Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника





13в - 15а, 16а,г, 17а,в

13г - 156,в,г, 166,в, 176,г

146 - 15а, 16а,г

14в - 15а, 16а,г

14г - 15а, 16а,г

15а - 16б,в

156 - 16а,г

15в - 16а,г, 17а

15г - 16а,г, 17а

16а - 17б,г

16г - 176


Анкета «Ваша будущая профессия»

1. Мнехотелосьбыработать...
а — в помещении;
б — на открытом воздухе;

в — в необычных условиях (в горах, лесу, на море, подземлей ...); г - с чередованием условий.

2. Япредпочитал(а)бы,чтобырежимрабочегоднябыл...
а — четким, систематическим (начало и конец работы не
менялся);

б — посменным (то утро, то вечер);

в — свободным, гибким (начало и конец определяются работником);

г — ненормированным (внезапные вызовы, ночные де­журства ...).

3. Мнеудобнееработать... а — сидя (за столом, пультом и др.); б - стоя (у станка, за прилавком и т.д.); в — в разъездах; г — чередуя постоянное место работы с разъездами.

4.Мнехотелосьбы,чтобыработабыласвязанас... а - простейшими механизмами, ручными операциями; б — с машинами и механизмами с ручным управлением; в — автоматическим и автоматизированным оборудованием; г — функциональными орудиями (речь, средства воздей­ствия на эмоции человека, функциональные возможнос­ти организма).

5.Мнехотелосьбывсюработувыполнять... а — в одиночку;


План-заданиедлясамостоятельнойработы                                                          211

б — самостоятельно, но чтобы вокруг были люди; в — в коллективе, совместно с другими; г — с людьми, общаясь и управляя ими.

6. Мнебольшенравитсяработа,вкоторойнеобходимы...

а — точные, мелкие движения; б - координация движений; в - быстрота движений; г - большая сила.

7.Вмоейбудущейработеважны...

а — устойчивость внимания;

б — наблюдательность;

в — память на числа, даты, события;

г — воображение.

8. Успехвмоейбудущейработезависитот...

а — технической сообразительности, оперативного техни­ческого мышления;

б — способности мысленно представить невидимые про­цессы, предметы и их соотношение; в — самоконтроля и самообладания;

г — эмоциональности, умения входить в контакт с други­ми людьми.

9. Будущуюработумнехотелосьбывыполнять...

а - по заданному плану;

б — по плану, но получать в процессе новую информацию;

в — по плану, но иметь возможность изменить его;

г — оперативно, когда работа ставит все новые задачи,

проблемы.

10. Всвоейработелучшеотвечать...

а — только за себя, за выполнение своего задания; б - за выполнение задания группы; в - за работу механизмов, технику безопасности; г - общественные, материальные ценности.

11. Мненравитсяработа,вкоторойнужно...

а — распознавать, определять свойства предметов, их ка­чества;

б - преобразовывать, обрабатывать предметы; в — изображать, придумывать новые образцы продукции; г — оказывать влияние на других людей. 12 Мне нравится ...

а - оценивать продукцию, разбираться в свойствах объек­тов;


212                                      Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника

б — обслуживать людей;

в —  находить как новые варианты решения задач, так и

новые результаты;

г — организовывать новые процессы, деятельность.

13. Мнехотелосьбы,чтобымоябудущаяпрофессиябыласвя­
зана с ...

а - руководством людьми, трудовыми коллективами;

б — воспитанием и обучением людей;

в — преодолением стихийных сил природы;

г — комфортным, спокойным положением.

14. Мнехотелосьбы,чтобырезультатыбудущейработыбыли...

а — малозаметны, известны только узкому кругу специа­листов;

б - известны коллективу, широкому кругу специалистов; в - известны всей стране, широко освещались прессой; г - всемирно признаны.

15. Мнехотелосьбы,чтобыотрезультатовмоейработы...

а - зависела в основном только моя зарплата; б — непосредственно зависело выполнение производствен­ного задания цеха, группы; в - зависела бы жизнь и здоровье людей; г - зависел бы мир на Земле.

16. Послеокончанияработы...

а - хотел бы отключиться от нее, заниматься своими де­лами;

б - интересно было бы продолжать думать о ней и дома; в - ни о чем другом и не думал бы, продолжал бы ею заниматься; г - и не вспоминал бы о работе до следующего дня.

17. Хотелбы,чтобыработабыла...

а — рядом с домом;

б - интересная, а далеко или близко от дома - неважно;

в - не связанная с командировками;

г - подальше от дома. Чем больше.совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем в меньшей степени старшеклассник готов к выбору профес­сии, имеет весьма противоречивое представление о работе, свя­занной с предполагаемой профессией. В этом случае предстоит се­рьезная профориентационная, профконсультационная работа для его самоопределения в выборе будущей профессии.


План-заданиедлясамостоятельнойработы                                                          213

Чем меньше совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем более четкое представление у школьника о работе по предпо­лагаемой профессии. Наиболее оптимальный вариант — отсутствие совпадений в «Таблице противоречивых связей».

2.5. «У входа в науку» (тест на выявление склонности к творчеству)'

После ориентации школьников в мире профессий, после оп­ределения предпочитаемого типа профессий целесообразно поду­мать о необходимых качествах, которые понадобятся в будущем. Литературы по этим проблемам выпущено много, в том числе и пятитомная энциклопедия «Мир профессий». В завершающей ме­тодике предлагаем материал, который может помочь тем, кто со­бирается заняться исследовательской, научной деятельностью. Профессия эта, относящаяся к типу «человек — знаковая систе­ма», — не самая распространенная и не самая доступная. Согласно одной из гипотез, в наше время наукой могут заниматься не бо­лее 6 - 8 % населения. Успешно сданные когда-то экзамены всего-навсего (зачастую) подтверждают умение выучить математику и в нужный момент вспомнить необходимое (что, впрочем, тоже по­лезно). Чтобы избежать ошибки, можно попытаться разобраться с помощью предлагаемого далее теста в наличии или отсутствии склонности к творчеству.

Качества                                    Степень выраженности


1


А

2













В                  С

3                   4



I. Любопытство

Да      Нет             Иногда

1. Менявсеинтересуетспервого                   Да       Нет         Смотряпо взгляда                                                                                        обстоятельствам

2. Уменяестьинтересыпомимо основного занятия

3. Всвободноевремяуменятожеесть

серьезные дела (общественная работа,                                  Нет Время от времени

. Да

спорт и т.п.)

Да       Нет            Иногда

4. Ястараюсьрасширитьтуобласть,
которой занимаюсь

Некоторые темы меня интересуют

5. Я всегда хочу знать больше обо             Да       Нет

всем

1См.: Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе: Книга для уча­щихся. М.,1991. С. 55-61.


214





Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника


1

6. Ясудовольствиемсобираю материалы и информацию

7. Читатьдляменя...


II.

1. Когдаяберусьзадело,то намерен довести его до конца

2. Язаканчиваюто,чтоначал

3. Неудачаменяобескураживает

 

4. Неудачапобуждаетк размышлениям

5. Радиделаяготовпожертвовать удовольствиями

III. Честолюбие

Возмож-1. В профессии для меня важно...

 

2 3 4
Да Нет Иногда
Необ-ходи- Скука Удовольствие
мость    
Упорство    
Да Нет Зависит от цел
Да Нет Иногда
т        Нет Да Я смеюсь над этим
Да Нет Немного задумываюсь

Да

2. Естьвеликиелюди,которымия восхищаюсь

3. Еслипредставитсяслучай,я переменю профессию на более интересную

4. Радиновыхзнанийябыохотно посещал специальные курсы

5. Ялюблювстречиидискуссии

6. Ялюблюколлективнуюработу

IV. И з о б р е

1. Яразмышляюомеханизмах мышления

2. Меняинтересуетустройство прибора, которым пользуюсь

3. Япредставляю,какможноего улучшить

4. Думаю,чтоуменяумелыеруки

Нет Время от времени

 

ность твор- Спо­койст- Хорошая зарплата
чества вие  
Да Нет Вызывает лишь интерес
Да Нет Все зависит от выигрыша
Да Нет Надо, чтобы меня заставили
Очень Нет Умеренно
Да Нет Могу приспособиться
Да Нет Иногда, если Вынужден
Да Нет Иногда
Да Нет Иногда

