукаоразвитииивсеобщейсвязи,наукаонаиболееобщихзаконахразвитияприроды,обществаимышления.Ди-каформ-сьнапротяжениивсегопериодасущ-ияф.,приобретаянакаждомизэтаповееразв-яновые,болеесодерж-ыесмыслымировоззренческого,гносеологического,логического,методологическогоисоциально-идеологическогопланов.Д.этофилософскоеучениеоразвивающемсябытиииметодегопознания,основанныйнапринципахразвитияивзаимосвязи.историч.Формыдиалектики:
1)стихийнаядиал-кадревнегреч.философов,развивающаясякакнаматериалистической(Гераклит,Эмпедокл),такинаидеалистической(Сократ,Платон)основе.2)идеалистическая-классич.немецкойф.(Кант,Фихте),3)материалистическая,основыкотзаложилиМаркс,Энгельс,Ленин.
Осн.принципыди-ки:-универсальнойвзаимосвязи-всеобъекты(явл-я,процессы)действ-стисущ-ютвовзаимод-иивзаимнойобусловленности;-развития-сущ-ют,претерпеваязакономерныекач.иколич.измен-я;-детерминизма-онипричиннообусловленыивзаимозависимы;-системностипредпол-етналичиевмирезакономернойорганизации;-матер-гоединствамира-егосубстанциейявл-сяматер-еначало.
ЗАКОНЫ(формафилзнания,выраж.Всеобщуюсвязьявлприроды,общ,мышления,обусловленноеихразвитием):1)един-воивзаимодейс-епрот-й(ИньиЯнь,Электронипротон)(основ-йисточ-кращзвитя-внутрен-епротиворечияявлений);2)взаимногопереходаколич-хикач-хизм-й(вода-лед-пар)(измене-я,происход-есявлением,раноилипозднонаушатмеруивызовутпереходвnewкачествен-есост-е);3)отриц-яотр-я(мода,техника)(любоеразв-еестьдвиж-евперед,кновкач-м,ноиповторнаосновеотд.св-впрежнихкачеств).Висториифилософиивыделяютсяследующиеисторическиеформыдиалектик1.Стихийная,наивнаядиалектикаантичности(наиболееяркийпредставитель–Гераклит).2.ИдеалистическаядиалектиканемецкойклассическойфилософииXVIII–первойполовиныXIXв.(И.Кант,Г.Фихте,Ф.Шеллинг,Г.Гегель).3.ДиалектикареволюционныхдемократовXIXв.(А.И.Герцен,В.Г.Белинский,Н.Г.Чернышевский,Н.А.Добролюбовидр.).4.Материалистическаядиалектика(К.Маркс,Ф.ЭнгельсиВ.И.Ленин).иалектикаисинергетика.Диалектика—логическаяформаиспособрефлексивноготеоретическогомышления,имеющегосвоимпредметомпротиворечиямыслимогосодержанияэтогомышления.Синергетикамеждисциплинарноенаправлениенаучныхисследований,задачейкоторогоявляетсяизучениеприродныхявленийипроцессовнаосновепринциповсамоорганизациисистем.Диалектикаисинергетикаявляютсядвумявзаимосвязаннымиветвямиединойметодологии.1.Объектомдиалектикиисинергетикиявляетсявесьмирвовсехегопроявлениях.2.Предметомдиалектикислужатвсеобщиезаконымирозданиятакже,какпредметомсинергетики–законысамоорганизациимира.3.Диалектикаисинергетикарассматриваютмиркакединоецелое,каксамоорганизующуюсясистему.Диалектикаисинергетикаимеюткакобщееначало–понятиечисла,такиобщийпредел–синергетикавсвоемпредельномразвитииприходитктемжефилософскимпроблемамначалаипределаразвитиямираидиалектическимспособамихрешения.Такимобразом,синергетикаявляетсяконкретизациейдиалектикиивозниклакаквтораяветвьвядренаучногопознания.Синергетикавзаимосвязанасдиалектикойивыступаетпосредникоммеждувсеобщимидиалектическимизаконамииконкретно-научнымзнанием.
