Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника
15а.Составлятьточныеопи-ИЛИ 156.сания-отчеты о наблюдениях, событиях, измеряемых объектах и др. 16а. Делать лабораторные или 166. анализы в больнице 17а. Красить или или 176. расписывать стены помещений, поверхность изделий 18а. Организовывать культ- или 186.походы сверстников или малышей (в театры, музеи) 19а. Изготовлять по или 196. чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 20а. Вести борьбу с или 206. болезнями растений, вредителями леса, сада Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые) Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов Играть на сцене, принимать участие в концертах Заниматься черчением, копировать чертежи, карты Работать на клавишных машинах (пишущей, наборной), телетайпе и т.д.
Листответов ' Фамилия, имя, отчество Школа Дата Класс
План-заданиедлясамостоятельнойработы 203 Школьникам надо объяснить, что номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам обозначения вопросов. Поэтому ответить на вопрос — значит поставить плюс («да») или минус («нет») в той или иной клетке листа ответов. Требуется ответить на каждый вопрос и каждый раз из двух предлагаемых возможностей («а» или «б») одну (предпочитаемую) отмечать плюсом, другую (отвергаемую) — минусом. Обработка листа ответов состоит в следующем. Ученики сами по вашей просьбе подсчитывают количество плюсов отдельно в каждом из пяти вертикальных столбцов и проставляют соответствующие суммы в нижних клетках листа. Вопросы подобраны и сгруппированы таким образом: в первом столбце они относятся к профессии типа «человек—природа» (условно обозначается П), во втором — «человек—техника» (Т), в третьем — «человек—человек» (Ч), в четвертом — «человек—знаковая система» (3), в пятом — «человек—художественный образ» (X). Максимальные суммы в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно, и склонностей к тем или иным областям деятельности. Дополнительную информацию дает следующая таблица. Типыпрофессийисоответствующиеимсклонностиучащихся
204 Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника
2.3. ОПГ (опросник профессиональной готовности)1 Цель: определение склонностей и интересов личности. Инструкция: внимательно прочитайте вопрос, на него вы должны дать 3 ответа. В ответе 1 показываете, насколько хорошо умеете делать то, что написано. В ответе 2 выражаете свое отношение к этому действию, поступку (нравится, хочется, интересно это, нет). •1 См.: Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994. С. 150-154. План-заданиедлясамостоятельнойработы 205 В ответе 3 оцениваете, насколько бы вам хотелось выполнять это действие в вашей будущей профессии.
Свои ответы оцените в баллах от 0 до 2. Ваши ответы занесите в таблицу ответов: номер клетки соответствует номеру вопроса в одной и той же клетке под а, б, в. Если что-то не делали, то поставьте «—». Если в вопросе несколько действий, а вы умеете делать что-то хорошо, то оцениваете только это действие. Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова: часто, легко, систематически, сразу. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов. Каждому читать самому! «Человек — знаковая система»:вопрос 1, 6, 11 — гуманитарная работа с текстовой информацией; сфера 16-21 — иностранная литература; техническая сфера 26, 31, 36, 41 — профессиональная область, где основное — математические схемы, формулы, графики; 46 — любая знаковая информация, общая профессиональная пригодность. «Человек — техника»:2, 7, 12 — умение и интерес к физическим, химическим процессам; 17, 22, 27 — ручная умелость в технической области, знание техники; 32, 37, 42, 46 — общие способности для этой сферы. 206 Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника «Человек — природа»:3, 8, 13, 18 — работа с растительными организмами; 23, 28, 33, 38 — животные организмы; 43, 48—общиекачества. «Человек — художественный образ»:4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39 — специальные творческие способности, относящиеся к различным сферам творчества; 44, 49—общиекачествадляэтойсферы. «Человек — человек»:все вопросы, где отражены качества, необходимые во многих профессиях этой сферы. Вопросы 1. Систематизироватьтекстовойматериал(делатьвырезкииз к н и г и и т.п.). 2. Выполнятьпрактическиезаданияналабораторныхработах по физике (составлять и собирать схемы, разбираться в приборах и др.). 3. Длительноевремя(болееодногогода)самостоятельновыращивать какие-либо растения дома, в кружке. 4. Сочинятьстихи,рассказы,заметки,писатьинтересныесочинения на свободную тему. 5. Управлятьсвоимиэмоциями,настроением,поведением(не показывать плохого настроения, не отвечать грубостью). 6. Выделятьизтекстаосновныеположенияипредставлятьихв виде логически связанного краткого конспекта, плана, нового текста.
7. Решатьзадачипофизике,разбиратьсявфизическихпроцессах и закономерностях. 8. Вестирегулярноенаблюдениезаразвивающимисярастениями. 9. Мастеритьсвоимирукамикрасивыеизделия.
10. Спокойно,терпеливообъяснятькому-либо,чтоонхочетзнать. 11. Вработахпорусскомуязыкубыстроилегконаходитьошибки. 12. Разбиратьсявхимическихпроцессах,решатьзадачипо 13. Знатьназваниярастений,свободноотличатьоднорастение 14. Создаватьразныепроизведенияизобразительногоискусства. 16. Запоминать иностранные слова, фразы. План-заданиедлясамостоятельнойработы 207 17. Отлаживатьмеханизмы,ремонтироватьэлектроприборы. 18. Терпеливо,планомерновыполнятьвсеработы,обеспечивающие рост и развитие растений. 19. Сочинятьмузыку,песни. 20. Внимательно,неперебивая,выслушиватьлюдей. 21. Безтрудностейработатьсиностраннымтекстом. 22. Налаживатьичинитьэлектроннуюаппаратуру. 23. Самостоятельновыращиватьживотное. 24. Разыгрыватьроли,декламироватьпрозу. 25. Легкоувлекатьигрой,деломдетеймладшеговозраста.
26. Сравнительнолегкозапоминатьформулы,законы,цифровую информацию. 27. Чинить,отлаживатьпредметыбыта. 28. Ухаживатьбезнапоминаниязаживотным(кормить,лечить, обучать). 29. Критическиоцениватьпроизведенияискусства,всегдачувствовать, что сделано талантливо. 30. Организовыватьлюдейнадела,мероприятия. 31. Выполнятьзаданияпоматематике. 32. Выполнятьработу,требующуюхорошейкоординациидвижений и ловкости рук. 33. Сразузамечатьизменениявповадкахвыращиваемогоживотного. 34. Игратьнамузыкальныхинструментах,исполнятьпесни, танцевать. 35. Выполнятьработу,требующуюконтактовсомножеством разных людей. 36. Строитьтаблицы,сравниватьцифровыепоказатели. 37. Конструироватьмодели. 38. Хорошоразбиратьсявпородахживотных,знатьихповадки. 39. Создаватьновые,оригинальныемоделиодежды,прически, украшения. 40. Влиятьналюдей,управлятьими. 41. Работатьскартами,составлятьчертежи,графики. 42. Решатьголоволомки,представлятьрасположениепредметов или фигур в пространстве.
43. Направленно(анеслучайно)познаватьмирприродыиз журналов, книг. 44. Быстрееичащедругихзамечатьвобычномнеобычное, удивительное. 208 Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника 45. Легковступатьвразговор,находитьинтереснуютему. 46. Аккуратновыполнять«бумажную»работу:писать,вычислять и т.д. 47. Выбиратьнаиболеерациональныйспособрешениязадачи. 48. Выращиватьрастенияилиживотное,необращаявнима 49. Настойчивоработать,добиваясьсовершенствавкакой-либо сфере творчества. 50. Входитьвположениедругогочеловека,оказыватьемупосильную помощь. 2.4. «Ваша будущая профессия»' Инструкция:вам предлагается перечень предложений, характеризующих работу по вашей будущей профессии. Выберите один из вариантов окончания предложений, который подходит вашему мнению, и отметьте в бланке ответов нижеследующей таблицы. Материалы:анкета «Ваша будущая профессия», таблица противоречивых связей. Таблица противоречивых связей
См.: Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. С. 154-159. План-заданиедлясамостоятельнойработы 209 1а - 13в 1б - 13а, 4в, 6а, 13г 1в — 2а, 9а, 1 Зг, 16а,г, 17в 1г — 2а, 1 Зг, 16г, 17в 2а - Зв,г, 4г, 5г, 7г, 8г, 106,в,г, 11в,г, 12в,г 2б - 9г, И г , 13в,г, 15г, 16в, 176 2в — 136,г, 16а,г, 17а,в 2г - 1 Зг, 16а,г, 17а,в За — 4г, 6г, 136,в 36 - 13г Зв - 1 Зг, 17а,в Зг - 13г, 17а,в 4а - 5г, 8г, 11г, 12г, 13а 46 - 5в,г, 8г, 11в,г, 12г, 13а,г 4в - 5г, 6а,г, 7г, 8г, 9в, 10а, 11а,в, 12а,б, 13а,б,в, 14а, 15а, 16в 4г - 12г 5а — 10а, 126,г, 13а,б 56 - 10а, 13а,б 5в - 10а 5г - 6а,г, 10а, 116, 1 Зг, 14а, 15а, 16а,г 6а — 8г, 12г, 13а,в 66 - 12г, 13а 6в — 7г, 8а,б,г, 106, 11 в, 12в,г, 13а,б 6г — 8а, 11а,в, 12а,в,г, 13а 7г — 1 Зг, 15а, 16а,г 8а - 9а 8в - 13г 8г - 10а, 11б,в, 13г, 14а, 15а, 16а,г 9а — 11в,г, 12в, 1 Зв 10а - П а , 12г, 13а,б, 15б,в,г 106 - 13г, 15а, 16а,г 10в - 11в,г, 12в,г, 13а,б,г 10г - 11б,в, 12в,г, 13г 11а — 12в, 13а,б,в 11б - 12а, 13а 11 в — 13г, 15а, 16а,г 11г - 13г, 14а, 15а, 16г 12б - 13г, 16в 12в — 1 Зг, 15а, 16а,г 12г - 1 Зг, 14а, 15а, 16а,г 13а - 14а, 15а, 16а,г 136 - 14а, 15а, 16а,г 210 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 261. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |