Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника





 


15а.Составлятьточныеопи-ИЛИ 156.сания-отчеты о наблюде­ниях, событиях, измеря­емых объектах и др.

16а.  Делать лабораторные         или 166.

анализы в больнице

17а. Красить или                          или 176.

расписывать стены помещений, поверхность изделий

18а.  Организовывать культ-  или 186.походы сверстников или малышей (в театры, музеи)

19а. Изготовлять по                    или 196.

чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

20а.  Вести борьбу с                    или 206.

болезнями растений, вредителями леса, сада


Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов

Играть на сцене, принимать участие в концертах

Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

Работать на клавишных ма­шинах (пишущей, наборной), телетайпе и т.д.


 


Листответов '






Фамилия, имя, отчество

Школа

Дата



Класс


 

16 26 За
36 46 56
  66  
  76   86
    96  
10а     106  
Па 116 12а 126 13а
136 14а 146 15а 156
16а   166   17а
  176 18а   186
  19а   196  
20а     206  
П T Ч 3 X

План-заданиедлясамостоятельнойработы                                                          203

Школьникам надо объяснить, что номера и буквенные обо­значения в клетках листа ответов соответствуют номерам обозна­чения вопросов. Поэтому ответить на вопрос — значит поставить плюс («да») или минус («нет») в той или иной клетке листа отве­тов. Требуется ответить на каждый вопрос и каждый раз из двух предлагаемых возможностей («а» или «б») одну (предпочитаемую) отмечать плюсом, другую (отвергаемую) — минусом.

Обработка листа ответов состоит в следующем. Ученики сами по вашей просьбе подсчитывают количество плюсов отдельно в каждом из пяти вертикальных столбцов и проставляют соответ­ствующие суммы в нижних клетках листа.

Вопросы подобраны и сгруппированы таким образом: в пер­вом столбце они относятся к профессии типа «человек—природа» (условно обозначается П), во втором — «человек—техника» (Т), в третьем — «человек—человек» (Ч), в четвертом — «человек—знако­вая система» (3), в пятом — «человек—художественный образ» (X).

Максимальные суммы в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно, и склонностей к тем или иным областям деятельности.

Дополнительную информацию дает следующая таблица.



Типыпрофессийисоответствующиеимсклонностиучащихся

 

№ п/п Главный ведущий предмет труда Примеры отдельных профессий Название типов профессий Склонности учащихся
1 Живые орга­низмы, био­логические, микробиоло­гические процессы Полевод, животновод, зоотехник, ветеринар­ный врач, агроном «Человек -природа» Инициативные занятия на станциях юных нату­ралистов при зоопарках, в кружках, любовь к лабораторно-практичес-ким работам по биоло­гии, работа на пришколь­ном участке, огороде, в саду, уход за животны­ми, сбор гербария, кол­лекций и т.п.
2 Технические системы предмета (технические и неживые материалы, энергия) Слесарь, монтажник конструкций, токарь, радиомеха­ник, инженер-технолог «Человек -техника» Любовь к лабораторно-практическим работам по физике, химии, электро­технике, к урокам труда, участие в занятиях техни­ческих кружков модели­рования, ремонте быто­вой техники и др.

204




Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника


 

3 Люди, Официант, «Человек - Нравится шефская вос-
  коллективы, продавец, человек» питательная работа с
  группы медсестра, преподава­тель, воспитатель, инженер, организатор   младшими школьниками, выполнение обществен­но-организационной ра­боты среди сверстников, занятия с малышами (до­ма, во дворе, в детском саду). На уроках литера­туры и истории любит анализировать образы литературных героев, исторических личностей, поведение окружающих
4 Условные Наборщик, «Человек - Любит выполнять вы-
  знаки, коды, корректор, знаковая числения, подсчеты, чер-
  естественные стенографист- система» тежи, схемы, карты, гра-
  или ка-машинист-   фики, решать примеры,
  искусственные ка, бухгалтер,   задачи, вести картотеки,
  языки программист, экономист, ученый-теоретик   систематизировать раз­личные сведения, вести дневник наблюдений и т.п.
5 Художествен- Маляр, копи- «Человек - Любит выполнять зада-
  ные образы ровщик ри- художест- ния на уроках рисования,
    сунков, ху- венный в изостудиях. Охотно
    дожник-офор- образ» оформляет класс, школу,
    митель, музы-   самостоятельно или на
    кант-испол-   занятиях в спецшколе
    нитель, ком-   рисует, лепит, занима-
    позитор, пи-   ется музыкой и др.
    сатель, живо-    
    писец    

2.3. ОПГ (опросник профессиональной готовности)1

Цель: определение склонностей и интересов личности.

Инструкция: внимательно прочитайте вопрос, на него вы долж­ны дать 3 ответа.

В ответе 1 показываете, насколько хорошо умеете делать то, что написано.

В ответе 2 выражаете свое отношение к этому действию, по­ступку (нравится, хочется, интересно это, нет).

1 См.: Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994. С. 150-154.


План-заданиедлясамостоятельнойработы                                                          205

В ответе 3 оцениваете, насколько бы вам хотелось выполнять это действие в вашей будущей профессии.

 

1. Умеет делать

2. Эмоции, отношения

3. Выполнять

действие в начале

работы

а

У меня хорошо получается — 2 Средне — 1 Плохо — 0

б

Мне нравится, хочется

делать — 2

Все равно — 1

Нет четко выраженного

отношения, не хочется — 0

в

Хотел бы делать — 2 Все равно — 1 Не хотел бы ни за что — 0

1

2

3

4

5

а б в а б в а б в а б в а б в
1     2     3     4     5    
6     7     8     9     10

всего 50

«человек -знаковая система»

«человек -техника»

«человек -природа»

«человек -художествен­ный образ»

«человек -человек»

Свои ответы оцените в баллах от 0 до 2. Ваши ответы занесите в таблицу ответов: номер клетки соответствует номеру вопроса в одной и той же клетке под а, б, в.

Если что-то не делали, то поставьте «—». Если в вопросе не­сколько действий, а вы умеете делать что-то хорошо, то оценива­ете только это действие.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова: часто, легко, систематически, сразу. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов. Каждому читать самому!

«Человек — знаковая система»:вопрос 1, 6, 11 — гуманитар­ная работа с текстовой информацией;

сфера 16-21 — иностранная литература;

техническая сфера 26, 31, 36, 41 — профессиональная об­ласть, где основное — математические схемы, формулы, графики;

46 — любая знаковая информация, общая профессиональная пригодность.

«Человек — техника»:2, 7, 12 — умение и интерес к физичес­ким, химическим процессам;

17, 22, 27 — ручная умелость в технической области, знание техники;

32, 37, 42, 46 — общие способности для этой сферы.


206                                      Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника

«Человек — природа»:3, 8, 13, 18 — работа с растительными организмами;

23, 28, 33, 38 — животные организмы;

43, 48—общиекачества.

«Человек — художественный образ»:4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39 — специальные творческие способности, относящиеся к различным сферам творчества;

44, 49—общиекачествадляэтойсферы.

«Человек — человек»:все вопросы, где отражены качества, необходимые во многих профессиях этой сферы.




Вопросы

1. Систематизироватьтекстовойматериал(делатьвырезкииз к н и г и и т.п.).

2. Выполнятьпрактическиезаданияналабораторныхработах по физике (составлять и собирать схемы, разбираться в приборах и др.).

3. Длительноевремя(болееодногогода)самостоятельновы­ращивать какие-либо растения дома, в кружке.

4. Сочинятьстихи,рассказы,заметки,писатьинтересныесо­чинения на свободную тему.

5. Управлятьсвоимиэмоциями,настроением,поведением(не показывать плохого настроения, не отвечать грубостью).

6. Выделятьизтекстаосновныеположенияипредставлятьихв виде логически связанного краткого конспекта, плана, нового текста.

 

7. Решатьзадачипофизике,разбиратьсявфизическихпро­цессах и закономерностях.

8. Вестирегулярноенаблюдениезаразвивающимисярастени­ями.

9. Мастеритьсвоимирукамикрасивыеизделия.

 

10. Спокойно,терпеливообъяснятькому-либо,чтоонхочетзнать.

11. Вработахпорусскомуязыкубыстроилегконаходитьошибки.

12. Разбиратьсявхимическихпроцессах,решатьзадачипо
химии.

13. Знатьназваниярастений,свободноотличатьоднорастение
от другого.

14. Создаватьразныепроизведенияизобразительногоискусства.
. 15. Много и часто общаться с различными людьми.

16. Запоминать иностранные слова, фразы.


План-заданиедлясамостоятельнойработы                                                          207

17. Отлаживатьмеханизмы,ремонтироватьэлектроприборы.

18. Терпеливо,планомерновыполнятьвсеработы,обеспечи­вающие рост и развитие растений.

19. Сочинятьмузыку,песни.

20. Внимательно,неперебивая,выслушиватьлюдей.

21. Безтрудностейработатьсиностраннымтекстом.

22. Налаживатьичинитьэлектроннуюаппаратуру.

23. Самостоятельновыращиватьживотное.

24. Разыгрыватьроли,декламироватьпрозу.

25. Легкоувлекатьигрой,деломдетеймладшеговозраста.

 

26. Сравнительнолегкозапоминатьформулы,законы,циф­ровую информацию.

27. Чинить,отлаживатьпредметыбыта.

28. Ухаживатьбезнапоминаниязаживотным(кормить,ле­чить, обучать).

29. Критическиоцениватьпроизведенияискусства,всегдачув­ствовать, что сделано талантливо.

30. Организовыватьлюдейнадела,мероприятия.

31. Выполнятьзаданияпоматематике.

32. Выполнятьработу,требующуюхорошейкоординациидви­жений и ловкости рук.

33. Сразузамечатьизменениявповадкахвыращиваемогожи­вотного.

34. Игратьнамузыкальныхинструментах,исполнятьпесни, танцевать.

35. Выполнятьработу,требующуюконтактовсомножеством разных людей.

36. Строитьтаблицы,сравниватьцифровыепоказатели.

37. Конструироватьмодели.

38. Хорошоразбиратьсявпородахживотных,знатьихповадки.

39. Создаватьновые,оригинальныемоделиодежды,причес­ки, украшения.

40. Влиятьналюдей,управлятьими.

41. Работатьскартами,составлятьчертежи,графики.

42. Решатьголоволомки,представлятьрасположениепредме­тов или фигур в пространстве.

 

43. Направленно(анеслучайно)познаватьмирприродыиз журналов, книг.

44. Быстрееичащедругихзамечатьвобычномнеобычное, удивительное.


208                                       Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника

45. Легковступатьвразговор,находитьинтереснуютему.

46. Аккуратновыполнять«бумажную»работу:писать,вычис­лять и т.д.

47. Выбиратьнаиболеерациональныйспособрешениязадачи.

48. Выращиватьрастенияилиживотное,необращаявнима­
ния на физические неудобства.

49. Настойчивоработать,добиваясьсовершенствавкакой-либо сфере творчества.

50. Входитьвположениедругогочеловека,оказыватьемупо­сильную помощь.

2.4. «Ваша будущая профессия»'

Инструкция:вам предлагается перечень предложений, харак­теризующих работу по вашей будущей профессии. Выберите один из вариантов окончания предложений, который подходит вашему мнению, и отметьте в бланке ответов нижеследующей таблицы.

Материалы:анкета «Ваша будущая профессия», таблица про­тиворечивых связей.







Таблица противоречивых связей

 

Номер вопроса а б в г
1        
2        
3        
4        
5        
6        
7        
8        
9        
10        
11        
12        
13        
14        
15        
16        
17        

См.: Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. С. 154-159.



План-заданиедлясамостоятельнойработы


209


1а - 13в

1б - 13а, 4в, 6а, 13г

1в — 2а, 9а, 1 Зг, 16а,г, 17в

1г — 2а, 1 Зг, 16г, 17в

2а - Зв,г, 4г, 5г, 7г, 8г, 106,в,г, 11в,г, 12в,г

2б - 9г, И г , 13в,г, 15г, 16в, 176

2в — 136,г, 16а,г, 17а,в

2г - 1 Зг, 16а,г, 17а,в

За — 4г, 6г, 136,в

36 - 13г

Зв - 1 Зг, 17а,в

Зг - 13г, 17а,в

4а - 5г, 8г, 11г, 12г, 13а

46 - 5в,г, 8г, 11в,г, 12г, 13а,г

4в - 5г, 6а,г, 7г, 8г, 9в, 10а, 11а,в, 12а,б, 13а,б,в, 14а, 15а, 16в

4г - 12г

5а — 10а, 126,г, 13а,б

56 - 10а, 13а,б

5в - 10а

5г - 6а,г, 10а, 116, 1 Зг, 14а, 15а, 16а,г

6а — 8г, 12г, 13а,в

66 - 12г, 13а

6в — 7г, 8а,б,г, 106, 11 в, 12в,г, 13а,б

6г — 8а, 11а,в, 12а,в,г, 13а

7г — 1 Зг, 15а, 16а,г

8а - 9а 8в - 13г

8г - 10а, 11б,в, 13г, 14а, 15а, 16а,г

9а — 11в,г, 12в, 1 Зв

10а - П а , 12г, 13а,б, 15б,в,г

106 - 13г, 15а, 16а,г

10в - 11в,г, 12в,г, 13а,б,г

10г - 11б,в, 12в,г, 13г

11а — 12в, 13а,б,в

11б - 12а, 13а

11 в — 13г, 15а, 16а,г

11г - 13г, 14а, 15а, 16г

12б - 13г, 16в

12в — 1 Зг, 15а, 16а,г

12г - 1 Зг, 14а, 15а, 16а,г

13а - 14а, 15а, 16а,г

136 - 14а, 15а, 16а,г


210










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...