Вопрос№26.Пространственно-временныехарактеристикибытия.Пространство–этофилософскаякатегория,отражающаявсеобщеесвойствоматериальныхобъектовзаниматьместосредидругихобъектов,граничитьсними,бытьпротяженным.Понятиепространствасвязаносоструктурностьюматерии,сееспособностьюделитьсяначасти,дифференцироваться,азначит,связаносмоментомпокоявдвижении,сустойчивостью.Время–этофилософскаякатегория,отражающаявсеобщеесвойствоматериальныхпроцессовсменятьдругдруга,изменяться,проходитьопределенныестадииразвития,иметьдлительность,ритм.Времясвязаносизменчивостью,непрерывностьюматерии.Такимобразом,пространствоивремя–этоформыотношениявещей,анесамостоятельныесущности.Этиотношенияустанавливаютсяпосредствомдвижения.Ипоявляетсявозможностьколичественноговыражениядвижения–скорость.ЕщеНьютонсвязалдвиженияпространствоивремявформуле:«скорость=расстояние:время».(Оединстведвижения,пространстваивремениговоритстарыйармейскийанекдот.Старшинаговоритсолдатам:-«Копатьбудетеотзабораидообеда»)…Какиматерия,пространствоивремятакжеобъективны,всеобщи,несотворимыинеуничтожимы.Этофилософскиесвойства.Физическиесвойствапространства:онотрехмерно,симметрично.Авремяодномерно,однонаправленоинесимметрично,необратимо.Пространственнобесконечныймирсостоитизмножестваконечныхвещейиявлений.Вечныймирсостоитизмножествапреходящихвещейиявлений.(Бердяевиэкзистенциалисты,рассуждаяосуществованиичеловека,говорилиоегостраданиииобъяснялиеготем,чточеловекотпалотБога,т.е.отвечности,ипопалвпотоквремени,гдевсепреходящеичеловексмертен,временен.Вотвамиистоквопросаисмыслежизни…).Концепциипространстваивремени:1.Вплотьдосередины19веканапространствоивремясмотреликакнанечтосамостоятельносуществующее,каксамостоятельныесубстанции.Отсюдаиназваниеконцепции–субстанциональнаяконцепцияпространстваивремени.ОсновыееуходятещекпредставлениямДемокритаопустоте,вкоторойдвижутсяатомы.НонаиболееяркимпредставителемэтоконцепцииявляетсяИ.Ньютон.Пространствоунего–этоабсолютнаяпустота,вместилищетел,время–абсолютнаядлительность,пустая«рекавремени».Ониунегобесконечныиоднородны.2.Этивзглядыбылизамененыконцепцией,рассматривающейпространствоивремялишькакотношениямеждувещами,каксвойствадвижущейсяматерии,анекаксамостоятельныесущности.Эторелятивистскаяконцепцияпространстваивремени.Предпосылкиеепоявлениямыможемнайтиивпрошлом,например,уЛейбница,нонаиболеечеткоинаучнообоснованнопредставилееА.Эйнштейн.Онговорил,что,поНьютон,еслибыисчезламатерия,тоосталисьбыпространствоивремя,анасамомделе,еслибыисчезламатерия,тоисчезлибыипространствоивремя.Эйнштейнпоказал,чтовракетемчащейсясоскоростьблизкойкскоростисвета,времябудетзамедляться,аразмерытелсокращатьсяотносительноземных.Т.е.каждойсистеме–земля,ракета,-характернысвоипространственныеивременныехарактеристики(нуиправда,какможетсуществоватьвашетелобезсвоегообъема?Такимобразом,материя,движение,пространствоивремянаходятсявнеразрывномединстве,чтоговоритоединствемира.Этоточказрениядиалектическогоматериализма.Онаопираетсянаданныенауки.Материалисты-метафизикитакжерассматриваютматерию,пространствоивремякакобъективносуществующие,ноневидятсвязимеждуними(Ньютон).Объективныеидеалисты–материя,пространствоивремя–вторичны.Субъективныеидеалистысчиталипространствоивремянашимиощущениями.ВспомнимКантаиегоутверждениеотом,чтопространствоивремя–этоаприорныеформычувственности,что-товрожденное.Однако,исходяизнаучныхпредставлений,изменяютсянашипредставления,понятияматерии,пространстваивремени,ибонашепознаниепостоянноразвивается,оностремитсякболееполномуотражениюобъективносуществующихявлений–такихкакматериальныймир,движение,пространствоивремя.Восприятиепространства,времени,движениятесносвязаноспрактическойжизньючеловека.Так,например,французскийисторикЛеГоффотмечает,чтосразвитиемгорода,купеческойбуржуазии,появляетсянуждавизмерениирабочеговремени,егоунификации.В14-15векахбылиизобретенымеханическиечасы,помещавшиесянабашнях,хотяионипривязывалиськвосходуизаходуСолнца.Зарождалисьновыеритмычеловеческойдеятельности,несовпадавшиесритмамиприроды.Новсеещебылохарактернопрезрениекмиру,кмирскойсуете,аглавнымсчиталосьспасениеввечнойжизни.ЛеГоффотмечаеттакуючертуихментальностикакотвращениекновшествам.Сравнитеснашимсегодняшнимотношениемквремени.Отсюдаясно,чтоследуетразличать:1.объективно-реальныепространствоивремя;2.перцептуальные,пространствоивремя,т.е.то,каконинамданывнашихощущениях;.3.концептуальныеилитеоретическиепространствоивремя,т.е.то,какониотраженывсовременныхнаучныхтеориях.


Вопрос№27.Понятиеприроды.Естественнаяиискусственнаясредаобитания.Природа–этосовокупностьестественныхусловийсуществованиячеловека,окружающийчеловекадинамическиймирвовсёммногообразиисвоихпроявлений.Природаявляетсяизвечнойтемойразмышленияфилософов.Европейскаяфилософиязародиласьименнокакнатурфилософия(философияприроды).Ужепервыефилософы(Фалес,Анаксимандр,Анаксимен,Гераклит)стремилисьпостичьустройствоприроды.Вцелом,дляантичнойфилософиихарактерностремлениежитьвсогласиисприродой.Всредневековойевропейскойфилософииприродаставитсянижечеловека.КакобразиподобиеБогачеловекявляетсяцарёмприроды,существом,призваннымгосподствоватьназемле.ФилософияНовогоВременипоставилазадачуизучитьприродуипоставитьеёнаслужбучеловеку.Какразумноесуществочеловекдолженподчинитьприроду,использоватьеёресурсыдляудовлетворениясвоихпотребностей.Экологическийкризиспривёлкнеобходимостипересмотрароличеловеканапланете.ВсерединеХХвекаутверждаетсяидеякоэволюции–совместногоразвитиячеловекаиприроды.Здесьчеловеквоспринимаетсянекаквластелинмира,акаксущество,вынужденноевыживатьсовместносдругимичастямиприроды.Какестественнаясредаобитанияприродасуществуетпосвоимсобственным,независимымотчеловекаоснованиямизаконам.Спозициинауки,возникновениеземнойжизни–эторезультатразвитиянашейпланетыкакэлементаКосмоса.Жизньхарактеризуетсяпреобладаниеморганизованностинадхаосом.Этоболеевысокаяорганизацияматерии,котораяобладаетсвойствомуменьшенияэнергоотдачивокружающуюсредуиувеличенияпритокаэнергииизнеё.Выделяютсястадиизарожденияживого:появлениеуглеродистыхсоединений,белковыхвеществинуклеиновыхкислот;ихсоединения,породившиеколлоидныекапельки,обладавшиепервымипризнакамижизни;возникновениебелковыхтел;появлениеодноклеточныхимногоклеточныхорганизмов.ПервыепризнакижизнинаЗемлепоявилисьнепозднее3,8млрд.летназад.2млрд.летназадпоявилиськлетки,использовавшиесолнечныйсветдляхимическихреакций,врезультатекоторыхвыделяетсякислород.СталаформироватьсябиосфераЗемли.Развитиеживыхорганизмовпроисходитэволюционно-революционнымпутём:возникаютновыекачествавнутристароговидаорганизмов,которыезатемраспространяются,образуяновыйвид.Появлениечеловекаположилоначалоформированиюноосферы(сферыдуха,разума).Такжевместесчеловекомпоявляется«втораяприрода»–искусственнаясредаобитания.Этоосвоенная,возделаннаяипреобразованнаячеловекомприрода,вещииявление,созданныесамимчеловеком.Овзаимоотношенииприродыикультуры(созданногочеловеком)высказывалисьразличныемнения.Соднойстороны,какнечтонеорганизованное,неразумноеприродауступаеткультуре,изчеговытекаетнеобходимостьгосподствачеловеканадприродой.Сдругой,вприродесуществуетестественнаянеобходимость,поэтомуприрода–образецсовершенства.Какразумноесуществочеловекответственензасохранениеземнойжизни.

















Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...