Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава IX. Психологияличностиипрофессиональнойдеятельностиучителя




учитель, гуманен, справедлив, демократичен, способен на эмпа-тию, легко налаживает контакт с классом и отдельными ученика­ми. Гибок, скорее неформален, чем официален, в общении с уче­никами проявляет рефлексирующее отношение к ним. Для него характерна положительная самооценка, оптимизм, принятие са­мого себя. Склонен к положительному восприятию других.

Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж «хоро­шего» учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюби­вый, умный и приятный.

Имидж «среднего» представлен для всех испытуемых преиму­щественно средними личностными качествами, тогда как «пло­хой» универсально характеризуется как антипод «хорошего».

На наш взгляд, качества, входящие в образ стереотипа «иде­ального» учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных усло­виях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом иде­ального учителя должно стать внутренним стимулом совершен­ствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией соб­ственных возможностей, с развитием творческого потенциала.

При этом никто не призывает учителя к некритическому сле­дованию образцу (идеальной модели), несовместимому с его кон­кретным индивидуально-психологическим складом.

Современный образ учителя определяется, на наш взгляд, не только набором черт, качеств «идеальной» модели учителя в со­знании ученика, но и новым коммуникативным имиджем школь­ного педагога, который сложился в современной России.

Коммуникативный имидж объединяет все вербальные и не­вербальные особенности общения учителя. Однако если речь педа­гога является предметом его постоянного анализа, визуально вос­принимаемая информация часто остается на периферии сознания. Поэтому рассмотрим подробнее роль внешнего облика учителя в формировании его имиджа.

Отдельный компонент внешнего облика учителя несет в вос­приятии учащихся свою смысловую нагрузку, но в каждой конк­ретной ситуации на уроке он может быть важным или малозначи­тельным. В одном случае для ребенка важна мимика, в другом _ жест, в третьем — костюм учителя.


§ 4. Имиджпедагога                                                                                                    447

В ситуации, когда значение внешнего вида учителя становится во главу условий первого успеха, согласно социологическим ис­следованиям ( п о д а н н ы м В.М. Шепеля, 1997), только 19% учите­лей удовлетворены своим внешним видом. «Вот проблема, кото­рую надо решать незамедлительно!» — призывает В.М. Шепель1.

На учителя смотрят внимательно... Образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером тому могут служить воспоминания различных писателей и публицистов.

«Я не помню его имени и отчества. Фамилию тоже не помню. А вот лицо, хотя и мало приметное, не забыл до сих пор...», -писал В. Астафьев. Или в воспоминаниях М. Шагинян читаем: «По­мню, был у нас армянин, учитель истории. Он был очень некра­сив с виду, косматый, обросший, сутулый». Эти и многие другие воспоминания людей показывают, что образ учителя сохраняется в памяти в деталях его внешнего облика.

Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогичес­ком общении учителю важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками.

Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. «Первое впечат­ление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимо­действия в учебной деятельности», — писал А.А. Бодалев2.

В.А. Кан-Калик [19] отмечал: «Учитель должен тщательно го­товиться к первому общению с аудиторией, в этом деле нет мело­чей. Первая встреча формирует представление о личности воспи­тателя, так как облик и внутренние свойства личности, конечно же, имеют взаимосвязь. От успешности начальной стадии обще­ния в воспитательном процессе зависит успешность осуществле­ния всего процесса коммуникации». Таким образом, акт форми­рования первого впечатления очень важен, поскольку именно он определяет весь дальнейший ход взаимодействия.

На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Пер­вое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей.

Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учи­тывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе

1 Шепель В.М. Имеджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997. С 58. Бодалев А.А. Личность и общение. С. 143.


448 Глава IX. Психологияличностиипрофессиональнойдеятельностиучителя

внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова). Еще Н.Д. Левитов в своих исследованиях, проведенных в 40-е годы XX столетия, отмечал, что в первом впечатлении об учителе учащиеся оказываются более солидарными между собой, чем в последующих.



Литература

1. АлехинаИВ.идр.Самоменеджментвдеятельностиучителя:Учеб.-метод. пособие для творческого самосовершенствования педагогических работников. Брянск, 1995.

2. АндриадиИ.П.Авторитетучителяипроцессегостановления.М., 1997.

3. АминовН.А.Диагностикапедагогическихспособностей.М.;Воро­неж, 1997.

4. Актерскиеспособностивдеятельностиучителя:Метод,пособие/ Сост. Л.А. Ильина. Магнитогорск, 1998.

5. Аудиовизуальнаяпсиходиагностика.Практикум/Сост.А.И.Уша-тиков, О.Г. Ковалев, В.Н. Борисов. М., 2000.

6. БагметК.В.идр.Конфликтвпедагогическойдеятельности:Учеб.-метод. пособие / К.В. Багмет, А.С. Гусева, В.В. Козлов. М., 1998.

7. БадмаевБ.Ц.Психологиявработеучителя:В2кн.М.,2000.

8. БаныкинаСВ.Конфликтологическаякомпетентностьпедагога.Аст­рахань, 1997.

9. БарановА.А.Стрессоустойчивостьимастерствопедагога.Моногра­фия. Ижевск, 1997.

 

10. ДубровинаИ.В.Школьнаяпсихологическаяслужба:вопросытео­рии и практики. М., 1991.

11. ЕрмолаеваМ.В.,ЗахароваА.Е.,КалининаД.И.,НаумоваСИ.Пси­холого-педагогическая практика в системе образования. М.; Воронеж, 1998.

 

12. ЕрмоленкоМ.Н.Введениевпедагогическуюдеятельность:Учеб. пособие. М., 2002.

13. ЕршоваА.П.,БукатовВ.М.Режиссураурока,общенияиповеде­ния учителя. М.; Воронеж, 1995.

14. ЗимняяИ.А.Педагогическаяпсихология:Учебник.М.,1999.

15. ЗюзькоМ.В.Психологическаяконсультациядляначинающегоучи­теля. М., 1995.

16. ИвановаСП.Современноеобразованиеипсихологическаякуль­тура педагога. Псков, 1999.

17. Изучениепрофессиональнойкомпетентностипедагогов:Метод, рек. / Науч. ред. Б.М. Петров. Калуга, 1994.

18. ИльинГ.Л.Психологияпедагогическогоуправления:Учеб.пособие. М., 2000.

19. Кан-КаликВ.А.Учителюопедагогическомобщении:Кн.дляучите­ля. М., 1987.

-20. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Моногра­фия. СПб., 2000.



Имиджпедагога


449


21. КнязеваН.Н.Педагогическаядеятельностьитворчествоучителя: Учеб. пособие. Омск, 2000.

22. КовалевСВ.НЛПпедагогическойэффективности.М.;Воронеж, 2001.

23. КоджаспироваГ.М.Культурапрофессиональногосамообразования педагога / Под ред. Ю.М. Забродина. М., 1994.

24. КондратьеваСВ.Педагогическаяивозрастнаяпсихология:Тек­сты лекций: В 3 ч. Ч. 2. Психология учителя. Гродно, 1996.

25. КоссовБ.Б.Личностьипедагогическаяодаренность.М.;Воронеж, 1998.

26. КрутецкийВ.А.,БалбасоваЕ.Г.Педагогическиеспособности,их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., 1991.

27. КсенофонтоваА.Н.Проблемаречевойдеятельностивпедагогичес­ком процессе: Учеб. пособие. Оренбург, 1995.

28. КузьменковаО.В.Диагностикаиразвитиеличностиучителя:Ме­тод, пособие. Оренбург, 1999.

29. МарковаА.К.Психологияпрофессионализма.М.,1996.

30. МитинаМ.М.Психологияпрофессиональногоразвитияучителя. М., 1998.

31. МитинаЛ.М.Управлятьилиподавлять:выборстратегиипрофес­сиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999.

32. МитинаЛ.М.Учителькакличностьипрофессионал(психологи­ческие проблемы). М., 1994.

33. МитинаЛ.М.Эмоциональнаягибкостьучителя:психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учеб.-метод, пособие. М., 2001.

34. НемоеPC.Психология:Учебник.Кн.2.М.,2001.

35. НикитинаН.Н.,ГаджиеваН.М.Основысаморазвитияличности учителя: Учеб.- метод, пособие. Ульяновск, 1996.

36. ОльшанскийВ.Б.Практическаяпсихологиядляучителей.М.,1994.

37. ПетроваЕ.А.Жестывпедагогическомпроцессе.М.,1998.

38. ПетроваЕ.А.Знакиобщения.М.,2001.

39. ПодымовН.А.Психологическиебарьерывпедагогическойдеятель­ности. Монография. М., 1998.

40. ПостниковА.Н.идр.Мастерствопедагогическогообщения:Учеб. пособие. М., 1998.

41. ПотемкинаО.Ф.Каксделатьурокинтереснымдляучителяиего учеников. М., 1993.

42. Проблемыадаптацииучителякпрофессиональнойдеятельности /Сб. ст. под ред. Н.Н. Никитиной. Ульяновск, 1998.

43. Психологическийанализурока:Метод,рек.Белгород,1989.

44. Психологическиеосновытворческойдеятельностипедагога:Учеб.-метод. пособие. Пятигорск, 1999.

