Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСОБЕННОСТИПСИХИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ




ЧЕЛОВЕКАВПЕРИОДЫВЗРОСЛЕНИЯ,

ЗРЕЛОСТИИСТАРЕНИЯ


§




СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА


Индивидуальное раз­витие взрослого чело­века представляет со­бой продолжение он­тогенеза с заложенной в нем филогенетичес­кой программой. В пе­риод после р а н н е й юности процесс созре­вания индивида и лич­ности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослос­ти, зрелости и старо­сти. Завершается этот цикл смертью человека, которая, разумеет­ся, может наступить и на более ранних этапах, чем старость (неиз­лечимая болезнь, несчастный случай, суицид и т.д.). Знакомясь с периодизацией индивидуального развития взрослого человека, следует учитывать некоторые специфические проблемы. Не суще­ствует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерностей и созревания организма и инволюци­онных процессов в нем. Как показали многочисленные исследова­ния специалистов, для процессов созревания и инволюции ха­рактерны неравномерность и гетерохронность [2, 9, 12, 17, 20, 22, 23, 25]. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий раз­вития содержат разные возможности жизни — от преждевремен-


220                                   Глава VI. Особенностипсихическогоразвитиячеловека

ного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком и творчески и физи­чески активным, «молодым» семидесятилетним и старше.

Имеется много различных классификаций возрастов, разра­ботанных специалистами из разных областей человеческого зна­ния (а следовательно, и по различным основаниям). Так, в педи­атрии широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутробный период; 2) период новорожденное™; 3) пе­риод вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) пери­од отрочества; 6) период полового созревания.

В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая и н в о л ю ц и о н н ы й : 1) возмужалый возраст (20—40 лет у ж е н щ и н и 25-45 лет у мужчин); 2) зрелость — до 52 лет; 3) старость, для которой характерно непрерывное на­растание инволюции и завершение естественной физиологичес­кой смертью, вместе с тем антропологическая периодизация раз­вития взрослого человека не является общепринятой в геронтоло­гии и психофизиологии [2, с. 130].

Для более полного и глубокого понимания существа проблем периодизации развития взрослого человека познакомимся с не­которыми дошедшими до нас древними и современными класси­фикациями   возрастов.

ВОЗРАСТНАЯПЕРИОДИЗАЦИЯЖИЗНЕННОГОЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА1

/. Древняя китайская классификация

 

1 Молодость До 20 лет
2 Возраст вступления в брак До 30...
3 Возраст выполнения общественных обязанностей До 40...
4 Познание собственных заблуждений До 50...
5 Последний период творческой жизни До 60...
6 Желанный возраст До 70...
7 Старость До 90...

См.: Краткий словарь по педагогической и возрастной психологии / Сост. Б.М. Петров. Лиепая, 1972. С. 117-120; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. С. 129-136; Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988. С. 25—34; Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка, В.П. Чте-цова. М., 1990. С. 17.


§ 1. Специфическиепроблемыпериодизациииндивидуальногоразвития221 2. Классификация возрастов жизни по Пифагору (VI в. до н.э.)

 

1 Период становления 0-20 лет «весна»
2 Молодой человек 20—40 лет «лето»
3 Человек в расцвете сил 40-60 лет «осень»
4 Старый и угасающий человек 60-80 лет «зима»



Классификация возрастов жизни по Гиппократу (IV в. до н.э.)

 

1 Первый период 0                   7 лет
2 Второй период 7 лет           14 лет
3 Третий период 14 лет - 21 год
4 Четвертый период 21 год        28 лет
5 Пятый период 28 лет        35 лет
6 Шестой период 35 лет - 42 года
7 Седьмой период 42 года - 49 лет
8 Восьмой период 49 лет        56 лет
9 Девятый период 56 лет        63 года
10 Десятый период 63 года - 70 лет

Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве в 1965 г.

 

1 Новорожденный 1 день - 10 дней
2 Грудной возраст 10 дней - 1 год
3 Раннее детство 1 год - 2 года
4 Первый период детства 3 года - 7 лет
5 Второй период детства 8 лет - 12 лет для мальчиков 8 лет - 11 лет для девочек
6 Подростковый возраст 13 лет - 16 лет для мальчиков 12 лет - 15 лет для девочек
7 Юношеский возраст 17 лет - 21 год для юношей (мужчин) 16 лет - 20 лет для девушек (женщин)
8 Средний (зрелый) возраст первый период второй период 22 года - 35 лет для мужчин 21 год - 35 лет для женщин 36 лет - 60 лет для мужчин 36 лет - 55 лет для женщин
9 Пожилой возраст 61 год - 74 года для мужчин 56 лет - 74 года для женщин
10 Старческий возраст 75 лет - 90 лет для мужчин и женщин
11 Долгожители Старше 90 лет

222                                   Глава VI. Особенностипсихическогоразвитиячеловека


Периодизация Дж. Биррена — исследователя процессов старения

Человека (1964)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...