Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экзистенциально-гуманистический (феноменологический) подход




Выдающимися представителями данного направления являются американские психологи А.Маслоу и К.Роджерс. Согласно феноменологическому подходу, поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и понимания действительности. На языке философии психическое переживание окружающего называется феноменом, а изучение того, как человек переживает реальность, - феноменологией. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека – или субъективная способность постигать действительность – играет ключевую роль в определении поведения.

Сторонники этого подхода убеждены, что не бессознательные импульсы, внутренние конфликты или стимулы среды детерминируют поведение человека, а его личное восприятие реальности в каждый данный момент. Человек – не арена для решения внутренних конфликтов и не «поведенческая глина», из которой, благодаря научению, лепится личность, а, как говорил
Ж.-П.Сартр: «Человек – это его выборы».

Другой важный тезис, характеризующий феноменологическое направление, - идея о том, что люди способны определять свою судьбу, а значит, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют. Личность владеет свободой самоопределения, и это заложено в ее природе.

Третий тезис этого подхода состоит в том, что люди по своей природе добры и обладают стремлением к совершенству.В частности, предполагается, что люди естественно и неизбежно движутся в направлении дифференциации (личностной определенности и уникальности), автономности и зрелости.

В отечественной психологии также существуют различные воззрения на проблему личности. Исслед-ние личности каксистемы отношенийбыло начато А.Ф.Лазурским и продолжено В.Н.Мясищевым и его учениками и последователями. А.Ф.Лазурский предполагал, что личности различ. по преобладанию в них внешних и внутренних источников развития («экзопсихики», т.е. основанном на приобретенном опыте отношения человека к окружающему миру и самому себе).

А.Ф.Лазурский также отмечает переход отношений в черты характера. В.Н.Мясищев считает систему отношений главной характеристикой личности.Отношение – это сознательная, основанная на опыте, избирательная психологическая связь, которая соединяет человека с живой и неживой природой, процессами и явлениями в мире, с другими людьми (интерперсональные связи), с самим собой (отношение к себе, самооценка).

Человек рождается без всяких отношений, они формируются у него в процессе жизни. Отношение человека к самому себе – наиболее позднее образование, следующее за отношениями к ситуациям, предметам и людям. Оно завершает становление характера и, в целом, системы отношений личности, обеспечивая ее целостность.

Б.Г.Ананьев исходным моментом структурно-динамических свойств личности считал ее статус в обществе, равно как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность.На основе статуса и постоянной взаимосвязи с ним строятся системы: а) общественных функций-ролей и б) целей и ценностных ориентаций. Можно сказать, что статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой личности.

Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, составляющих как бы второй ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека, с одной стороны, склонности – с другой. Основная форма развития личностных свойств человека – жизненный путь человека в обществе, его социальная биография.

С позиций психологии деятельности рассматривает личность А.Н.Леонтьев, развивая идеи Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна. Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, других людей. Деятельность каждого конкретного человека зависит от его места в обществе, от условий его жизни и неповторимых индивидуальных обстоятельств. Деятельность человека вытекает из его потребностей. Вне деятельности реализация любой потребности невозможна. При этом ядром личности, ее стержнем выступают мотивы и цели деятельности.

Базовым в объяснении психики и поведения для грузинского психолога Д.Н.Узнадзе стало понятие установки. Установка – это детерминирующая тенденция, внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к явлениям и объектам действительности. Установка для Узнадзе выступает как опосредствующее звено между физическим и сознательным миром.


Основные качества (свойства) личности

Несмотря на существенные расхождения в подходе к личности и ее определении, имеются и общие позиции, которые могут быть отражены при выделении и описании ее основных качеств (свойств):

· социальность, т.е. несводимость к индивидным, биологическим характеристикам человека, насыщенность социо-культурным содержанием;

· уникальность – своеобразие и неповторимость внутреннего мира конкретной личности, ее суверенность и несводимость к тому или иному социальному или психолог. типу;

· трансцендентность – стремление выйти за «пределы себя», постоянное развитие и творчество как способ бытия личности, вера в возможность самосовершенствования и преодоления внешних и внутренних барьеров на пути к цели и, как следствие сказанного, назавершенность, противоречивость и проблемность;

· целостность и субъективность – сохранение внутреннего единства и тождества (равенства самому себе) во всех проживаемых ею на протяжении жизни ситуациях, надситуативность;

· активность и субъективность – способность изменять себя и условия своего существования, относительная независимость от внешних условий, способность быть источником собственной активности, причиной поступков и принятие на себя ответственности за эти поступки;

· нравственность как гуманистическая основа взаимодействия с социальным миром, стремление относиться к другому как к высшей ценности, равновеликой ценности собственного «Я», а не как к средству достижения иных, более «высоких» целей.

 

 

Модели структуры личности: типологические, динамические, структурные. Жизненный путь личности.

Один из наиболее популярных подходов в рассмотрении структуры личности – концепция черт личности.Согласно данной концепции, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...