45. Психологическийаспектанализаурока:Учеб.пособие/Б.С.Те-тенькин, А.Г. Кондаков, А.Ю. Березин и др. Киров, 1997.

46. Психологическаяслужбашколы/Подред.И.В.Дубровиной.М., 1995.

47. Рабочаякнигашкольногопсихолога/Подред.И.В.Дубровиной. М., 1991.

15. Заказ ]*5Т7.


450 Глава IX. Психологияличностиипрофессиональнойдеятельностиучителя

48. Развитиетворческойактивностишкольников/Подред.A.M.Ма-тюшкина. М., 1991.

49. РахимовА.3.Педагогическаяакмеология:наукаозакономерностях достижения профессиональной вершины. Уфа, 1999.

50. РеанА.А.Психологияпедагогическойдеятельности.Ижевск,1994.

51. РеанА.А.,КоломинскийЯ.Л.Социальнаяпедагогическаяпсихоло­гия. СПб., 1999.

52. РегушЛ.А.Прогностическаяспособностьучителяиеедиагностика. Л., 1989.

53. РоговЕ.И.Психологияобщения.М.,2001.

54. РоговЕ.И.Личностьучителя.Теорияипрактика.Ростовн-Д,1996.

55. РыбаковаМ.М.Конфликтивзаимодействиевпедагогическомпро­цессе. М., 1991.

56. СавостьяновА.И.Техникаречивпрофессиональнойподготовке учителя. М., 2001.

57. СаитбаеваЭР.Теоретическиеосновысамоопределенияпедагога-профессионала: Монография. М., 2000.

58. Самопознание—путьпрофессиональногостановленияучителя/ Сост. М.М. Акимова, А.А. Илькухин. Самара, 1994.

59. СимоновВ.П.Диагностикаличностиипрофессиональногомастер­ства преподавателя: Учеб. пособие. М., 1995.

60. СонинВ.А.Психолого-педагогическийанализпрофессионального менталитета учителя. Смоленск, 1999.

61. СестрыСорины.Необходимыйимидж,илиКакпроизвестинуж­ное впечатление с помощью одежды. М., 2000.

62. Сотрудничествоучителяишкольногопрактическогопсихолога: Сб. науч.-метод, тр. под ред. А.К. Марковой, ТА. Шиловой. М., 1994.

63. СтанкинМ.И.Профессиональныеспособностипедагога:акмеоло-гия воспитания и обучения. М., 1998.

 

64. ТелегинаЭ.Д.Мотивыпрофессиональнойдеятельностиучителя. Методические указания к проведению практических занятий по дисцип­лине «Педагогическая психология». М., 1995.

65. ФридманЛ.М.Педагогическийопытглазамипсихолога:Кн.для учителя. М., 1987.

66. ФридманЛ.М.,КулагинаИ.Ю.Психологическийсправочникучи­теля. М., 1991.

67. Хрестоматияпопедагогическойпсихологии/Сост.ивступ.очерки А.И. Красило и А.П. Новгородцевой. М., 1995.

 

68. ШакуровР.Х.Творческийростпедагога.М.,1995.

69. ЩербаковаТ.Н.Профессиональныйростучителя:Форми­рование механизмов субъективного контроля. Ростов н-Д, 1994.

70. ЩурковаН.Е.Культурасовременногоурока.М.,2000.


План-заданиедлясамостоятельнойработы                                                         451





ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

I. Используя методическую процедуру (гл. I, план-задание, п. 1), осуществите самозачет по системе психологических поня­тий.

Авторитет, авторитарная педагогика, авторитарный стиль ру­
ководства, внушение, демократический стиль руководства, креатив­
ность, либеральный стиль руководства, личностно ориентированный
подход в обучении, личностно-развивающий подход в обучении, лич­
ностные свойства учителя, любовь к детям, новаторский опыт, оп­
тимальное педагогическое общение, парадигма обучения, педагоги­
ческая деятельность, педагогическое мастерство, педагогическая
направленность, педагогическое мышление, педагогическое общение,
педагогические способности, передовой опыт, прогностическая спо­
собность,      профессиограмма,     профессионализация,       профессионально
важные качества, профессиональное самоопределение, профессиональ­
ные способности, самообразование, самосовершенствование, смысло­
вой барьер, служба психологическая, стиль педагогического руковод­
ства, структура педагогической деятельности, структурно-иерар­
хическая модель личности учителя, требование, убеждение.

И. Подготовьте конспект лекции по теме «Психологические проблемы деятельности учителя», используя любую книгу из списка литературы [19, 32, 65, 67].

III. В письменном виде выделите основные проблемы и сфор­мулируйте ваше отношение к позиции К.Роджерса, изложенной в его статье [67, с. 2 7 6 - 2 8 3 ] .










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...