Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общее понятие языка и речи: функции и виды.
Язык предст. собой систему знаков любой физ. природы, служ. средством осуществления человеч. общения, мышления, способом выражения самосознания личности. В собственном смысле слова, язык слов – социально-психолог. явление, позвол. передавать от покол. к поколению и хранить всю ранее накопленную людьми инфор-цию. Речь-историч. сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь-одно из непосредств. естеств. проявлений языка, она явл. звуко-словесным общением. Функции языка. Язык нужен людям для передачи исторического опыта. Язык выступает как средство общения. Язык принимает участи как система специальных знаков в осуществлении мыслительной деятельности. Человек, овладев языком, приобретает способность к логическому мышлению.Мысль внешне проявляется в звуках речи, в знаках письменности. Благодаря этому мысль одного человека становится доступной другому. Функции речи. Обычно выделяют три основные функции речи, которые теснейшим образом связаны между собой. Первая функция - осуществление процесса общения между людьми, ее еще называют коммуникативной функцией. Подвидами ее служат: информационная функция, с помощью которой происходит передача информации, сообщения. Помимо сообщения о каких-либо событиях, явлениях речь часто направлена на то, чтобы побудить собеседника к определенным действиям, поступкам, а также вызвать у него определенные мысли, чувства, желания. Такая функция речи носит название побудительной, или волеизъявительной. Побудит. сила речи определяется ее выразит-ностью, поэтому третьей разнов-стью коммуникативной функции называют эмоцинально-выразительной. Вторая функция речи заключается в том, что речь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития. Речь становится таким средством благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления действия, качества и пр. В связи с чем, эту функцию называют сигнификативной, или семантической. Человек, усваивая язык как общественно-фиксированную систему знаков, одновременно овладевает неразрывно связанными с ним логическими формами и операциями мышления. Тогда речь начинает выполнять функцию обобщения, так как с ее помощью у человека происходит создание собственных мыслей. Виды речи. Внешняя и внутренняя речь. Внешняя речь служит общению, поэтому ее осн. признак – доступность восприятию через слух. или зрит. канал др. людей. Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Обычно о ней говорят, что это словесная оболочка мышления. Устная и письменная речь. В зависимости от того, употребляется ли для внешней речи звуки или письменные знаки, различают устную и письменную речь. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Монолог и диалог (полилог). В зависимости от условий общения устная речь приобретает вид либо монологической, либо диалогической речи. Речь, в которой принимают участи больше, чем два человека носит название полилога. В диалоге (полилоге) люди говорят попеременно Монологическая речь предполагает, что говорит один человек, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи – ярко выраженная направленность ее к слушателям.Цель такой речи – достигнуть необход. воздействия на слушат., передать им знания, убедить в чем-л. Особенности письменной речи. Письменная речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи.Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого материала. Понятие личности. Соотношение понятий «индивид, личность, индивидуальность». Слово «личность» – в английском языке «personality» – происходит от латинского «persona». Первоначально это слово означало маску, которую надевал актер в древнегреческом театре. В понятие «личность» вкладывался внешний, поверхностный социальный образ, подобный тому, что демонстрирует человек, играя определенные социальные роли. Есть аналог этого слова и в русском языке – «личина», что также обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим. Научный подход к личности отличается от житейского. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 207. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |