Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Религия и искусство как форма духовного освоения реальности.
Религия возникла еще в древности и претерпев различные изменения продолжает оказывать влияние на поведение и поступки очень многих людей и в наши дни. Связано это с тем, что в истории человечества не было ни одного народа, который не знал бы религии. В любом обществе религия как часть культуры является одним из основных социальных факторов. Религия - это основа и фундамент положительных качеств в человеке. Она ведет его к человечности, любви к ближнему, сочувствию, порядочности, отзывчивости и терпимости. Истинная религия ведет человека к добродетели в борьбе с его низменными качествами характера и поощряет стремление к чистоте, любви и благородству. Она есть основа самосовершенствования человека и ведет его к бессмертию. Религия указывает человеку на превосходящие его силы, обладающие собственными законами. Они могучи , таинственны и не изведаны. Но все же не всегда влияние религии носит абсолютно положительный характер. Атеизм сыграл немаловажную роль и огромное влияние на современные сложившиеся народы мира. Ф. как виду знания присущи также черты, характерные еще для одного вида познавательной деятельности — для художественного освоения действительности, т.е. для искусства. Искусство — образное освоение действительности, здесь превалирует индивидуальное, единичное; естествознание — понятийная форма отражения, в нем преобладают обобщения разных уровней генерализации знания, в том числе в виде законов. Искусство тоже отражает общее, но это общее (типичное) представляется в конкретных, живых образах. Иск-во направлено на постижение эстетического в самой действит. В искусстве велико значение синтетического начала. Если в естественных науках до сих пор преобладал элементаристский подход и лишь в последние десятилетия системный подход стал играть все большую роль, не претендуя, однако, на полное вытеснение первого, то в искусстве целостность постижения объектов — сознательная, неизменная установка художников. В силу особен. восприятия мира художников, у которых преобладает синтетич. начало, оно от природы оказывается целостным; результатом их творчества оказыв. синтетичные, целостные и, в идеале, гармоничные, эстетически ценные произв. Ф. произвед., если они действит. осмысливают бытие человека и окружающ. его действит., тоже оказываются личностными, выражающими личность и переживания философа, его отношение к действит. Поскольку переживания у разных философов различны, различны отношения, постольку и пониманий этого мира в философии множество. Результаты философствования тесно связаны, как и в искусстве, с индивидуальностью. Философия, отмечал В. И. Вернадский, является попыткой из личности познать сущее; в то время как научные истины в своем существе безлики, в философии личность отражается не только на процессе (что свойственно также и Науке), но и на самих результатах познания. «Произведения великих философов есть величайшие памятники понимания жизни и понимания мира глубоко думающими личностями в разных эпохах истории человечества. Они отражают: 1) прежде всего личность в ее глубочайшем размышлении о мире, а личностей может быть бесконечное множество — нет двух тождественных; 2) выработанное свое понимание реальности; таких пониманий может быть по существу не так уж много; они могут быть собраны в небольшое число основных типов. Но не может быть среди них одного единого, более верного, чем все другие. Критерия ясного и определенного для этого нет и быть не может». На этом своеобразии философского знания, сопоставимого с результатами творчества в искусстве, основан феномен личностного, так сказать, «внутреннего» неприятия читателями одних философов и влечения к произведениям других. Рус. Ф. второй пол. XIX века Н.Я. Грот в 1880 году опублик. статью «Философия как ветвь искусства». Несмотря на разнообразие и переменчивость вкусов в отношении к произведениям музыки, живописи, поэзии и философии, все они обладают в одинаковой мере способностью, если только они хороши, всегда вызывать в нас впечатление чего-то великого или высокого, волновать нас чувством красоты и гармонии, хотя бы мы вовсе не разделяли общую их идею и не одобряли ее исполнение в частностях. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Кант во всяком человеке возбуждают такое же изумление и уважение к своим творениям, как Фидий, Софокл, Эврипид, Рафаэль, Моцарт и Шекспир. Далее Н.Я. Грот замечает: «Философские системы, как все творения художников и поэтов, всегда остаются достоянием личности и неразрывно связаны с именем своего творца. Вхождение в содерж. филос. знания и в творческий процесс философского познания таких компонентов, которые специфичны для иск-ва, можно проследить по множеству линий, начиная от собственно эстетич. представл., составл., кстати, весьма значит. часть филос. знания (раздел «Эстетика»), вплоть до т.н. «картины мира», занимающей важное место в фил. бытия. Общая, фил. «картина мира» содержит в себе также человеч., эмоцион. отнош. к миру, его оценку с точки зрения судеб индивида и человечества. Родственность философии и искусства и их взаимопроникн., вплоть до слияния демонстрир. еще тем фактом, что несомненно фил. труды нередко обретали форму худ. произвед., а многие выдающ. поэты и писат. были философами-мыслит.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 267. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |