Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава IX. Психологияличностиипрофессиональнойдеятельностиучителя
учитель, гуманен, справедлив, демократичен, способен на эмпа-тию, легко налаживает контакт с классом и отдельными учениками. Гибок, скорее неформален, чем официален, в общении с учениками проявляет рефлексирующее отношение к ним. Для него характерна положительная самооценка, оптимизм, принятие самого себя. Склонен к положительному восприятию других. Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж «хорошего» учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный. Имидж «среднего» представлен для всех испытуемых преимущественно средними личностными качествами, тогда как «плохой» универсально характеризуется как антипод «хорошего». На наш взгляд, качества, входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала. При этом никто не призывает учителя к некритическому следованию образцу (идеальной модели), несовместимому с его конкретным индивидуально-психологическим складом. Современный образ учителя определяется, на наш взгляд, не только набором черт, качеств «идеальной» модели учителя в сознании ученика, но и новым коммуникативным имиджем школьного педагога, который сложился в современной России. Коммуникативный имидж объединяет все вербальные и невербальные особенности общения учителя. Однако если речь педагога является предметом его постоянного анализа, визуально воспринимаемая информация часто остается на периферии сознания. Поэтому рассмотрим подробнее роль внешнего облика учителя в формировании его имиджа. Отдельный компонент внешнего облика учителя несет в восприятии учащихся свою смысловую нагрузку, но в каждой конкретной ситуации на уроке он может быть важным или малозначительным. В одном случае для ребенка важна мимика, в другом _ жест, в третьем — костюм учителя. § 4. Имиджпедагога 447 В ситуации, когда значение внешнего вида учителя становится во главу условий первого успеха, согласно социологическим исследованиям ( п о д а н н ы м В.М. Шепеля, 1997), только 19% учителей удовлетворены своим внешним видом. «Вот проблема, которую надо решать незамедлительно!» — призывает В.М. Шепель1. На учителя смотрят внимательно... Образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером тому могут служить воспоминания различных писателей и публицистов. «Я не помню его имени и отчества. Фамилию тоже не помню. А вот лицо, хотя и мало приметное, не забыл до сих пор...», -писал В. Астафьев. Или в воспоминаниях М. Шагинян читаем: «Помню, был у нас армянин, учитель истории. Он был очень некрасив с виду, косматый, обросший, сутулый». Эти и многие другие воспоминания людей показывают, что образ учителя сохраняется в памяти в деталях его внешнего облика. Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении учителю важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками. Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. «Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности», — писал А.А. Бодалев2. В.А. Кан-Калик [19] отмечал: «Учитель должен тщательно готовиться к первому общению с аудиторией, в этом деле нет мелочей. Первая встреча формирует представление о личности воспитателя, так как облик и внутренние свойства личности, конечно же, имеют взаимосвязь. От успешности начальной стадии общения в воспитательном процессе зависит успешность осуществления всего процесса коммуникации». Таким образом, акт формирования первого впечатления очень важен, поскольку именно он определяет весь дальнейший ход взаимодействия. На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей. Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе 1 Шепель В.М. Имеджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997. С 58. Бодалев А.А. Личность и общение. С. 143. 448 Глава IX. Психологияличностиипрофессиональнойдеятельностиучителя внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова). Еще Н.Д. Левитов в своих исследованиях, проведенных в 40-е годы XX столетия, отмечал, что в первом впечатлении об учителе учащиеся оказываются более солидарными между собой, чем в последующих. Литература 1. АлехинаИВ.идр.Самоменеджментвдеятельностиучителя:Учеб.-метод. пособие для творческого самосовершенствования педагогических работников. Брянск, 1995. 2. АндриадиИ.П.Авторитетучителяипроцессегостановления.М., 1997. 3. АминовН.А.Диагностикапедагогическихспособностей.М.;Воронеж, 1997. 4. Актерскиеспособностивдеятельностиучителя:Метод,пособие/ Сост. Л.А. Ильина. Магнитогорск, 1998. 5. Аудиовизуальнаяпсиходиагностика.Практикум/Сост.А.И.Уша-тиков, О.Г. Ковалев, В.Н. Борисов. М., 2000. 6. БагметК.В.идр.Конфликтвпедагогическойдеятельности:Учеб.-метод. пособие / К.В. Багмет, А.С. Гусева, В.В. Козлов. М., 1998. 7. БадмаевБ.Ц.Психологиявработеучителя:В2кн.М.,2000. 8. БаныкинаСВ.Конфликтологическаякомпетентностьпедагога.Астрахань, 1997. 9. БарановА.А.Стрессоустойчивостьимастерствопедагога.Монография. Ижевск, 1997.
10. ДубровинаИ.В.Школьнаяпсихологическаяслужба:вопросытеории и практики. М., 1991. 11. ЕрмолаеваМ.В.,ЗахароваА.Е.,КалининаД.И.,НаумоваСИ.Психолого-педагогическая практика в системе образования. М.; Воронеж, 1998.
12. ЕрмоленкоМ.Н.Введениевпедагогическуюдеятельность:Учеб. пособие. М., 2002. 13. ЕршоваА.П.,БукатовВ.М.Режиссураурока,общенияиповедения учителя. М.; Воронеж, 1995. 14. ЗимняяИ.А.Педагогическаяпсихология:Учебник.М.,1999. 15. ЗюзькоМ.В.Психологическаяконсультациядляначинающегоучителя. М., 1995. 16. ИвановаСП.Современноеобразованиеипсихологическаякультура педагога. Псков, 1999. 17. Изучениепрофессиональнойкомпетентностипедагогов:Метод, рек. / Науч. ред. Б.М. Петров. Калуга, 1994. 18. ИльинГ.Л.Психологияпедагогическогоуправления:Учеб.пособие. М., 2000. 19. Кан-КаликВ.А.Учителюопедагогическомобщении:Кн.дляучителя. М., 1987. -20. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Монография. СПб., 2000. Имиджпедагога 449 21. КнязеваН.Н.Педагогическаядеятельностьитворчествоучителя: Учеб. пособие. Омск, 2000. 22. КовалевСВ.НЛПпедагогическойэффективности.М.;Воронеж, 2001. 23. КоджаспироваГ.М.Культурапрофессиональногосамообразования педагога / Под ред. Ю.М. Забродина. М., 1994. 24. КондратьеваСВ.Педагогическаяивозрастнаяпсихология:Тексты лекций: В 3 ч. Ч. 2. Психология учителя. Гродно, 1996. 25. КоссовБ.Б.Личностьипедагогическаяодаренность.М.;Воронеж, 1998. 26. КрутецкийВ.А.,БалбасоваЕ.Г.Педагогическиеспособности,их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., 1991. 27. КсенофонтоваА.Н.Проблемаречевойдеятельностивпедагогическом процессе: Учеб. пособие. Оренбург, 1995. 28. КузьменковаО.В.Диагностикаиразвитиеличностиучителя:Метод, пособие. Оренбург, 1999. 29. МарковаА.К.Психологияпрофессионализма.М.,1996. 30. МитинаМ.М.Психологияпрофессиональногоразвитияучителя. М., 1998. 31. МитинаЛ.М.Управлятьилиподавлять:выборстратегиипрофессиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999. 32. МитинаЛ.М.Учителькакличностьипрофессионал(психологические проблемы). М., 1994. 33. МитинаЛ.М.Эмоциональнаягибкостьучителя:психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учеб.-метод, пособие. М., 2001. 34. НемоеPC.Психология:Учебник.Кн.2.М.,2001. 35. НикитинаН.Н.,ГаджиеваН.М.Основысаморазвитияличности учителя: Учеб.- метод, пособие. Ульяновск, 1996. 36. ОльшанскийВ.Б.Практическаяпсихологиядляучителей.М.,1994. 37. ПетроваЕ.А.Жестывпедагогическомпроцессе.М.,1998. 38. ПетроваЕ.А.Знакиобщения.М.,2001. 39. ПодымовН.А.Психологическиебарьерывпедагогическойдеятельности. Монография. М., 1998. 40. ПостниковА.Н.идр.Мастерствопедагогическогообщения:Учеб. пособие. М., 1998. 41. ПотемкинаО.Ф.Каксделатьурокинтереснымдляучителяиего учеников. М., 1993. 42. Проблемыадаптацииучителякпрофессиональнойдеятельности /Сб. ст. под ред. Н.Н. Никитиной. Ульяновск, 1998. 43. Психологическийанализурока:Метод,рек.Белгород,1989. 44. Психологическиеосновытворческойдеятельностипедагога:Учеб.-метод. пособие. Пятигорск, 1999. 45. Психологическийаспектанализаурока:Учеб.