Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика эмоций. Функции эмоций.
С позиций научной психологии эмоция - это процесс отражения человеком в форме непосредственного пристрастного переживания отношений к предметам и явлениям действительности. С.Л.Рубинштейн, рассматривая эмоцию как феномен, выделяет три основных ее признака: 1. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту (в отличие от восприятия, в котором отражается содержание самого объекта); 2. Эмоции, обычно, отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие - неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п. 3.В эмоциональных состояниях так же, как отметил В.Вундт, обнаруживаются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Биологическое и психологическое значение эмоций эмоции выполняют сигнальную функцию, показывая, что из происходящего значимо, что – нет, что представляет ценность, а от чего лучше отказаться. С сигнальной функцией эмоций тесно связана функция регулятивная. Эмоции не только ориентируют нас по отношению к различным событиям и объектам, но и побуждают к определенным действиям – сближению или уклонению, поиску или отвержению. Эмоции играют большую роль в энергетической мобилизации организма. Когда человек эмоционально возбужден, его состояние сопровождается определенными физиологическими реакциями: изменяется давление крови, содержание в ней сахара, частота пульса и дыхания, напряженность мышц. Эмоции выполняют стабилизирующую функцию. П.К.Анохин считал, что эмоциональные проявления закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка жизненно значимых факторов. Эмоции обеспечивают человеку возможность приспособиться к существованию в информационно неопределенной среде. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмоций. У человека не будет ни радости, ни торжества, если в заранее определенное время, совершив несколько определенных действий, он окажется у цели, достижение которой заведомо не вызывало сомнений. Эмоции способствуют поиску новой информации и тем самым повышают вероятность достижения цели. Неоспорима роль эмоций в установлении контактов между людьми. Выразительные движения, сопутствующие эмоциональным явлениям, позволяют нам ориентироваться в том, что переживает в данный момент человек – радость, скорбь или зависть. Благодаря этому, мы можем предложить свою помощь или уклониться от нежелательного контакта (начальник «рвет и мечет») или показать другим, что «меня сейчас лучше не трогать»
22.Виды эмоционального реагирования. Учитывая параметр длительности, можно говорить об эмоциональных переживаниях мимолетных, неустойчивых, длительных, продолжающихся несколько минут, часов и даже дней и хронических, что имеет место в патологии. При дифференцировании эмоциональных состояний по параметру интенсивности и глубины, чаще всего, используется линейный подход: на одном конце ряда находятся эмоции низкой интенсивности (настроение), на другом – эмоции высокой интенсивности (аффекты). С.Л.Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня: · Первый – это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Он связан с физическими чувствованиями удовольствия – неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями человека. Примером этого могут служить наши ощущения, имеющие своеобразную эмоциональную окраску или тон (приятный или неприятный запах и т.п.), или ощущения более общего характера, отражающие самочувствие человека и не связанные в его сознании с конкретным предметом (беспредметная тоска, тревога или радость); · Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений, по С.Л.Рубинштейну, составляют предметные чувства – эмоции. Человек осознает причину эмоционального переживания. На смену беспредметной тревоги приходит конкретный страх (например, грозы, тяжелого заболевания, одиночества и др.). Сами чувства, в таком случае, дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся, интеллектуальные, эстетические и моральные. Этому уровню принадлежат такие чувства, как любовь или ненависть к определенному человеку, восхищение одним предметом и отвращение к другому, негодование по поводу какого-то события, удивление в связи с поступившей информацией и т.п.; · Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, аналогичными по уровню обобщенности абстрактному мышлению. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.п. Они могут иногда выступать как частные состояния, связанные с конкретным событием, однако, чаще они выражают общие устойчивые мировоззренческие установки личности. С.Л.Рубинштейн называет их мировоззренческими чувствами. Выделяя уровни эмоционального реагирования, С.Л.Рубинштейн предпринял попытку наметить эволюционный путь развития эмоциональной сферы человека. Существуют и другие классификации эмоций. В соответствии с предложением И.Канта, эмоции принято делить на стенические (от греческого «стенос» – сила), т.е. тонизирующие, возбуждающие, обеспечивающие энергичное действие, и астенические – подавляющие активность человека, тормозящие, расслабляющие. К стеническим относятся такие эмоции, как радость, злость, гнев, к астеническим – тоска, тревога, благодушие. В отечественной психологии традиционно принято выделять: эмоциональный тон ощущений, эмоции (включая аффекты) и настроения.
Стресс и его виды. В настоящее время вместо понятия «эмоциональное напряжение» часто употребляется термин «стресс». Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разного рода – холод, усталость, унижение, боль и многое другое – организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и общим, однотипным комплексным процессом вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. В законченном виде учение о стрессе, как общем адаптационном синдроме при действии различных повреждающих агентов, было сформулировано Г.Селье. Первоначально Г.Селье и его сотрудники уделяли внимание лишь биологическим и физиологическим аспектам стресса. Поэтому стало традиционным понимание стресса как физиологической реакции организма на действие отрицательных факторов, представляющих для него угрозу. Стресс выражается общим адаптационным синдромом, проявляющимся независимо от качества патогенного фактора (химического, термического, физического), и имеет определенные стадии: · реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сначала понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза противошока»); · стадия устойчивости, когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организма к новым условиям; · стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций. В настоящее время не возникает сомнений в том, что любой стресс является и физиологическим, и психическим (эмоциональным). С помощью стресса организм как бы мобилизует себя на самозащиту, на приспособление к новой ситуации. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их влиянием изменяется режим работы многих органов и систем организма. Организм подготовлен к борьбе, к преодолению опасности, тем или иным путем организм готов справиться с ней – в этом и состоит основное биологическое значение стресса. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде физиологических и психологических свойств – в сдвиге соматических (телесных) показателей в сторону интенсификации, улучшении внимания (его объема и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, положительной эмоциональной окраске работы. Определенный уровень эмоционального возбуждения обеспечивает повышение эффективности деятельности. В то же время, эмоциональное перенапряжение может привести к снижению трудоспособности человека. Йеркс и Додсон установили, что зависимость продуктивности деятельности от уровня связанной с ней активации может быть описана инвертированной U – образной кривой. Из этого следует, что по мере увеличения эмоционального напряжения продуктивность вначале растет быстро, а затем ее рост замедляется и, начиная с некоторого критического уровня, эмоциональное возбуждение уже ведет к падению уровня продуктивности – вначале медленному, затем резкому. Нередко в стрессовой ситуации человек вынужден вести себя сдержанно, полностью контролирует свое поведение, принимает точные и ответственные решения, однако, при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям. В настоящее время хорошо известно, что в результате психической травмы у человека может возникнуть патология внутренних органов, вплоть до онкологических заболеваний. Различные люди реагирует на одинаковые нагрузки по-разному. У некоторых при стрессе эффективность деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), у других – сразу же падает («стресс кролика») |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 217. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |