Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источники образования финансовых ресурсов




  предприятия

 

 

Осуществление финансовых отношений предполагает наличие у предприятия финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств предприятия, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства. [2]

Финансовые ресурсы предприятия можно подразделить на собственные и заемные.

К собственным финансовым ресурсам относятся:

1) ресурсы, образуемые за счет собственных средств:

 – доходы(прибыль от основной деятельности, прибыль от финансовых операций и т.д.);

– поступления[(амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, целевые поступления (паевые взносы соучредителей и т.д.)];

2) ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке:

 – продажа собственных акций и других ценных бумаг;

–  кредитные инвестиции;

3) ресурсы, поступающие в порядке перераспределения:

 – страховое возмещение по наступившим рискам;

– дивиденды и проценты по ценным бумагам;

– бюджетные субсидии и т.д.

Заемные финансовые ресурсы подразделяются на краткосрочные (срок до одного года), среднесрочные (срок от одного года до трех лет) и долгосрочные (срок больше трех лет). К заемным финансовым ресурсам относятся:

1. Банковский кредит.

Во всем мире коммерческие банки наиболее часто используются предприятиями в качестве источников кредитных ресурсов.

Банковское кредитование предприятий на производственные и социальные нужды осуществляется при строгом соблюдении следующих принципов:

 – возвратность – означает обязательность выплаты кредитору суммы основного долга на оговоренных условиях;

– платность– означает, что заемщик должен оплатить право на использование кредитных ресурсов. За предоставление банковской ссуды, как правило, взимается плата в виде процентов. Размер процентной ставки устанавливается сторонами по кредитному договору;

– срочность – означает возврат кредитору заемных средств не в любое подходящее для заемщика время, а в заранее оговоренные сроки. Срок кредитования – это предельное время, в течение которого ссудные средства находятся в распоряжении заемщика. Нарушение этого принципа заемщиком влечет за собой применение определенных санкций: увеличение взимаемого процента, а затем – предъявление финансовых требований в судебном порядке.

Все эти принципы закреплены в законодательстве.

2.Коммерческий кредит.

Коммерческий кредит представляется в товарной форме продавцами товаров их покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары или предоставленные услуги. Для многих мелких предприятий он является важнейшим источником финансирования.

Как и во всех других случаях привлечения капитала, предприятие, получающее коммерческий кредит, должно обратить внимание на проблему зависимости. Поставщик может навязать фирме невыгодные цены или товар более низкого качества, потребовать прекращение деловых контактов с конкурентами данного поставщика или выполнение других неподходящих условий.

3.Факторинг.

Основной принцип факторинга – покупка фактор-фирмой (часто в этой роли выступает банк) у своего клиента-предприятия требований к покупателям его продукции. Фактически фактор-фирма (банк) покупает дебиторскую задолженность. Таким образом, фактор-фирма (банк) финансирует предприятие. Стоимость услуг факторинга складывается из двух элементов:

‒ комиссионных, которые зависят от размера оборота и платежеспособности покупателей и выражаются в процентах от суммы счетов;

‒ обычной рыночной процентной ставки для кредитов, так как банк выплачивает предприятию деньги раньше, чем покупатель оплачивает свои счета.

4.Лизинг.

Лизинг– это долгосрочная аренда машин, оборудования и других товаров инвестиционного назначения, купленных арендодателем (лизингодателем) для арендатора (лизингополучателя) при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок аренды.

В условиях рыночной экономики внешние источники финансовых ресурсов имеют огромное значение: предприятие на практике не может обойтись без привлечения заемных средств. Заемные средства в нормальных экономических условиях способствуют повышению эффективности производства, они необходимы для осуществления расширенного воспроизводства. Привлечение заемного капитала становится необходимым для покрытия потребности предприятия в основных и оборотных фондах. Такая потребность может возникнуть в ходе проведения реконструкции и технического перевооружения производства, из-за отсутствия достаточного стартового капитала, наличия сезонности в производстве, а также в результате отклонений в нормальном ходе кругооборота средств по независящим от предприятия причинам: необязательности партнеров, чрезвычайным обстоятельствам и т.д.

 

 

Анализ финансовых ресурсов предприятия

 

 

Политика привлечения больших объемов заемного капитала повышает риск банкротства предприятия, например, если кредиторы потребуют возврата крупных средств в тот период, когда предприятие испытывает недостаток оборотных средств.

Для оценки структуры капитала предприятия и рисков инвестиций применяются коэффициент финансовой независимости и коэффициент финансирования.

Коэффициент финансовой независимости К1:

 

К1 = Кс / К ,

 

где Кс – собственный капитал предприятия, руб.;

  К – весь капитал предприятия, руб.

Оптимальным считается К1 = 0,5, т.е. равенство собственных и заемных средств, поскольку в этом случае при необходимости обязательства перед внешними кредиторами могут быть покрыты за счет собственных средств.

Коэффициент финансирования К2:

 

К2 = Кс / Кз ,

 

где Кз – заемный капитал предприятия.

К2>1 говорит о финансовой самостоятельности и устойчивости предприятия, его возможности погасить долговые обязательства; К2<1 может указывать на серьезные проблемы с кредитоспособностью предприятия.

Поскольку значительная часть финансовых ресурсов связана в материальных ресурсах: здания, оборудование, производственные, страховые и другие запасы, то очень важно, чтобы они были ликвидны, т.е. их можно было бы продать. Это необходимо для того, чтобы предприятие при возникновении финансовых затруднений могло бы расплатиться с кредиторами за счет продажи тех или иных материальных ценностей. Все материальные ценности распределяются по группам ликвидности:

1. Абсолютная ликвидность – банковские счета, наличные деньги.

2. Средняя ликвидность – готовая продукция на складе, срочные вклады, акции, векселя, патенты, производственные запасы.

3. Низкая ликвидность – здания, сооружения, оборудование, транспортные средства.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...