Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Маржинализм и его принципы. Австрийская школа и её представители.




Предшественником теории маржинализма был Госсен (XIX). Как таковая она появилась в последней четверти XIX века. В основу этого направления был положен анализ предельных величин на основе привлечения дифференциального исчисления. Начало маржинализма связано с именами Вальраса, Джевонса и Менгера. Главные идеи:

- Неприемлемо определение стоимости затратами труда;

- Стоимость определяется предельной полезностью блага;

- Стоимость – субъективная категория;

- Разграничение предельной и совокупной полезности на основе введения понятия предельной величины.

1 этап (1870-1880): теория «предельной полезности» и отрицание ТТС. Ценность каждой единицы любого блага уменьшается по мере насыщения спроса. Цена этого блага определяется предельной величиной – ценностью последней единицы. Т.о. закономерности динамики спроса связывались с психологическим поведением потребителя.

2 этап (с 1890-х гг.): Маршал, Кларк, Парето. Этап связан с признанием необходимости обеих сфер – производства и потребления. Он характеризуется также отказом от психологического подхода, что сближает его с классической политэкономией и позволяет назвать «неоклассическим» направлением в экономической науке.

Карл Менгер (XIX-XX) – основатель австрийской школы маржинализма. Он отвергал ТТС и определял ценность благ по важности удовлетворяемых ими потребностей. Ценность зависит от субъективной оценки людьми благ, удовлетворяющие те или иные их потребности. Ценность каждого блага снижается по мере увеличения их количества.

Менгер рассматривал субъективные оценки потребителями ценности тех или иных благ в качестве основы формирования рыночных цен на соответствующие товары, основы процесса ценообразования.

 

Основные идеи Маршалла и Джевонса

Маршал:

-отец кембриджской школы

-главная работа «Принципы экономикс»

-экономическая свобода

-автоматическая саморегуляция рынка

-вред государственного вмешательства в экономику

-график спроса и график предложения (крест Маршала)

-эластичность спроса(как влияние изменения объема спроса на цены товара)

-ни спрос, ни предложение не имеет преимущества на рынке (в реальной системе спрос имеет преимущество в краткосрочном периоде, но в долгосрочном – предложение)

Джевонс

-основатель материалистической школы теории полезности

-различает товар-нетовар-антитовар

-различает полезность-бесполезность-антиполезность

Товар- продукт, приносящи наслаждение и предотвращающий страдание

Нетовар – ни того, не другого

Антитовар – продукт, от которого нужно избавляться

Ф. Лист и немецкие исторические школы.

В Германии опровержения классиков носили неомеркантилистский характер, поскольку важная роль отводилась государству. Немецкие экономисты отвергли представления классиков об объективном характере экономической науки. Наиболее ранняя реакция немецких экономистов на классическую экономическую доктрину связана с Адамом Мюллером и ФридрихомЛистом (XVIII-XIX).

Книга Листа – «Национальная система политической экономии». Его идеи легли в основу немецкой исторической школы:

· Понимание политэкономии как науки национальной, ориентированной на решение задач, стоящих перед страной;

· Признание того, что экономика каждой страны развивается по собственным законам;

· Учёт влияния не только экономических, но исторических и природных факторов;

· Отрицательное отношение к либерализму;

· Необходимость активной государственной экономической политики.

Идеи Листа получили дальнейшее развитие в работах более поздних представителей исторической школы. Разделяют несколько этапов в развитии исторической школы Германии:

· «Старая историческая школа» (Рошер, Гильдербранд, Книс)

· «Новая историческая школа» (Шмоллер, Брентано, Бюхер)

«Новейшая историческая школа» (Зомбарт, Вебер, Шпитхоф)

Экономическая доктрина К. Маркса : товар и его свойства, деньги и их функции.

Товар

Продукт, произведённый для обмена

Свойства

-потребительная общественная стоимость

-стоимость

Деньги

4 формы:

1. Простая (х товаров А на у товаров В)

2. Развёрнутая (х товаров А на у товаров В и к товаров С)

3. Всеобщая ( у товаров В и к товаров С на х товаров А)

4. Денежная (х товаров А, у товаров В и к товаров С на 1 грамм золота)

Золото-деньги

-высокая стоимость

-портативность

-сохраняемость

-бесконечная делимость

 Деньги – товар всеобщего эквивалента

Функции денег:

-мера стоимости

-средство обращения

-средство образования сокровищ

-средство платежа

-мировые деньги










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 621.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...