Нет

Да

Кое-что умею





План-заданиедлясамостоятельнойработы


215


 

l 1     2 11        з |           4
5. Меня интересует логика в Очень Не Предпочитаю
рассуждениях   заду-мыва-юсь над этим занимательность
6. Размышляя, я готов отказаться отсвоих старых представлений Если убеж­ден Иногда Этослишком трудно

V. Мои с и л ь н ы е

стороны

1. Здоровье позволяет мне напряженно работать Да Нет Умеренно
2. В общем, мне везет Да Нет Иногда
3. Моя память... Хоро­шая Плохая Средняя
4. Меня привлекает необычное Да Нет Если это касается моих интересов
5. Я убежден в ценности Да Нет В некоторой
квалификации     степени
6. Я выбрал профессию... По при- Слу­чайно Из практических соображений
 

званию

 
7. Я люблю мечтать и Да Нет Иногда
фантазировать      
8. Не люблю одиночества Да Нет Немного
9. Люблю размышлять в уединении Да Нет Зависит от ситуации
10. Когда нужно, я умею отрешиться от хлопот Да Нет Не всегда успешно

Анализ результатов.Если большинство ответов в колонке «А»,то вы скорее всего в полной мере одарены творческим темпера­ментом и ваши таланты проявляются в изобретательстве. Но вы еще не сделали ничего оригинального. Возможно, это оттого, что вы очень молоды или же склонны переоценивать себя, берясь за все подряд. В любом случае ваше желание быть творцом уже про­явилось.

Большинство ответов в колонке «В» означает, что вы доволь­но безразличны к творчеству. Может, дело в чрезмерной скромно­сти и пассивности? Если вы не задумаетесь над этим, то всю жизнь останетесь хорошим исполнителем, что, впрочем, тоже неплохо.


216                                      Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника

Но не стоит огорчаться и в том случае, если вам твердо из­вестно, что у вас нет способностей к науке. Вы же помните основ­ной принцип психодиагностики: нет людей бесталантных, а есть люди, занятые не своим делом. Банально повторять, что лучше быть хорошим портным, чем заурядным научным сотрудником. Престиж не тот? Помилуйте, какой может быть престиж у плохо­го ученого? Каждый раз с тревогой ждать разгромных рецензий на очередную работу, всю жизнь завидовать более способным, по­стоянно комплексовать на эту тему... Нет, незавидная судьба.

Большинство ответов в колонке «С» свидетельствует, что вы, без сомнения, можете доказать творческую способность, но не хотите это делать. Возможно, что ваш творческий ум избирателен и может проявить себя в некоторых областях. А.Эйнштейн, напри­мер, был гениальным творцом, если речь шла об абстрактных идеях; но его совсем не интересовали маленькие изобретения для повседневной жизни. Старайтесь не быть человеком одной идеи, потому что не у всех возможности Эйнштейна. Или попробуйте хотя бы развить больше маленьких идей, чтобы поддержать ту, которая вам действительно по сердцу.

Итак, если у вас нет сомнений в своих творческих возможно­стях, то теперь полезно присмотреться к ним повнимательнее. Попытаемся обозначить те особенности, которые отличают твор­ческую личность. Точнее, речь пойдет как бы о нескольких лично­стях, объединенных в одну, причем каждая из них отвечает за свой участок работы.

1. Открыватель.Онспособенрешатьтакиезадачи,которые требуют открытия каких-то закономерностей, свойств, отноше­ний.

2. Созидатель.Обладаетумениемсоздавать,конструировать новые материалы, машины, технологии и др.

 

3. Нарушительграниц.Длянегохарактернооченьсущественное для исследователя качество: способность переходить из своей уз­кой сферы в смежные области науки и успешно решать новые задачи. Такая мобильность незаменима при работе с комплексны­ми проблемами, на стыке наук.

4. Независимый.Умеетпротивостоятьсложившимсятрадициям и взглядам, мешающим получать новые знания. Он независим и по отношению к собственным устаревшим представлениям и ме­тодам работы.

5. Фантазер.Вотличиеотобычныхфантазеров,кегонаучным фантазиям предъявляется жесткое требование: они должны быть


План-заданиедлясамостоятельнойработы                                                          217

достоверны. Исследователь должен уметь на основе скудной ин­формации о нынешнем состоянии предмета предсказать его буду­щее, предложить убедительные гипотезы о прошлом. Самое цен­ное качество фантазера — способность подниматься над реально­стью.

6. Системщик.Егозадача—видетьпредметвцелом,совсеми его связями и последствиями, если связи нарушатся. Этого каче­ства не хватает многим специалистам, обслуживающим ведом­ственную науку. Многочисленные прожекты, вроде поворота се­верных рек, перекрытия дамбой Финского залива или строитель­ства Туруханской ГЭС с затоплением огромных территорий, име­ют общий недостаток: узость профессионального мышления, не­умение (или нежелание) честно взвесить все плюсы и минусы затеи. Впрочем, тут уже речь идет скорее о научной недобро­совестности.

7. Разрушитель.Способендиалектически,нетеряятого,что полезно, отказываться от старых систем знания, если они тормо­зят развитие науки.

8. Искатель.Принимаетикритическиосмысливаетсточки зрения своих проблем любые идеи, независимо от источника.

9. Диалектик.Можетнаходитьобщеевпротиворечащихдруг другу фактах, явлениях, событиях.

10. Синтезатор.Отнеготребуетсяумениезаконкретнымичаст­
ностями разглядеть общие закономерности.

Все эти качества объединим в понятие «открытый интеллект», которому противостоит «закрытый». Оба типа интеллекта так или иначе сочетаются в каждом из нас, образуя внутренний «научный коллектив». Он состоит из антиподов:

открыватель — методист,

созидатель - потребитель,

нарушитель — «патриот»,

независимый -   конформист,

фантазер — педант,

системщик — «зашоренный»,

разрушитель — охранитель,

искатель — догматик,

диалектик — прямолинейный,

синтезатор — интерпретатор.

В чистом виде не существуют ни левая, ни правая половины этого перечня, и каждый человек  в какой-то степени обладает и


218                                      Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника

теми и другими качествами. Но они отражают два края широкого спектра способностей к научной работе.

Левая сторона — качества, необходимые для производства нового знания.

Правая — чтобы сделать это знание приемлемым для всех.

Отметьте те качества, которые, как вы считаете, у вас есть, и оцените их по десятибалльной системе. Наиболее выраженное ка­чество (их может быть и два-три) определяет вашу интеллектуаль­ную доминанту. Сумма баллов левосторонних качеств характери­зует мощность вашего «открытого» интеллекта, а правосторонних — «закрытого».Теперь, зная тип своего интеллекта, его мощность и доминанту, вы можете грамотно ответить на вопрос, какой вид научной деятельности ближе всего вам. Вот как оценил себя на основе такой информации руководитель одного из ведущих в стране конструкторских бюро: «По таблице я достаточно прочно пропи­сан с левой стороны (67 баллов). Но и правая сторона достаточно сильна (49 баллов). По доминанте я созидатель. С ним соперничают независимый, системщик и нарушитель. Есть свои доминанты и справа: потребитель и педант. По степени проявления все это вы­глядит так: Я — созидатель — нарушитель — потребитель — систем-щ и к — педант».

Подобную характеристику самому себе составьте и вы. В за­ключение скажем, что к работе с применением описанных мето­дик учителю надо готовиться, так как если ими воспользуется неспециалист, то он вместо пользы может принести вред. Весьма полезна корректирующая беседа-консультация по следующей схе­ме: а) профессиональные намерения; б) интересы; в) способно­сти; г) л и ч н ы е качества; д) готовность к выбору профессии; е) советы и рекомендации ученику. Это тем более необходимо в современных условиях (новые экономические условия, процесс компьютеризации, экологическая ситуация и др.), когда требова­ния к любой деятельности претерпели существенные изменения, когда кардинально изменилась «карта мира профессий», когда под­ростки и юноши формируются и делают выбор в этом изменив­шемся мире. *


I








Глава VI










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...