Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава V I . Особенностипсихическогоразвитиячеловека





 

 

 

 

 

ВТОРАЯ СТАДИЯ — СТАБИЛЬНАЯ

Взрослый период

Первый возраст 22-28 лет для мужчин 21-26 лет для женщин
Второй возраст 29-35 лет для мужчин 27-32 года для женщин

Зрелый период

Первый возраст 36-45 лет для мужчин 33-10 лет для женщин
Второй возраст 46-55 лет для мужчин 41-50 лет для женщин

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ — РЕГРЕССИВНАЯ

Пожилой (предстарческий, старческий) период

Первый возраст 56-63 года для мужчин 51—57 лет для женщин
Второй возраст 64-70 лет для мужчин 58-63 года для женщин

Позднестарческий период

Первый возраст 71-77 лет для мужчин 64-70 лет для женщин
Второй возраст 78-84 года для мужчин 71—78 лет для женщин

В работе В.И. Слободчикова «Категория возраста в психологии и педагогике развития», опубликованной в 1991 г. в журнале «Воп­росы психологии», была сформулирована периодизация развития субъектности человека в онтогенезе. На каждой ступеньке разви­тия человек, по м н е н и ю автора, проходит две фазы — период становления его событийности с социальной общностью и пери­од реализации своей самобытности. Начало каждой ступени — это рождение новой ф о р м ы жизни, смена индивидуального режима жизни. Каждая ступень начинается кризисом. Существует два типа


§ 1. Специфическиепроблемыпериодизациииндивидуальногоразвития225

кризисов. В кризисах рождения проявляется поиск новых форм событийности, потому что «так жить дальше нельзя». Кризисы раз­вития разрешаются поиском новых способов самоопределения («хочу быть, как все»).

Схема периодизации развития в онтогенезе поВ.И. Слободчикову

 

 

 

Ступени

развития

субъективности

Матрица возрастов

Период становления событийности

Период реализации самобытности

Кризисы Стадии принятия Кризисы Стадии освоения
Оживление «Мы» Родовой кризис (-2 мес) -(+3 нед.) Новорожденность (новорожденный) 0,5-4 мес. Кризис ново­рожденное™ 3,5 - 7 мес. Младенчество (младенец) 6 - 1 2 мес.
Одушевление «Я са.м» Кризис младен­чества 11-18 мес. Раннее детство (дитя; 1 г. 3 мес. -3 года Кризис раннего детства 2,5-3,5 г. Дошкольное детство (ребенок)3 года - 6,5 лет
Персонализация « Я лично» Кризис детства 5,5-7,5 лет Отрочество(отрок) 7-11,5 лет Кризис отрочества 11-14 лет Юность (юноша) 13,5-18 лет
Индивидуали­зации   «На том стою и не могу иначе» Кризис юности 17-21 года Молодость (мо­лодой человек) 19-28 лет Кризис молодости 27-33 года Взрослость (взрослый) 32-42 года
Универсализа­ция «Если не я, то кто» Кризис взрос­лости 39-45 лет Зрелость (зрелый муж) 44-60 лет Кризис зре­лости 55-65 лет Старость (старик) 62 года -
  Кризис индиви­дуальной жизни      

Концепция В.И. Слободчикова призывает нас к размышле­нию о смысле человеческой жизни, о конечной цели всего жиз­ненного пути. Завершающая ступень, выделенная автором, сту­пень универсализации показывает зрелость в мудром событии с миром как проявление предельной ответственности человека за мир вокруг себя.

Видный отечественный психолог, специалист в области раз­работки и реализации проблем человекознания Б.Г. Ананьев пи­сал: «Жизненный-путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника кон-

8. ЗаказXs 577.


226                                  Глава V I . Особенностипсихическогоразвитиячеловека

кретной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими события­ми, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной програм­мой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность вла­деет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время не­которые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жиз­ненного пути, например преддошкольное, дошкольное и школь­ное детство. Практически ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготови­тельных фаз жизненного пути, формирования личности, стали определяющими характеристиками периодов роста и созревания индивида» [2, с. 104—105].

И наконец, еще одна из специфических проблем - это опре­деление объективных критериев зрелости человека [2, с. 109]. Гете-рохронность зрелости — это существенная характеристика в инди­видуальном развитии человека: не совпадают во времени физи­ческая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрос­лость», что позволяет избежать многих осложнений. (В § 4 мы под­робнее проанализируем понятие «зрелость».)

В соответствии с экспериментальными данными, полученными под руководством Б.Г. Ананьева1, процесс психофизиологическо­го развития взрослых неоднороден и противоречив. В возрасте 18— 46 лет выделяются три макропериода в развитии памяти, мышле­ния, внимания: 1) от 18 до 25 лет; 2) от 26 до 35 лет; 3) от 36 до 46 лет. Эти возрастные макропериоды отличаются разными темпа­ми развития психических функций и интеллекта. В первом мак­ропериоде наблюдается более частая смена подъемов и спадов от возраста к возрасту в уровне развития каждой функции. Во втором и третьем макропериодах наблюдаются умеренные изменения с более растянутыми интервалами в смене подъемов и спадов в уров­не развития.

В первом макропериоде спады в уровне развития мышления непрерывно, примерно через один-два года, сменяются подъема­ми. В дальнейшем, начиная с 26 лет, изменения более равномерны.

Излагается по книге: Степанова Е.И. Психология взрослых: экспе­риментальная акмеология. СПб., 2000. С. 75-81.






Специфическиепроблемыпериодизациииндивидуальногоразвития227

До 32 лет происходит постепенный подъем с двумя спадами (в 28 лет и в 31 год). После 32 лет (точки наивысшего подъема во втором макропериоде) уровень мышления постепенно понижается и удер­живается на сниженном уровне в 34—36 лет. Повышение происхо­дит в 38—39 лет, а затем наблюдается снижение до самого низкого уровня.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...