Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПОЛОРОЛЕВОГО




ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Половое созревание рассматривается как центральный пси­хофизиологический процесс периодов подростничества и юно­шества. В настоящее время нет недостатка в специальной литерату-


192                                     Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника

ре (по анатомии.и физиологии, сексологии, медицинской психо­логии семьи и др.). Сроки начала и завершения полового созрева­ния, формы его протекания у мальчиков и девочек, юношей и девушек изменчивы и индивидуальны. Полоролевое поведение за­висит от многих факторов: от особенностей физического и гормо­нального развития, интеллектуального и эмоционального разви­тия, от психосоциальных обстоятельств. По каким же признакам можно судить о поведении подростков и юношей, соответствую­щем половой роли? Возрастает интерес к противоположному полу, осуществляется специфическая психосексуальная деятельность (мастурбация, сексуальные игры, ухаживание, состязания и по­единки у мальчиков, интерес к нарядам и домашнему хозяйству у девочек). Обратим внимание на то, что девочки-подростки устой­чиво опережают мальчиков в усвоении половой роли. Эмоциональ­ное состояние довольно сложное: с одной стороны, юноши меч­тают о любви, создают образ идеальной возлюбленной без сексу­ального содержания. С другой стороны, они находятся под мощ­ным прессом исключительного сексуального группового образа. Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические кар­тинки и видеокассеты, повышенный интерес подростков и юно­шей (и даже младших школьников порой) к вопросам половой жизни пугает и коробит взрослых. Однако следует учитывать, что для ребят, психологически и культурно не подготовленных, это является едва ли не единственным способом «заземления» волну­ющих их эротических и многих других телесных переживаний, сня­тия эмоционального и физиологического напряжения групповым смехом. (Заметим, что в «смеховой культуре» взрослых как одной из составляющих социокультурного влияния присутствует немало сексуальных мотивов.)

Начало половой жизни и мотивы у школьников разные. Об­щ и м является отсутствие матримониальных планов и намерений. При разбросе оценочных суждений этой реальности бесспорным можно считать, что, чем младше подросток в момент своей пер­вой половой связи, тем меньше в этой половой связи любви и тем больше случайности, ситуативности. И наконец, важной для учи­телей и родителей является информация о том, что самая слож­ная проблема психосексуального развития и полоролевого пове­дения в подростковом и юношеском возрасте — формирование сексуальной ориентации, т.е. системы эротических предпочтений к определенному полу. Она может развиваться в сторону:


§ 4. Особенностипсихосексуальногоразвитияиполоролевогоповедения193

идентификации,котораяприведеткгетеросексуальности (влечение к лицам противоположного пола);

отклонений,ведущихкгомосексуальности(влечениеклицу своего пола), бисексуальности (влечение к лицам обоего пола), транссексуальности (перевоплощение себя в лицо противополож­ного пола) и даже к сексуальным преступлениям;

амбивалентности,котораятожеприводиткбисексуально­сти или различным нарушениям полового поведения.

По мнению специалистов, сексуальная ориентация не явля­ется результатом свободного выбора человека, изменить ее слож­но, а иногда практически невозможно. На развитие гармоничного гетеросексуального поведения влияет многое. Перечислим некото­рые отрицательные факторы: а) характер отношений родителей с ребенком (слишком близкие отношения, препятствия контакту с ровесниками и взаимоотношениям со сверстниками другого пола и др.); б) личностные особенности (преобладающая интровер-сия, аскетическое поведение, слишком сильная интеллектуализа­ция и возможная идентификация с одним из родителей); в) фи­зические недостатки, отвержение сверстниками и т.д. Все это, подчеркивает известный специалист И.С. Кон, «обязывает учите­ля быть прежде всего гуманным, помня, что за сексуальными про­блемами всегда стоят проблемы человеческие» [15, с. 228].

Эти сложные проблемы не решаются моральными наставле­ниями о девичьей чести и целомудрии, нравственным ригориз­мом (фразами типа: «Нельзя допускать ранних половых связей!»), незамечанием проблем (позиция страуса). Половое просвещение подростков и старшеклассников — это трудное дело, в котором много белых пятен, неясностей, неоднозначности подходов. Но неизменным и обязательным является высокий профессионализм (обратим внимание, например, на то, что обстановка урока даже с нацеленностью на успешное освоение материала, связанного с половым воспитанием школьников, не является благоприятной). Необходима совместная (интеллектуальная, духовная) кропотли­вая работа, участниками которой являются подростки, старше­классники, учителя, воспитатели, родители и другие заинтересо­ванные люди, направленная на познание и самопознание себя как личности, своего места в системе отношений, на профессио­нальное половое просвещение, на оказание помощи осознания учеником того, что только культурно развитый, духовно богатый человек способен пережить яркое чувство любви и вовремя прий­ти к этому, не оставаясь в душе озлобленным и разочарованным.



Заказ№577.


194                                     Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника

Несомненно, что особенности поведения и взаимоотношений школьников в период полового созревания являются важной со­ставляющей вструктуре их психологической готовности к вступ­лению во взрослую жизнь, т.е. в формировании таких способнос­тей и потребностей, которые позволяют достаточно успешно реа­лизовать себя на гражданском поприще, в трудовой деятельнос­ти, в семейной жизни (подробнее см. [2, 15, 34]).


Литература

1. АйхорнА.Трудныйподросток/Пер.сангл.М.,2001.

2. БайярдР.,БайярдД.Вашбеспокойныйподросток:Практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. М., 1991.

3. БалашоваИ.Г.Подростокигруппа:особенностисоциализациипод­ростков в группе сверстников: Метод, рек. Пенза, 1999.

4. БандураА.,УолтереР.Подростковаяагрессия:Изучениевлияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю.Брянцевой, Б. Кра-совского. М., 2000.

5. БашкатовИ.П.Психологиянеформальныхподростково-молодеж­ных групп. М., 2000.

6. Возрастнаяипедагогическаяпсихология:Хрестоматия/Сост.
И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999.

7. Возрастнаяпсихология:детство,отрочество,юность:Хрестоматия/ Сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. М., 1999.

8. ВолковБ.С.Психологияраннейюности:Учеб.пособие.М.,2001.

9. ВолковБ.С.Психологияподростка:Учеб.пособие.М.,2001.

 

10. ДжиноттX.Дж.Междуродителемиподростком/Пер.сангл.М., 2000.

11. ДольтоФ.Насторонеподростка.СПб.,1997.

 

12. Жизненныепроблемыиспособыихразрешенияшкольниками 12-18 лет (Кросс-культурное сравнение: Потсдам - СПб.). СПб., 2000.

13. ЗахаровН.Н.Профессиональнаяориентацияшкольников.М.,1988.

14. КайгородовБ.В.Психологическиеосновыразвитиясамопонима­ния в юношеском возрасте. Монография. Астрахань, 1999.

15. КонИ.С.Психологияраннейюности:Кн.дляучителя.М.,1989.

16. КонИ.С.ПодростковаясексуальностьнапорогеXXIвека.Соци­ально-педагогический анализ. Дубна, 2001.

17. КондратьевМ.Ю.Подростоквзамкнутомкругеобщения.Воро­неж, 1997.

18. АУ/югиисЯ./О.Возрастнаяпсихология.М.,1996.

19. ЛаптенокС.Д.Духовно-нравственныймиручащейсямолодежи: Пособие для педагогов и руководителей школ. Минск, 2001.

20. ЛичкоА.Е.Типыакцентуациихарактераипсихопатийуподрост­ков. М., 1999.

.21. Лойтер СМ. Феномен детской субкультуры. Петрозаводск, 1999. 22. Мдивани М.О. Подросток в информационной среде. М., 1999.




План-заданиедлясамостоятельнойработы


195


23. Мирдетства:Подросток/Подред.А.Г.Хрипковой.М.,1989.

24. Мирдетства:Юность/Подред.А.Г.Хрипковой.М.,1988.

25. Нашпроблемныйподросток:понятьидоговориться/Подред. Л.А. Регуш. СПб., 2001.

26. НемоеР.С.Психология:Учебник.М.,2001.Кн.2.

27. ОбозовН.Н.Возрастнаяпсихология:юностьизрелость.СПб.,2000.

28. ОбуховаЛ.Ф.Детскаявозрастнаяпсихология.М.,1999.

29. ПавловскийВ.В.Ювентология:проектинтегративнойнаукиомо­лодежи. М., 2001.

30. ПоливановаК.Н.Психологиявозрастныхкризисов:Учеб.пособие. М., 2000.

31. Психологиявозрастныхкризисов:Хрестоматия/Сост.К.В.Сель-ченок. Минск; М., 2001.

32. Пурич-ПейаковичЙ.,ДуньичД.Й.Самоубийствоподростков/Пер. с серб. Е.Г. Дозорцевой; Под ред. Н.В. Вострокнутова. М., 2000.

33. РайеФилипФ.Психологияподростковогоиюношескоговозраста: Учеб. пособие: Пер. с англ. СПб., 2000.

34. РемшмидтX.Подростковыйиюношескийвозраст:Проблемыста­новления личности / Пер. с нем. М., 1994.

35. РождественскаяН.А.Какпонятьподростка:Учеб.пособие.М., 1998.

36. ТулупьеваТ.В.Психологическаязащитаиособенностиличностив период ранней юности. СПб., 2000.

37. ЭриксонЭ.Идентичность:юностьикризис.М.,1996.



ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Проведитесамозачетпоовладениюсистемойследующих
психологических понятий (см. гл. I, план-задание, п.1).

Акселерация, амбивалентность, вандализм, гражданская зрелость, группа, дружба, идентификация, индивидуальность, интимно-лич­ное общение,инфантилизм, коллектив, конфликт, кризис (отроче­ства, юности), лидер, личность, любовь, мировоззрение, молодость, общение, поведение, подростковый возраст, половое воспитание, по­ловое созревание, полоролевое поведение, потребность в самоутвер­ждении, профессиограмма, профессиональная ориентация, самовос­питание, самоопределение, самосознание, самооценка, семья, смысл жизни, смысловой барьер, социальная активность, социальная зре­лость, склонность, способность, субкультура (молодежная), учебно-профессиональная  деятельность,   юность.

2. Сучетомспецифическихособенностейпсихическогоразви­
тия и формирования личности в подростковом и юношеском воз­
расте, а также актуальности этой проблемы проведите экспери­
мент по изучению интересов, способностей, склонностей, лич­
ностных качеств учащихся, их готовности к выбору будущей про-


196                                     Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника

фессии с целью оказания им возможной адекватной помощи в начале пути, предупреждения ошибок и разочарований. Для вы­полнения задания используйте комплекс следующих методичес­ких процедур:

• ОДАнИ (ориентировочно-диагностическая анкета интере­сов),

• ДДО (дифференциально-диагностический опросник),

 

• О П Г (опросник профессиональной готовности),

• «Ваша будущая профессия»,

• «У входа в науку» (тест на выявление склонности к творче­ству).

2.1. ОДАнИ (ориентировочно-диагностическая анкета интересов) '

Цель:выявление познавательных интересов ученика, сферы его предпочтений и отрицаний. Результаты, полученные с ее по­мощью, нельзя рассматривать как окончательные. Они могут быть отправной точкой на пути поиска профессии. Анкета позволяет выявить л и ш ь область деятельности, для осуществления которой потребуется овладение несколькими специальностями.

Материалы:бланк «А» (лист вопросов), бланк «Б» (лист отве­тов с инструкцией), бланк-дешифратор.







БЛАНК«А»










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...