Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика «Прогрессивные матрицы» Дж.Равена.




Область применения:Методика предназначена для измерения уровня общего интеллекта.

Возрастной диапазон применимости:Методика предназначена для тестирования детей школьного возраста ивзрослых.

Описание:

В компьютерной версии представлен черно-белый вариант прогрессивныхматриц Равена.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). Каждая серия таблиц содержит задания нарастающей трудности. Соответственно, усложнения типа заданийидет и от серии к серии.

Серия А. Используется принцип установления взаимосвязи в структурематриц. Задание заключается в дополнении недостающей части основногоизображения одним из предоставленных фрагментов. Выполнение заданиятребует тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения таких же особенностей в одном из нескольких фрагментов.

Серия В.Используется принцип аналогии между парами фигур. Необходимонайти принцип, по которому построена фигура в каждом отдельном случае.При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в образце.

Серия С. Используется принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц. Фигуры в пределах одной матрицы усложняются, добавляя с каждымшагом новые элементы.

Серия D. Используется принцип перегруппировки фигур в матрице. Необходимо найти перегруппировку в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е. Используется принцип разложения фигур на элементы.Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами. Одной фигуры в рисункенедостает. Ее необходимо выбрать из 6 (в сериях А и В) или 8 (в сериях C, D, E) предоставленных фигур.

Задачей испытуемого является установлениезакономерности, связывающей между собой фигуры на рисунке. Времяпрохождения теста ограничено.

Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровняумственного развития. Тестирование может проводиться среди испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, а так же с любымуровнем речевого развития.

Количество вопросов:5 серий карточек (черно-белый вариант), по 12 карточек в каждой серии.

Время прохождения теста:20 минут.

Описание шкал:

Уровень интеллекта. Высокий балл свидетельствует о высокоразвитом интеллекте для данной возрастной группы. Низкий балл указывает на дефектную интеллектуальную способность.

Интерпретация результатов:

Каждое правильное решение задания оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается общее число баллов по всем сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы. Показатели поотдельным сериям сравнивается со среднестатистическим, учитываетсяразница между результатами.

В соответствии с суммой полученных баллов степень развития интеллектаопределяется на основании процентной шкалы.Процентная шкала степени развития интеллекта:

95% и выше – особо высокоразвитый интеллект соответствующей возрастной группы;

75-94% - незаурядный интеллект для данной возрастной группы;

25-74% - средний интеллект для данной возрастной группы;

5-24% - интеллект ниже среднего;

4% и менее – дефектная интеллектуальная способность.

Структура психологического заключения (по результатам психодиагностики).

Психологическая характеристика на индивида, которые проходил психодиагностическое обследование, составляется по-разному в зависимости от того, кто и с какими целями запрашивает характеристику; от возраста испытуемого; от тех методов, которые использовались при изучении личности данного субъекта. Так, очень важная информация может быть получена в процессе наблюдения за поведением индивида в процессе диагностического исследования и в процессе беседы. Беседа по результатам психодиагностического исследования должна всегда дополнять данные, полученные при выполнении тех или иных методик.

В отдельных случаях психолог вынужден писать психологическую характеристику (заключение) «вслепую», не имея возможности обсудить результаты с испытуемым. В таких случаях нужно быть особенно осторожным в выборе формулировок с тем. В любом случае психолог, составляющий заключение, должен руководствоваться принципом «не навреди» и принципом психопрофлактической формы выдачи результатов психодиагностических исследований.

При составлении характеристики (заключения) вначале указывается возраст испытуемого, дата обследования, причина обследования. Психолог указывает, какой именно диагностический инструментарий использован для обследования.

Далее дается развернутое описание психологических особенностей, которые выявились в результате психодиагностического исследования. Описывается уровень выраженности свойств, качеств, состояний; соотношение их с другими особенностями; в осторожной и мягкой форме высказываются предположения (гипотезы), о том, с чем могут быть связаны те или иные факты, обнаруженные при исследовании. Дается прогноз развития или поведения, исходя из полученных данных.

При составлении психологического заключения по результатам методики 16PF Кеттела следует как можно более полно, непротиворечиво и логично писывать личность испытуемого, Отдельные качества объединять в смысловые блоки (например, коммуникативные качества), использовать выражения типа: «Для испытуемого характерно...»; «Скорее всего, испытуемый эмоционально устойчив...». Для облегчения проверки правильности заключения с правой стороны текста на полях указывайте фактор и стен, которые послужили основанием для тех или иных выводов.

При составлении психологического заключения по результатам выполнения методики «Несуществующее животное» следует описывать личностные особенности испытуемого, руководствуясь каталогом признаков. В тексте заключения, однако, не нужно указывать, какие элементы рисунка позволяют интерпретировать его тем или иным образом. Текст также должен быть логично связанным и представлять собой «психологический портрет» испытуемого.

Методы психодиагностики когнитивного развития.

Шкала Стэнфорд-Бине.

Первые тесты, приближающиеся к современным тестам интеллекта, разработал французский психолог Альфред Бине. В 1881 году французское правительство утвердило закон, по которому посещение школы стало обязательным для всех детей. Раньше те, кто не справлялся с учебой, оставались дома; теперь учителям пришлось справляться с широким диапазоном индивидуальных различий. Чтобы извлечь пользу из принятой школьной программы, правительство попросило Бине создать тест, позволяющий обнаруживать детей, которые слишком медленно соображали. Бине предположил, что интеллект следует измерять при помощи задач, требующих рассуждения и способностей к решению задач, а не перцептивно-моторных навыков. В сотрудничестве с другим французским психологом Теофилом Симоном в 1905 году Бине опубликовал шкалу, которую он пересмотрел в 1908 году и еще раз в 1911-м.

Бине разработал шкалу тестов, включающую компоненты возрастающей сложности и позволяющую измерять такие изменения в интеллекте, которые обычно связываются с увеличением возраста. Чем выше по шкале поднимается ребенок, правильно отвечая на вопросы теста, тем выше его умственный возраст (УВ). Понятие умственного возраста было главным в методе Бине; с помощью этого метода можно было сравнивать УВ ребенка с его хронологическим возрастом (ХВ), определяемым по дате рождения.

Льюис Терман из Стенфордского университета адаптировал тест, предложенный Бине, для американских школьников. Он предъявлял этот тест тысячам людей, стандартизировал его иразработал возрастные нормы. В 1916 году он опубликовал Стенфордскую версию тестов Бине, называемую теперь шкала интеллекта Стенфорд-Бине. Она пересматривалась в 1937, 1960, 1972 и 1986 гг.

Терман сохранил понятие умственного возраста, предложенное Бине. Каждый пункт теста был нормирован по возрастам, то есть он соответствовал возрасту, при котором его проходит существенное большинство детей. Умственный возраст ребенка определяется путем суммирования количества пунктов, пройденных на каждом возрастном уровне. Кроме того, Терман принял удобный индекс интеллекта, предложенный немецким психологом Вильямом Штерном. Этот индекс называется коэффициентом интеллекта, широко известным как IQ. Он выражает интеллект как отношение умственного возраста (УВ) к хронологическому (ХВ):

IQ=YB/XB×100

Число 100 используется как множитель, так что когда УВ равен ХВ, IQ будет равен 100. Если УВ меньше ХВ, IQ будет меньше 100; если УВ больше ХВ, то IQ будет больше 100. В последней версии теста Стэнфорд—Бине вместо показателя IQ используются оценки возрастных стандартов. Их можно выражать в перцентилях, показывающих, сколько процентовиспытуемых в стандартизируемой группе попадают выше или ниже данного показателя (Thorndike, Hage&Satter, 1986). И хотя концепция IQ все еще используется в тестировании интеллекта, оследний уже не вычисляется по приведенной формуле. Вместо этого используются таблицы перевода исходных показателей теста в стандартные показатели, которые подобраны так, что в каждом возрасте средний показатель равен 100. В соответствии с современным взглядом на интеллект как состоящий из различных способностей, в версии 1986 года все задания Теста Стэнфорд—Бине разбиты на 4 большие группы в соответствии с областями интеллекта: вербальное мышление, абстрактное/визуальное мышление, количественное мышление и кратковременная память (Scatter, 1988).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 310.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...