Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос№21.развитиепонятиябытие.




Бытие–этосовокупностьвсегосущего,единствоформиспособовсуществования,онопредставляетсобойособенноеспецифическоесуществование,котороехарактеризуетсянекоторымнаборомсвойств.Вопроспониманиябытияисоотношениессознаниемопределяетрешениеосновноговопросафилософии.Длярассмотренияэтоговопросаобратимсякисторииразвитияфилософии.Первуюфилософскуюконцепциябытиявыдвинулидосократики,одниизкоторыхрассматривалибытиекакединое,неподвижноеисамотождественное,другие-какнепрерывноизменяющееся,становящееся.ПредставителямиэтихнаправленийбылиПарменидиГераклит.Досократикиразличалибытие«поистине»ибытие«помнению»,формулируяпонятиясущностиисуществования.Вместесэтимбыласформулированаконцепциянебытия,какпротивопоставлениябытию,котороеявлялосьотсутствием,отрицаниембытия.Платонвпервыепротивопоставилмирвещейчистымидеям-мируистинногобытия.Аристотель,опираясьнапринципвзаимосвязиформыиматериистроитучениеоразличныхуровняхбытияотчувственногодоинтеллигибельного.Средневековаяхристианскаяфилософияпротивопоставлялобожественноебытиеисотворенное,вследзаАристотелемразличаябытиенаДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕиВОЗМОЖНОЕ.ОтходотэтойпозицииначинаетсятольковэпохуВозрождения.Новыйтипмироощущения,порожденныйразвитиемнауки,рассматривалбытиекакреальность,противостоящуючеловеку,какосваиваемоеимвпроцессеегодеятельности.Сразвитиеммеханики(17-18в)втрактовкебытияисходнымявляетсяпонятиеТЕЛАиприродарассматриваетсявнеотношениякнейчеловека,какнекиймеханизм.

Нарядусэтойлинией,отождествляющейбытиесфизическойреальностьюиисключающейсознаниеизбытиявновоевропейскойфилософииформируетсяинойспособистолкованиябытияприкоторомоноопределяетсяпутемсинтезасознанияисамосознания.ЭтоттезиспредставленвметафизикеДекарта«мыслю,следовательносуществую»,втрактовкахЛейбница(бытиекакдуховнаясубстанция-монада),отождествленияхБерклисуществованияиданностиввосприятии.Завершениеэтаинтерпретациянашлавнемецкомклассическомидеализме.

ДляКантабытиенеявляетсясвойствомвещей,бытие-этообщезначимыйспособсвязинашихпонятийисуждений.УФихтеподлиннымбытиемявляетсясвободная,чистаядеятельностьабсолютного«Я»,аматериальноебытие-продуктсознания«Я».Вкачествепредметафилософскогоанализавыступаетбытиекультурыдуховно-идеальноебытие,созданноедеятельностьючеловека.Шеллингвидитвприроденеразвитыйразум,аподлинноебытие-всвободечеловека,егодуховнойдеятельности.ВсистемеГегелябытиерассматриваетсякакперваянепосредственнаяступеньвосхождениядухаксамомусебе.Онсвелчеловеческоедуховноебытиеклогическоймысли.Итак,подвергнувкритикепрежнююонтологию,пытавшуюсяпостроитьучениеобытиевневсякогоопытаиобращенияктому,какмыслитсяреальностьвнаучномзнании,немецкийклассическийидеализм,авчастностиКантиГегель,выявилитакойуровеньбытия,какобъективно-идеальноебытие,воплощающеесявразличныхформахдеятельностисубъекта.

Такимобразомможноохарактеризоватьвторойшагвпониманиибытия(первыйбылзаложендосократиками).Теперьобратимсякпониманиюбытиявзападнойфилософии19-20века.Здесьтакжехарактернаидеалистическаяустановкапонятьбытиеисходяизанализасознания,однакоаналитикасознанияпредполагаетцелостнуюструктурусознаниявовсеммногообразииегоформивегоединствесосязаемыммиром.

Так,вфилософиижизниДильтеябытиесовпадаетсцелостностьюжизни,понимаемойнауками(методпониманиявпротивовесметодуобъяснениявфизическихнауках).Внеокантианствебытиераскладываетсянамирсущегоимирценностей.Исходнымявляетсячеловеческоесуществование,трактуемоекакэмоционально-волевоеипрактическиустремленное(Хайдеггер).СущественныйвкладвпониманиибытиявнесЖанПольСартр.ПротивопоставляябытиевсебеибытиедлясебяонразграничиваетМАТЕРИАЛЬНОЕиЧЕЛОВЕЧЕСКОЕбытие.Материальноебытиеявляетсячем-тоортодоксальным,сопротивляющимсячеловеческойволеидействию.ОсновнаяхарактеристикачеловеческогобытиявсубъективистскойконцепцииСартра-свободныйвыборвозможностей.Тутследуетотметитьконцепциюнеопозитивизма,которыйстольрадикальнокритикуетпрежнююонтологию,чтоперерастаетвотрицаниесамойпроблемыбытиякактаковой,считаяееметафизическойпсевдопроблемой.

Марксанализируетпроблемубытиясразувнесколькихнаправленияхиподчеркиваетмногоуровневыйхарактербытиявтакихсферахкакбытиеорганическойинеорганическойприроды,бытиеобществаибытиеличности.Приэтомподчеркиваетсянесводимостьодногоуровнякдругому.Марксизмотстаиваетисторическуюконцепциюсоциальногобытия,видявнемсовокупнуюматериальнуюдеятельностьиндивидов,социальныхгруппиклассов,апознаниеприродногоисоциальногобытияведеткпознаниюсмыслабытияличности.

Онтология(отгреч.ón,род.падежóntos-сущееи...логия),разделфилософии,вкоторомрассматриваютсявсеобщиеосновы,принципыбытия,егоструктураизакономерности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...