Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника
13в - 15а, 16а,г, 17а,в 13г - 156,в,г, 166,в, 176,г 146 - 15а, 16а,г 14в - 15а, 16а,г 14г - 15а, 16а,г 15а - 16б,в 156 - 16а,г 15в - 16а,г, 17а 15г - 16а,г, 17а 16а - 17б,г 16г - 176 Анкета «Ваша будущая профессия» 1. Мнехотелосьбыработать... в — в необычных условиях (в горах, лесу, на море, подземлей ...); г - с чередованием условий. 2. Япредпочитал(а)бы,чтобырежимрабочегоднябыл... б — посменным (то утро, то вечер); в — свободным, гибким (начало и конец определяются работником); г — ненормированным (внезапные вызовы, ночные дежурства ...). 3. Мнеудобнееработать... а — сидя (за столом, пультом и др.); б - стоя (у станка, за прилавком и т.д.); в — в разъездах; г — чередуя постоянное место работы с разъездами. 4.Мнехотелосьбы,чтобыработабыласвязанас... а - простейшими механизмами, ручными операциями; б — с машинами и механизмами с ручным управлением; в — автоматическим и автоматизированным оборудованием; г — функциональными орудиями (речь, средства воздействия на эмоции человека, функциональные возможности организма). 5.Мнехотелосьбывсюработувыполнять... а — в одиночку; План-заданиедлясамостоятельнойработы 211 б — самостоятельно, но чтобы вокруг были люди; в — в коллективе, совместно с другими; г — с людьми, общаясь и управляя ими. 6. Мнебольшенравитсяработа,вкоторойнеобходимы... а — точные, мелкие движения; б - координация движений; в - быстрота движений; г - большая сила. 7.Вмоейбудущейработеважны... а — устойчивость внимания; б — наблюдательность; в — память на числа, даты, события; г — воображение. 8. Успехвмоейбудущейработезависитот... а — технической сообразительности, оперативного технического мышления; б — способности мысленно представить невидимые процессы, предметы и их соотношение; в — самоконтроля и самообладания; г — эмоциональности, умения входить в контакт с другими людьми. 9. Будущуюработумнехотелосьбывыполнять... а - по заданному плану; б — по плану, но получать в процессе новую информацию; в — по плану, но иметь возможность изменить его; г — оперативно, когда работа ставит все новые задачи, проблемы. 10. Всвоейработелучшеотвечать... а — только за себя, за выполнение своего задания; б - за выполнение задания группы; в - за работу механизмов, технику безопасности; г - общественные, материальные ценности. 11. Мненравитсяработа,вкоторойнужно... а — распознавать, определять свойства предметов, их качества; б - преобразовывать, обрабатывать предметы; в — изображать, придумывать новые образцы продукции; г — оказывать влияние на других людей. 12 Мне нравится ... а - оценивать продукцию, разбираться в свойствах объектов; 212 Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника б — обслуживать людей; в — находить как новые варианты решения задач, так и новые результаты; г — организовывать новые процессы, деятельность. 13. Мнехотелосьбы,чтобымоябудущаяпрофессиябыласвя а - руководством людьми, трудовыми коллективами; б — воспитанием и обучением людей; в — преодолением стихийных сил природы; г — комфортным, спокойным положением. 14. Мнехотелосьбы,чтобырезультатыбудущейработыбыли... а — малозаметны, известны только узкому кругу специалистов; б - известны коллективу, широкому кругу специалистов; в - известны всей стране, широко освещались прессой; г - всемирно признаны. 15. Мнехотелосьбы,чтобыотрезультатовмоейработы... а - зависела в основном только моя зарплата; б — непосредственно зависело выполнение производственного задания цеха, группы; в - зависела бы жизнь и здоровье людей; г - зависел бы мир на Земле. 16. Послеокончанияработы... а - хотел бы отключиться от нее, заниматься своими делами; б - интересно было бы продолжать думать о ней и дома; в - ни о чем другом и не думал бы, продолжал бы ею заниматься; г - и не вспоминал бы о работе до следующего дня. 17. Хотелбы,чтобыработабыла... а — рядом с домом; б - интересная, а далеко или близко от дома - неважно; в - не связанная с командировками; г - подальше от дома. Чем больше.совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем в меньшей степени старшеклассник готов к выбору профессии, имеет весьма противоречивое представление о работе, связанной с предполагаемой профессией. В этом случае предстоит серьезная профориентационная, профконсультационная работа для его самоопределения в выборе будущей профессии. План-заданиедлясамостоятельнойработы 213 Чем меньше совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем более четкое представление у школьника о работе по предполагаемой профессии. Наиболее оптимальный вариант — отсутствие совпадений в «Таблице противоречивых связей». 2.5. «У входа в науку» (тест на выявление склонности к творчеству)' После ориентации школьников в мире профессий, после определения предпочитаемого типа профессий целесообразно подумать о необходимых качествах, которые понадобятся в будущем. Литературы по этим проблемам выпущено много, в том числе и пятитомная энциклопедия «Мир профессий». В завершающей методике предлагаем материал, который может помочь тем, кто собирается заняться исследовательской, научной деятельностью. Профессия эта, относящаяся к типу «человек — знаковая система», — не самая распространенная и не самая доступная. Согласно одной из гипотез, в наше время наукой могут заниматься не более 6 - 8 % населения. Успешно сданные когда-то экзамены всего-навсего (зачастую) подтверждают умение выучить математику и в нужный момент вспомнить необходимое (что, впрочем, тоже полезно). Чтобы избежать ошибки, можно попытаться разобраться с помощью предлагаемого далее теста в наличии или отсутствии склонности к творчеству. Качества Степень выраженности 1 А 2 В С 3 4 I. Любопытство
1. Менявсеинтересуетспервого Да Нет Смотряпо взгляда обстоятельствам 2. Уменяестьинтересыпомимо основного занятия 3. Всвободноевремяуменятожеесть серьезные дела (общественная работа, Нет Время от времени . Да спорт и т.п.)
4. Ястараюсьрасширитьтуобласть, Некоторые темы меня интересуют 5. Я всегда хочу знать больше обо Да Нет всем
214 Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника
Нет Время от времени
Кое-что умею План-заданиедлясамостоятельнойработы 215
Анализ результатов.Если большинство ответов в колонке «А»,то вы скорее всего в полной мере одарены творческим темпераментом и ваши таланты проявляются в изобретательстве. Но вы еще не сделали ничего оригинального. Возможно, это оттого, что вы очень молоды или же склонны переоценивать себя, берясь за все подряд. В любом случае ваше желание быть творцом уже проявилось. Большинство ответов в колонке «В» означает, что вы довольно безразличны к творчеству. Может, дело в чрезмерной скромности и пассивности? Если вы не задумаетесь над этим, то всю жизнь останетесь хорошим исполнителем, что, впрочем, тоже неплохо. 216 Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника Но не стоит огорчаться и в том случае, если вам твердо известно, что у вас нет способностей к науке. Вы же помните основной принцип психодиагностики: нет людей бесталантных, а есть люди, занятые не своим делом. Банально повторять, что лучше быть хорошим портным, чем заурядным научным сотрудником. Престиж не тот? Помилуйте, какой может быть престиж у плохого ученого? Каждый раз с тревогой ждать разгромных рецензий на очередную работу, всю жизнь завидовать более способным, постоянно комплексовать на эту тему... Нет, незавидная судьба. Большинство ответов в колонке «С» свидетельствует, что вы, без сомнения, можете доказать творческую способность, но не хотите это делать. Возможно, что ваш творческий ум избирателен и может проявить себя в некоторых областях. А.Эйнштейн, например, был гениальным творцом, если речь шла об абстрактных идеях; но его совсем не интересовали маленькие изобретения для повседневной жизни. Старайтесь не быть человеком одной идеи, потому что не у всех возможности Эйнштейна. Или попробуйте хотя бы развить больше маленьких идей, чтобы поддержать ту, которая вам действительно по сердцу. Итак, если у вас нет сомнений в своих творческих возможностях, то теперь полезно присмотреться к ним повнимательнее. Попытаемся обозначить те особенности, которые отличают творческую личность. Точнее, речь пойдет как бы о нескольких личностях, объединенных в одну, причем каждая из них отвечает за свой участок работы. 1. Открыватель.Онспособенрешатьтакиезадачи,которые требуют открытия каких-то закономерностей, свойств, отношений. 2. Созидатель.Обладаетумениемсоздавать,конструировать новые материалы, машины, технологии и др.
3. Нарушительграниц.Длянегохарактернооченьсущественное для исследователя качество: способность переходить из своей узкой сферы в смежные области науки и успешно решать новые задачи. Такая мобильность незаменима при работе с комплексными проблемами, на стыке наук. 4. Независимый.Умеетпротивостоятьсложившимсятрадициям и взглядам, мешающим получать новые знания. Он независим и по отношению к собственным устаревшим представлениям и методам работы. 5. Фантазер.Вотличиеотобычныхфантазеров,кегонаучным фантазиям предъявляется жесткое требование: они должны быть План-заданиедлясамостоятельнойработы 217 достоверны. Исследователь должен уметь на основе скудной информации о нынешнем состоянии предмета предсказать его будущее, предложить убедительные гипотезы о прошлом. Самое ценное качество фантазера — способность подниматься над реальностью. 6. Системщик.Егозадача—видетьпредметвцелом,совсеми его связями и последствиями, если связи нарушатся. Этого качества не хватает многим специалистам, обслуживающим ведомственную науку. Многочисленные прожекты, вроде поворота северных рек, перекрытия дамбой Финского залива или строительства Туруханской ГЭС с затоплением огромных территорий, имеют общий недостаток: узость профессионального мышления, неумение (или нежелание) честно взвесить все плюсы и минусы затеи. Впрочем, тут уже речь идет скорее о научной недобросовестности. 7. Разрушитель.Способендиалектически,нетеряятого,что полезно, отказываться от старых систем знания, если они тормозят развитие науки. 8. Искатель.Принимаетикритическиосмысливаетсточки зрения своих проблем любые идеи, независимо от источника. 9. Диалектик.Можетнаходитьобщеевпротиворечащихдруг другу фактах, явлениях, событиях. 10. Синтезатор.Отнеготребуетсяумениезаконкретнымичаст Все эти качества объединим в понятие «открытый интеллект», которому противостоит «закрытый». Оба типа интеллекта так или иначе сочетаются в каждом из нас, образуя внутренний «научный коллектив». Он состоит из антиподов: открыватель — методист, созидатель - потребитель, нарушитель — «патриот», независимый - конформист, фантазер — педант, системщик — «зашоренный», разрушитель — охранитель, искатель — догматик, диалектик — прямолинейный, синтезатор — интерпретатор. В чистом виде не существуют ни левая, ни правая половины этого перечня, и каждый человек в какой-то степени обладает и 218 Глава V. Психологияподросткаистаршегошкольника теми и другими качествами. Но они отражают два края широкого спектра способностей к научной работе. Левая сторона — качества, необходимые для производства нового знания. Правая — чтобы сделать это знание приемлемым для всех. Отметьте те качества, которые, как вы считаете, у вас есть, и оцените их по десятибалльной системе. Наиболее выраженное качество (их может быть и два-три) определяет вашу интеллектуальную доминанту. Сумма баллов левосторонних качеств характеризует мощность вашего «открытого» интеллекта, а правосторонних — «закрытого».Теперь, зная тип своего интеллекта, его мощность и доминанту, вы можете грамотно ответить на вопрос, какой вид научной деятельности ближе всего вам. Вот как оценил себя на основе такой информации руководитель одного из ведущих в стране конструкторских бюро: «По таблице я достаточно прочно прописан с левой стороны (67 баллов). Но и правая сторона достаточно сильна (49 баллов). По доминанте я созидатель. С ним соперничают независимый, системщик и нарушитель. Есть свои доминанты и справа: потребитель и педант. По степени проявления все это выглядит так: Я — созидатель — нарушитель — потребитель — систем-щ и к — педант». Подобную характеристику самому себе составьте и вы. В заключение скажем, что к работе с применением описанных методик учителю надо готовиться, так как если ими воспользуется неспециалист, то он вместо пользы может принести вред. Весьма полезна корректирующая беседа-консультация по следующей схеме: а) профессиональные намерения; б) интересы; в) способности; г) л и ч н ы е качества; д) готовность к выбору профессии; е) советы и рекомендации ученику. Это тем более необходимо в современных условиях (новые экономические условия, процесс компьютеризации, экологическая ситуация и др.), когда требования к любой деятельности претерпели существенные изменения, когда кардинально изменилась «карта мира профессий», когда подростки и юноши формируются и делают выбор в этом изменившемся мире. * I Глава VI |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 261. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |