Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПОЛОРОЛЕВОГО
ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Половое созревание рассматривается как центральный психофизиологический процесс периодов подростничества и юношества. В настоящее время нет недостатка в специальной литерату- 192 Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника ре (по анатомии.и физиологии, сексологии, медицинской психологии семьи и др.). Сроки начала и завершения полового созревания, формы его протекания у мальчиков и девочек, юношей и девушек изменчивы и индивидуальны. Полоролевое поведение зависит от многих факторов: от особенностей физического и гормонального развития, интеллектуального и эмоционального развития, от психосоциальных обстоятельств. По каким же признакам можно судить о поведении подростков и юношей, соответствующем половой роли? Возрастает интерес к противоположному полу, осуществляется специфическая психосексуальная деятельность (мастурбация, сексуальные игры, ухаживание, состязания и поединки у мальчиков, интерес к нарядам и домашнему хозяйству у девочек). Обратим внимание на то, что девочки-подростки устойчиво опережают мальчиков в усвоении половой роли. Эмоциональное состояние довольно сложное: с одной стороны, юноши мечтают о любви, создают образ идеальной возлюбленной без сексуального содержания. С другой стороны, они находятся под мощным прессом исключительного сексуального группового образа. Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические картинки и видеокассеты, повышенный интерес подростков и юношей (и даже младших школьников порой) к вопросам половой жизни пугает и коробит взрослых. Однако следует учитывать, что для ребят, психологически и культурно не подготовленных, это является едва ли не единственным способом «заземления» волнующих их эротических и многих других телесных переживаний, снятия эмоционального и физиологического напряжения групповым смехом. (Заметим, что в «смеховой культуре» взрослых как одной из составляющих социокультурного влияния присутствует немало сексуальных мотивов.) Начало половой жизни и мотивы у школьников разные. Общ и м является отсутствие матримониальных планов и намерений. При разбросе оценочных суждений этой реальности бесспорным можно считать, что, чем младше подросток в момент своей первой половой связи, тем меньше в этой половой связи любви и тем больше случайности, ситуативности. И наконец, важной для учителей и родителей является информация о том, что самая сложная проблема психосексуального развития и полоролевого поведения в подростковом и юношеском возрасте — формирование сексуальной ориентации, т.е. системы эротических предпочтений к определенному полу. Она может развиваться в сторону: § 4. Особенностипсихосексуальногоразвитияиполоролевогоповедения193 • идентификации,котораяприведеткгетеросексуальности (влечение к лицам противоположного пола); • отклонений,ведущихкгомосексуальности(влечениеклицу своего пола), бисексуальности (влечение к лицам обоего пола), транссексуальности (перевоплощение себя в лицо противоположного пола) и даже к сексуальным преступлениям; • амбивалентности,котораятожеприводиткбисексуальности или различным нарушениям полового поведения. По мнению специалистов, сексуальная ориентация не является результатом свободного выбора человека, изменить ее сложно, а иногда практически невозможно. На развитие гармоничного гетеросексуального поведения влияет многое. Перечислим некоторые отрицательные факторы: а) характер отношений родителей с ребенком (слишком близкие отношения, препятствия контакту с ровесниками и взаимоотношениям со сверстниками другого пола и др.); б) личностные особенности (преобладающая интровер-сия, аскетическое поведение, слишком сильная интеллектуализация и возможная идентификация с одним из родителей); в) физические недостатки, отвержение сверстниками и т.д. Все это, подчеркивает известный специалист И.С. Кон, «обязывает учителя быть прежде всего гуманным, помня, что за сексуальными проблемами всегда стоят проблемы человеческие» [15, с. 228]. Эти сложные проблемы не решаются моральными наставлениями о девичьей чести и целомудрии, нравственным ригоризмом (фразами типа: «Нельзя допускать ранних половых связей!»), незамечанием проблем (позиция страуса). Половое просвещение подростков и старшеклассников — это трудное дело, в котором много белых пятен, неясностей, неоднозначности подходов. Но неизменным и обязательным является высокий профессионализм (обратим внимание, например, на то, что обстановка урока даже с нацеленностью на успешное освоение материала, связанного с половым воспитанием школьников, не является благоприятной). Необходима совместная (интеллектуальная, духовная) кропотливая работа, участниками которой являются подростки, старшеклассники, учителя, воспитатели, родители и другие заинтересованные люди, направленная на познание и самопознание себя как личности, своего места в системе отношений, на профессиональное половое просвещение, на оказание помощи осознания учеником того, что только культурно развитый, духовно богатый человек способен пережить яркое чувство любви и вовремя прийти к этому, не оставаясь в душе озлобленным и разочарованным. Заказ№577. 194 Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника Несомненно, что особенности поведения и взаимоотношений школьников в период полового созревания являются важной составляющей вструктуре их психологической готовности к вступлению во взрослую жизнь, т.е. в формировании таких способностей и потребностей, которые позволяют достаточно успешно реализовать себя на гражданском поприще, в трудовой деятельности, в семейной жизни (подробнее см. [2, 15, 34]). Литература 1. АйхорнА.Трудныйподросток/Пер.сангл.М.,2001. 2. БайярдР.,БайярдД.Вашбеспокойныйподросток:Практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. М., 1991. 3. БалашоваИ.Г.Подростокигруппа:особенностисоциализацииподростков в группе сверстников: Метод, рек. Пенза, 1999. 4. БандураА.,УолтереР.Подростковаяагрессия:Изучениевлияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю.Брянцевой, Б. Кра-совского. М., 2000. 5. БашкатовИ.П.Психологиянеформальныхподростково-молодежных групп. М., 2000. 6. Возрастнаяипедагогическаяпсихология:Хрестоматия/Сост. 7. Возрастнаяпсихология:детство,отрочество,юность:Хрестоматия/ Сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. М., 1999. 8. ВолковБ.С.Психологияраннейюности:Учеб.пособие.М.,2001. 9. ВолковБ.С.Психологияподростка:Учеб.пособие.М.,2001.
10. ДжиноттX.Дж.Междуродителемиподростком/Пер.сангл.М., 2000. 11. ДольтоФ.Насторонеподростка.СПб.,1997.
12. Жизненныепроблемыиспособыихразрешенияшкольниками 12-18 лет (Кросс-культурное сравнение: Потсдам - СПб.). СПб., 2000. 13. ЗахаровН.Н.Профессиональнаяориентацияшкольников.М.,1988. 14. КайгородовБ.В.Психологическиеосновыразвитиясамопонимания в юношеском возрасте. Монография. Астрахань, 1999. 15. КонИ.С.Психологияраннейюности:Кн.дляучителя.М.,1989. 16. КонИ.С.ПодростковаясексуальностьнапорогеXXIвека.Социально-педагогический анализ. Дубна, 2001. 17. КондратьевМ.Ю.Подростоквзамкнутомкругеобщения.Воронеж, 1997. 18. АУ/югиисЯ./О.Возрастнаяпсихология.М.,1996. 19. ЛаптенокС.Д.Духовно-нравственныймиручащейсямолодежи: Пособие для педагогов и руководителей школ. Минск, 2001. 20. ЛичкоА.Е.Типыакцентуациихарактераипсихопатийуподростков. М., 1999. .21. Лойтер СМ. Феномен детской субкультуры. Петрозаводск, 1999. 22. Мдивани М.О. Подросток в информационной среде. М., 1999. План-заданиедлясамостоятельнойработы 195 23. Мирдетства:Подросток/Подред.А.Г.Хрипковой.М.,1989. 24. Мирдетства:Юность/Подред.А.Г.Хрипковой.М.,1988. 25. Нашпроблемныйподросток:понятьидоговориться/Подред. Л.А. Регуш. СПб., 2001. 26. НемоеР.С.Психология:Учебник.М.,2001.Кн.2. 27. ОбозовН.Н.Возрастнаяпсихология:юностьизрелость.СПб.,2000. 28. ОбуховаЛ.Ф.Детскаявозрастнаяпсихология.М.,1999. 29. ПавловскийВ.В.Ювентология:проектинтегративнойнаукиомолодежи. М., 2001. 30. ПоливановаК.Н.Психологиявозрастныхкризисов:Учеб.пособие. М., 2000. 31. Психологиявозрастныхкризисов:Хрестоматия/Сост.К.В.Сель-ченок. Минск; М., 2001. 32. Пурич-ПейаковичЙ.,ДуньичД.Й.Самоубийствоподростков/Пер. с серб. Е.Г. Дозорцевой; Под ред. Н.В. Вострокнутова. М., 2000. 33. РайеФилипФ.Психологияподростковогоиюношескоговозраста: Учеб. пособие: Пер. с англ. СПб., 2000. 34. РемшмидтX.Подростковыйиюношескийвозраст:Проблемыстановления личности / Пер. с нем. М., 1994. 35. РождественскаяН.А.Какпонятьподростка:Учеб.пособие.М., 1998. 36. ТулупьеваТ.В.Психологическаязащитаиособенностиличностив период ранней юности. СПб., 2000. 37. ЭриксонЭ.Идентичность:юностьикризис.М.,1996. ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Проведитесамозачетпоовладениюсистемойследующих Акселерация, амбивалентность, вандализм, гражданская зрелость, группа, дружба, идентификация, индивидуальность, интимно-личное общение,инфантилизм, коллектив, конфликт, кризис (отрочества, юности), лидер, личность, любовь, мировоззрение, молодость, общение, поведение, подростковый возраст, половое воспитание, половое созревание, полоролевое поведение, потребность в самоутверждении, профессиограмма, профессиональная ориентация, самовоспитание, самоопределение, самосознание, самооценка, семья, смысл жизни, смысловой барьер, социальная активность, социальная зрелость, склонность, способность, субкультура (молодежная), учебно-профессиональная деятельность, юность. 2. Сучетомспецифическихособенностейпсихическогоразви 196 Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника фессии с целью оказания им возможной адекватной помощи в начале пути, предупреждения ошибок и разочарований. Для выполнения задания используйте комплекс следующих методических процедур: • ОДАнИ (ориентировочно-диагностическая анкета интересов), • ДДО (дифференциально-диагностический опросник),
• О П Г (опросник профессиональной готовности), • «Ваша будущая профессия», • «У входа в науку» (тест на выявление склонности к творчеству). 2.1. ОДАнИ (ориентировочно-диагностическая анкета интересов) ' Цель:выявление познавательных интересов ученика, сферы его предпочтений и отрицаний. Результаты, полученные с ее помощью, нельзя рассматривать как окончательные. Они могут быть отправной точкой на пути поиска профессии. Анкета позволяет выявить л и ш ь область деятельности, для осуществления которой потребуется овладение несколькими специальностями. Материалы:бланк «А» (лист вопросов), бланк «Б» (лист ответов с инструкцией), бланк-дешифратор. БЛАНК«А» |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 243. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |