Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глобальные проблемы современности.




Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто оценочным. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного познания. Диалектический материализм выработал принципиально иной подход к этой проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса. Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью.

Более высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные формы производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества. Но процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Отсюда и многочисленные философские и социологические теории ХХ в., прямо или косвенно отрицающие прогресс и предлагающие заменить это понятие либо идей циклического круговорота (Шпенглер, Сорокин), либо "нейтральным" понятием "социального изменения". Широкое распространение получают также различные концепции пессимистической антиутопии. В этом же духе интерпретируются многие глобальные проблемы современности – экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, угроза ядерной войны, сохранение психического и физиологического здоровья населения.

Применение критериев общественного прогресса при исследовании развития общества должно носить комплексный характер и не в отношении экономической, социальной, политической или духовной сфер общества, а в целом, т.е. все сферы рассматриваются как части единого целого, как подсистемы единой общественной системы, имеющей свою историю.

 Глобальные проблемы: 1) экологическая 2) ядерные угрозы 3) демографическая 4) ограниченное кол-во ресурсов.

 

Приоритеты философии в новом тысячелетии.

Понимание природы как упо­рядоченного, закономерно устроенного поля, в котором человек как разум­ное существо, познав законы природы, способен осуществить свою власть над внешними процессами, поставить под свой контроль, подчинить себе. «Знание - сила» сказал Ф.Бэкон, и для человека, вооруженного знанием, природа представлялась кладовой с бесконечными ресурсами. В современной ситуации экологического кризиса, обнаружившего неадекватность потреби­тельского отношения к природе, всё чаще звучат призывы обратиться к по­иску нового ценностно-духовного отношения к природному миру не с точки зрения покорения его, а сотрудничества, диалога с ним, гармоничного вжи­вания в природу, что было характерно для традиционных обществ. Цен­ность власти, силы и господства над природой и социальным миром предполагает владение и присвоение товаров, а сама преобразующая деятельность расце­нивается как процесс, обеспечивающий власть человека-творца, преобразо­вателя над природным и социальным миром.

Глобальные проблемы современности - это существенные проявления кризисных явлений, характерных для всей сегодняшней человеческой циви­лизации. Это актуальные проблемы глобального мира, - т.е. мира единого, отсчитывающего общий исторический отсчёт, - проблемы, возникшие в ос­новном лишь на современном этапе развития общества, обладающие общими закономерностями развития и проявляющиеся в любом уголке земного шара. По своему характеру это довольно широкий круг проблем, объединённых од­ной основной чертой - они в равной степени актуальны в любой стране и в любом обществе, проблемы, связанные с неблагоприятным воздействием человека на природ­ную среду.

Так, под эгидой ООН была разработана стратегия мирового сообщества на новое столетие, получившая название концепция устойчивого развития общества и экономики. При её принятии указывалось, что поскольку значи­тельная часть природных ресурсов планеты исчерпана и ей угрожает перена­селённость, а экологическая обстановка становится всё более неблагоприят­ной, следование человечества прежним путём развития неприемлемо. Отсю­да следует необходимость перехода к устойчивому развитию, такому, при ко­тором удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения обес­печивается при сохранении подобной возможности для следующих поколе­ний.

1. предлагается ограничить экономический рост с учётом демографических процессов, чтобы сбалансировать соотношение между ми­ровым производством и мировым потреблением.

2. всё активнее ставится вопрос о решении глобальной ре­сурсной проблемы за счёт ноосферизации и космизации человеческой дея­тельности.

 

Культура и нравственность.

Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать. Культура – понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением религиозный культ, подражание человека, проявлением его субъективности характера, компетентностей, навыков, умений и знаний.

Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле – в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Этика же — название науки о морали.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...