Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие мышления. Характеристики мышления. 




Мышление – это познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения связей и отношений между предметами объективной действительности.

Выделяют следующие отличительные признаки:

· Основная функция ощущения и восприятия – это отражение свойств конкретных предметов внешнего мира. Основная функция мышления – выявление внутренних связей в предметах.

· Чувственное познание осуществляется непосредственно при взаимодействии с внешним миром.

· Мышление может быть оторвано от реального мира, так как для познания может использовать «заместитель» предметов внешнего мира – знак, символ.

· Мышление протекает не только с использованием результатов чувственного познания или опосредованное словом, но и в целом с опорой на знания, приобретенные ранее;

· Особенность получения результата мыслительного процесса связана с тем, что мыслительные результаты изначально носят обобщенный характер;

· Мышление благодаря своей независимости от реального мира, обобщенности мыслительных образов оторвано и от времени.

Мышление можно охарактеризовать с позиции его процессуальных и результативных характеристик.

I. Процессуальные характеристики мышления.

Освальд Кюльпе и его ученики объединили свои усилия по изучению фазовой динамики мысли. В результате своих экспериментов они выделили 4 стадии динамики мысли:

v Постановка вопроса. На этом этапе вычленяется вопрос, анализируются условия задачи. Он направляет процесс мысли.

v Выдвижение гипотез. На этом этапе осуществляется поиск возможных направлений в преобразовании, изменении в проблемной ситуации.

· Характером знаний, которыми обладает решающий задачу;

· Опытом(житейским и профессиональным);

· Богатством ассоциативных знаний(опытом мыслительной деятельности);

· Индивидуальными особенностями работы с гипотезами. Можно выделить такие типы людей по их работе с гипотезами: безгипотезные, или дающие случайный ответ (сразу выдают ответ, без предварительной проработки проблемы); одногипотезные (обычно выдвигающие одну гипотезу и работающие с ней до последнего этапа, и лишь затем, при необходимости, выдвигающие следующую гипотезу) и многогипотезные (одновременно выдвигающие и работающие с нескольким гипотезами). Дж.Брунер выделил еще азартное, или бессистемное выдвижение гипотез. Он считал, что такие же стратегии люди избирают и при проверке своих гипотез.

v Проверка гипотезы (или поиск верного решения). На этом этапе протекает собственно решение мыслительной задачи. Мы можем осуществить эту деятельность несколькими методами:

· а) методом проб и ошибок;

· б) пассивным использованием алгоритмов;

· в) активным использованием алгоритмов;

· г) использовать интуитивное решение (инсайт).

Как и на этапе выдвижения гипотез, успех в поиске верного решения зависит, кроме правильно выбранного метода проверки гипотезы, от определенных условий:

· Знания и опыт по-прежнему играют ведущую роль в успешном решении мыслительной задачи;

· Мыслительные операции. Посредством мыслительных операций осуществляется проверка гипотез. Мы в нашей мыслительной деятельности пользуемся восьмью операциями. Первая из них – сравнение. Вторая логическая операция – обобщение. Представляет собой средство объединения предметов, явлений, понятий по их существенным признакам и свойствам.

Остальные мыслительные операции можно представить в виде пар.

«анализ – синтез».

«абстракцию – конкретизацию».

«систематизация – классификация».

Суждения и умозаключения. Эти способы верного ответа характерны для понятийного уровня мышления, когда мыслительным процесс опосредуется словом.

v Проверка решения (поиск ответа или нахождение ответа) является заключительной стадией фазовой динами мысли. Условиями успешного прохождения этой стадии в свою очередь являются:

· Умение обобщать, то есть выделять наиболее существенные признаки проблемы;

· Речевой запас, позволяющий выразить результат решения на доступном для окружающих языке;

· Глубина понимания проблемы. Обычно выделяют три признака понимания: вариативность речевой формы при выражении одной и той же мысли; вариативность операций, способов решения; вариативность логической формы мысли (суждения).

II. Результативные характеристики мышления.

Это понимание, обобщенность и речевая форма мысли.

Понимание – это мысленное воспроизведение объективного процесса возникновения и формирования предмета целенаправленной деятельности и мышления. Оно осуществляется через внутреннюю речь субъекта. Понимание нельзя отождествлять со знанием, так как возможно знание без понимания и, наоборот, понимание без соответствующего знания. Субъективным признаком понимания является ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассмат-
риваемого явления. Это может быть:

· Логическая упорядоченность, ясное вúдениепричинно-следственных связей. В этом случае ранее механические перечисляемые факты объединяются в единую логическую систему

· Ясное ощущение субъектом связанности и осмысленности явлений (и без логического каркаса). В этом случае человек понимает мысли, мотивы другого человека. Он понимает социокультурные явления: исторические события, письменные памятники, искусство и т.д.;

· Понимание на основе сопереживания, идентификации. В таком случае мы понимаем эмоции другого человека, понимает этические и эстетические явления.

Сюда же относится и нерасчленимое «понимание человека». Наиболее изученными является роль языка в этом понимании. Будучи необходимым условием и, вместе с тем, продуктом общения и совместной деятельности людей, понимание осуществляется в актах внутренней речи субъекта и раскрывает ему как собственные мотивы и цели, так и мотивы, цели и содержание обращенного к нему действия другого человека (поступка, речи, демонстрации или репрезентации предмета и т.п.).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...