Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типологические личностные модели




Тип личности – это совокупность множества различных черт, которые взаимосвязаны между собой и определяют постоянные и обобщенные поведенческие характеристики.

Примером типологического личностного подхода является концепция К.-Г.Юнга.

Юнг выделяет два основных личностных типа: интровертированный и экстравертированный. Интроверт – замкнутая, с трудом постигаемая, часто застенчивая натура, противоположностью которой является экстраверт - открытый, обходительный, часто веселый, по крайней мере, приветливый, уживчивый со всеми, если даже спорит, то все-таки находится в отношениях, позволяющих влиять на других или допускать влияние на себя.

Экстраверты черпают энергию в общении с людьми, всегда готовы продолжить общение или поддержать беседу, в то время как интроверту после периода интенсивного общения необходимо уединиться, обработать полученную информацию, что называется «подзарядить батареи».

Кроме того, Юнг выделяет четыре основных психических функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию. Мышление и чувствование Юнг рассматривал как альтернативные способы формирования суждений и принятия решений, а ощущение и интуицию – как способы получения информации.

Интуиция – способ обработки информации, накапливаемой преимущественно в бессознательном. Интуитивный тип более доверяет собственному опыту.

Ощущениеосновано на конкретных фактах, на том, что можно увидеть, понюхать, потрогать руками.

У мыслительного типа ярче, чем у чувствующего проявляется способность к обобщениям, абстрагированию, логическим суждениям. В обработке информации и при принятии решений представители этого типа считают оправданным объективный подход, имеющий четкие законы и правила.

Внутренняя и внешняя (при взаимодействии с миром) гармония, по Юнгу, возможна при гармоничном сочетании всех четырех психических функций. Чтобы ориентироваться, мы должны обладать функцией, которая подтверждает, что нечто имеет место - ощущение; вторая функция устанавливает, что именно наличествует – мышление; третья решает, подходит нам это или нет, хотим ли мы принять это – чувствование; четвертая функция указывает, откуда это пришло и к чему приведет – интуиция.

Динамические личностные модели

учитывают не только составляющие личность структурные элементы, но и существующие между ними взаимосвязи, особую внутриличностную динамику. Типичным примером такого сложного структурного описания личности является модель личности, предложенная З.Фрейдом.

Личность, по З.Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент – «Id» (Оно) – резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. «Оно» включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно: Эрос – инстинкт удовольствия и секса и Танатос – инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. «Оно» действует согласно принципу удовольствия.

Второй компонент личности – «Ego» (Я). Это – разум. «Я» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Именно «Я» находит компромиссы между неразумными требованиями «Оно» и требованиями реального мира – оно действует согласно принципу реальности.

Третий компонент личности – «Super-Ego» (Сверх-Я). Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат усвоения родительских и социальных ценностей. З.Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». Это – наша совесть. «Сверх-Я» действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.

Инстинкты («Оно»), разум («Я») и мораль («Сверх-Я») часто не ладят между собой, приходят в столкновение – возникают интрапсихические (внутриличностные) или психодинамические конфликты. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты поведения.

Структурные концепции личности в отечественной психологии

В отечественной психологии неоднократно предпринимались попытки представления структуры личности.

А.Г.Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении, как вопрос о синтезе сложных структур: темперамента (структуры природных свойств), направленности (система потребностей, интересов и идеалов), способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, обеспечивающей устойчивый, постоянный уровень активности и наилучшее приспособление человека к воздействующим на него раздражителям.
В.Н.Мясищев рассматривает структуру личности только в качестве одной из ее сторон, наряду с направленностью, уровнем развития и динамикой. По мнению В.Н.Мясищева, психические образования и их функции должны быть непрерывно связаны с содержанием психической деятельности. Именно особенности содержания деятельности определяют функциональную структуру психики и личности. Побудителями поведения являются те же отношения, проявляющиеся в форме потребностей, интересов и склонностей. Исполнительный компонент – способности человека, т.е. те свойства личности, которые являются условиями выполнения ею разных видов деятельности.

Структурно-характерологические особенности личности схематично можно изобразить следующим образом:

А) Структура личности.

1. Отношения и их уровень развития:

а) высокий (идейный – убеждения, сознание долга, общественно-коллекти-
вистские мотивы);

б) средний (преобладание конкретно-личных отношений – личные симпатии и антипатии, непосредственный утилитарный интерес или расчет);

в) низкий (примитивно-витальный – влечения).

2. Интеллект и способности и степень их развития:
а) уровень развития – высокий, средний, низкий; б) дифферен-
цированность отдельных компонентов: запаса знаний (высокий, средний, бедный), развития умений, характеристики работоспособности и воли (мера стремления к реализации потребности), а также особенностей других психических процессов (памяти, внимания, мышления).

3. Темперамент(динамика психических реакций и особенности эмоциональности человека): а) типы по Гиппократу-Павлову: холерический (безудержный), сангвинический (сильный, подвижный), флегматический (сильный, инертный), меланхолический (слабый); б) человеческие типы по Добролюбову-Павлову: художественный, мыслительный, средний.

4. Характер (личность в ее своеобразии, привычные способы поведения): а) тип характера – сильный, слабый, недифференцированный; б) структура характера – цельный (гармонический), противоречивый (дисгармонический); в) направленность основных тенденций – экспансивный, импрессивный, уравновешенно-рассудочный, неуравновешенно-безрассудочный.





Б) Содержание личности.

1. Содержание основных отношений личности: социальных, общественных, производственных, бытовых, семейных, личных, интимных.;

2. Характеристика мировоззрения личности: взгляды и оценки (широкие – объективные, узкие – субъективно-личные); уровень интересов (идейные, коллективистские, семейные, личностно-индивидуалистические, эгоистические, витально-примитивные); нравственно-эстетический уровень (гуманистический, индивидуалистический, аморальный); идеологический уровень.

По С.Л.Рубинштейну, изучение психического облика личности включает три основные вопроса.

Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего он хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.

Вслед за этим, естественно, встает второй вопрос: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека.

Однако способности – это вначале только возможности; для того, чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека (С.Л.Рубинштейн, с.99). Таким образом, по С.Л.Рубинштейну, структура личности включает: 1)подструктуру направленности, 2)задатки и способности и 3) характер и темперамент, представляющий динамическую основу характера.

К.К.Платонов,учитывая соотношениесоциального и биологического в качествах личности, выделяет четыре группы свойств (черт), составляющих основные стороны (подструктуры) личности:

· 1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. В нее входят: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения.

· 2-я подструктура личности - опыт - объединяет знания, навыки, умения и привычки, которые формируются на основе личного опыта, но имеют заметное влияние и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности.

· 3-я – индивидуальные особенности психических процессов, или психических функций, понимаемые как формы психического отражения (ощущение и восприятие, память, мышление и воображение, чувства, воля).

· 4-я – биопсихические свойства личности. Активность этой подструктуры, в большей степени, определяется основными физиологическими свойствами нервной системы и включает: темперамент, половые и возрастные особенности личности, включая ее патологические, т. н. органические изменения.

Особенностями этих четырех подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные свойства личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...