пособие/Б.С.Те-тенькин, А.Г. Кондаков, А.Ю. Березин и др. Киров, 1997. 46. Психологическаяслужбашколы/Подред.И.В.Дубровиной.М., 1995. 47. Рабочаякнигашкольногопсихолога/Подред.И.В.Дубровиной. М., 1991. 15. Заказ ]*5Т7. 450 Глава IX. Психологияличностиипрофессиональнойдеятельностиучителя 48. Развитиетворческойактивностишкольников/Подред.A.M.Ма-тюшкина. М., 1991. 49. РахимовА.3.Педагогическаяакмеология:наукаозакономерностях достижения профессиональной вершины. Уфа, 1999. 50. РеанА.А.Психологияпедагогическойдеятельности.Ижевск,1994. 51. РеанА.А.,КоломинскийЯ.Л.Социальнаяпедагогическаяпсихология. СПб., 1999. 52. РегушЛ.А.Прогностическаяспособностьучителяиеедиагностика. Л., 1989. 53. РоговЕ.И.Психологияобщения.М.,2001. 54. РоговЕ.И.Личностьучителя.Теорияипрактика.Ростовн-Д,1996. 55. РыбаковаМ.М.Конфликтивзаимодействиевпедагогическомпроцессе. М., 1991. 56. СавостьяновА.И.Техникаречивпрофессиональнойподготовке учителя. М., 2001. 57. СаитбаеваЭР.Теоретическиеосновысамоопределенияпедагога-профессионала: Монография. М., 2000. 58. Самопознание—путьпрофессиональногостановленияучителя/ Сост. М.М. Акимова, А.А. Илькухин. Самара, 1994. 59. СимоновВ.П.Диагностикаличностиипрофессиональногомастерства преподавателя: Учеб. пособие. М., 1995. 60. СонинВ.А.Психолого-педагогическийанализпрофессионального менталитета учителя. Смоленск, 1999. 61. СестрыСорины.Необходимыйимидж,илиКакпроизвестинужное впечатление с помощью одежды. М., 2000. 62. Сотрудничествоучителяишкольногопрактическогопсихолога: Сб. науч.-метод, тр. под ред. А.К. Марковой, ТА. Шиловой. М., 1994. 63. СтанкинМ.И.Профессиональныеспособностипедагога:акмеоло-гия воспитания и обучения. М., 1998.
64. ТелегинаЭ.Д.Мотивыпрофессиональнойдеятельностиучителя. Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Педагогическая психология». М., 1995. 65. ФридманЛ.М.Педагогическийопытглазамипсихолога:Кн.для учителя. М., 1987. 66. ФридманЛ.М.,КулагинаИ.Ю.Психологическийсправочникучителя. М., 1991. 67. Хрестоматияпопедагогическойпсихологии/Сост.ивступ.очерки А.И. Красило и А.П. Новгородцевой. М., 1995.
68. ШакуровР.Х.Творческийростпедагога.М.,1995. 69. ЩербаковаТ.Н.Профессиональныйростучителя:Формирование механизмов субъективного контроля. Ростов н-Д, 1994. 70. ЩурковаН.Е.Культурасовременногоурока.М.,2000. План-заданиедлясамостоятельнойработы 451 ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ I. Используя методическую процедуру (гл. I, план-задание, п. 1), осуществите самозачет по системе психологических понятий. Авторитет, авторитарная педагогика, авторитарный стиль ру И. Подготовьте конспект лекции по теме «Психологические проблемы деятельности учителя», используя любую книгу из списка литературы [19, 32, 65, 67]. III. В письменном виде выделите основные проблемы и сформулируйте ваше отношение к позиции К.Роджерса, изложенной в его статье [67, с. 2 7 6 - 2 8 3 ] . |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 252. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |